Учитель сказал катхаку: «У гопи была экстатическая любовь, непоколебимая и целеустремлённая приверженность к одному идеалу. Ты знаешь смысл приверженности, которая не обращается к одному идеалу? Это приверженность, слегка окрашенная интеллектуальным знанием. Оно заставляет человека чувствовать: „Кришна стал всем этим. Он один есть Высочайший Брахман. Он — это Рама, Шива и Шакти“. Но этого элемента знания нет в экстатической любви к Богу. Однажды Хануман пришел в Двараку и захотел увидеть Ситу и Раму. Кришна сказал Рукмини, Его царской супруге: „Тебе бы лучше принять форму Ситы — иначе не будет нам спасенья от рук Ханумана“.
Однажды братья Пандавы исполнили жертвоприношение Раджасуйя. Все цари возвели Юдхиштхиру на царский трон и низко склонились перед ним в почтении. Но Бибхишана, царь Цейлона, сказал: „Я низко кланяюсь Нараяне, и никому ещё“. При этих словах Господь Кришна низко поклонился Юдхиштхире. Только тогда Бибхишана простерся перед ним.
Ты знаешь, на что похожа приверженность одному идеалу? Она похожа на отношение невестки в семье. Она прислуживает всем членам семьи — своим деверям, свекру, мужу и так далее, — принося им воду чтобы помыть ноги, подавая полотенца, устраивая им сиденья и прочее, — но с её мужем у нее особые отношения.
Есть две составные части в этой экстатической любви: чувство „я“ и чувство „мое“. Яшода думала: „Кто будет присматривать за Гопалой, если не я? Он заболеет, если я не позабочусь о Нем“. Она не смотрела на Кришну как на Бога. Другая составная часть — это чувство „мое“. Это значит считать Бога своим близким - „мой Гопала“. Уддхава сказал Яшоде: „Мать, твой Кришна — это Сам Бог. Он Господь Вселенной, а не обычное человеческое существо“. „Ох! — воскликнула Яшода. — Я не спрашиваю тебя о твоем Господе Вселенной. Я хочу знать, как поживает мой Гопала. Не Господь Вселенной, а мой Гопала“.
Как верны Кришне были гопи! После многих горячих просьб к привратнику гопи вошли в царский двор в Матхуре, где Кришна восседал как царь. Привратник привел их к Нему — но при виде Царя Кришны, носящего царский тюрбан, гопи наклонили свои головы и сказали друг другу: „Кто этот мужчина с тюрбаном на голове? Должны ли мы нарушать нашу чистую любовь к Кришне, разговаривая с ним? Где наш возлюбленный Кришна в желтом одеянии и с очаровательным хохолком с павлиньим пером?“
Ты следовал целеустремлённой любви гопи к Кришне? Идеал Вриндавана единственный в своем роде. Мне говорили, что жители Двараки поклонялись Кришне, спутнику Арджуны, но отвергали Радху».
ПРОВОЗВЕСТИЕ РАМАКРИШНЫ
Глава 10
«УЧИТЕЛЬ С ПОКЛОННИКАМИ ИЗ БРАХМО САМАДЖА (2)»