В 2024 году ФАС России активизировала работу по контролю за цифровыми платформами, уделив особое внимание рынку электронной коммерции. Исследование деятельности маркетплейсов позволило выявить доминирующее положение двух ключевых игроков — Wildberries и Ozon, чьи практики были проанализированы на соответствие положениям «пятого антимонопольного пакета». В апреле 2024 года обе компании получили предупреждения о необходимости прекращения навязывания продавцам невыгодных условий сотрудничества, которые были полностью исполнены. В частности, Wildberries внесла в договоры с продавцами чёткие основания для блокировки аккаунтов и расторжения соглашений, детализировала процедуры приёмки товаров и зафиксировала тарифы, исключив их изменение для товаров, уже находящихся на складах. Кроме того, компания отменила спорные штрафные санкции и ограничения на обмен контактными данными с покупателями, а также внедрила функционал чатов для урегулирования споров.
Аналогичные изменения были реализованы Ozon, который также формализовал условия расторжения договоров, упорядочил меры ответственности продавцов и запустил систему коммуникации между продавцами и покупателями. Эти меры способствовали повышению прозрачности работы платформ и созданию более сбалансированных условий для участников рынка. В марте 2025 года обе компании сообщили о выполнении дополнительных требований ФАС России, касающихся добровольного участия продавцов в акциях и скидочных мероприятиях. Теперь продавцы получили возможность бессрочного отказа от таких акций, что минимизирует риски недобросовестного ценообразования.
Помимо электронной коммерции, антимонопольный орган сосредоточил внимание на других цифровых рынках, включая телекоммуникационный сектор и IT-индустрию. В числе приоритетных задач — контроль за ценами на услуги связи, обеспечение справедливых условий доступа к инфраструктуре, а также пресечение нарушений в сфере экономической концентрации, включая мониторинг исполнения обязательств, взятых крупными технологическими компаниями, такими как «Яндекс».
Составлено на основе Доклада ФАС России к заседанию Коллегии ФАС России







