Ассоциативное мышление
Также ассоциативное мышление:
Способствует развитию воображения.
Улучшает адаптацию к новым,нестандартным ситуациям.
Улучшает объем памяти.
Автор книги «Суперпамять» Тони Бьюзен предлагает использовать ассоциации для того, чтобы быстрее и лучше запоминать информацию. Чтобы новое понятие укоренилось в нашей памяти, мы должны провести связь через ассоциацию, ведь память основывается на системных принципах.
Стимулирует работу мозга
Советский нейрофизиолог, профессор П.К. Анохин говорит, что возможности мозга по формированию ассоциативных связей намного превосходят его возможности по хранению информации;
Помогает генерировать новые идеи
Мы придумываем новое тогда, когда можем отступить от привычного. Мозговые штурмы помогают открыть сознание. Ментальные карты позволяют раскрыть потенциал мышления. В основе техники лежит теория,что мозг по природе склонен мыслить ассоциативно-от центра к периферии. Ментальные карты-ассоциативный способ подключения мышления. Эффективность этого инструмента заключается в его способности визуализировать и организовывать информацию. Ученые и эксперты подтверждают, что ментальные карты улучшают наши когнитивные навыки и способности к ассоциативному мышлению. Они позволяют нам увидеть связи и взаимосвязи между различными идеями и концептуальными блоками.
Ментальная карта. Способы её использования
- Визуализация связей. Ментальные карты позволяют визуально устанавливать связи между различными идеями или концепциями. Это стимулирует ассоциативные коры мозга, поощряя создание ассоциаций и переходов между различными элементами информации.
Процесс составления ментальной карты включает три процесса:
- Выбор темы;
- Создание карты;
- Разработка вторичных связей и придумывание концепций(связывание их воедино).
Ментальные карты как техника развития воображения описываются в книге «Дизайн вашей жизни», Билл Бернетт, Дэйв Эванс.
Пример: Попробуйте с помощью ментальной карты завизуализировать свою будущую профессию. Сначала, напишите ваши повседневные занятия, кружки, хобби, интересы, увлечения и т.д. Теперь по уровню шкалы оцените, насколько вас интересует и заряжает это занятие. На пересечении наибольшего уровня увлеченности и энергии находится состояние потока. Выберите занятие с самыми наибольшими показателями. Придумайте яркую ассоциацию,возникающую с ним. Берем это в центр нашей ментальной карты. Например,если вы любите ходить в походы, вы можете взять ассоциацию свежий воздух.
Это первый шаг.
Второй шаг: непосредственное создание ментальной карты. Для этого необходимо выбрать свежую идею и записать пять-шесть вещей, связанных с ней. Постарайтесь тщательно фиксировать все, что придет на ум. А теперь повторите тоже самое со словами во втором кольце. Нарисуйте три-четыре линии, отходящие от каждого слова и отметьте первые попавшиеся ассоциативные образы.
Образы, всплывающие в голове, не должны сочетаться со словами или вопросами в центре, только со словом во втором кольце. Повторять этот процесс до тех пор, пока не получится три-четыре кольца словесных ассоциаций.
Важно игнорировать внутреннюю ограниченность,не обдумывать образы или не подвергать их логической критике.
Следующий шаг: рассмотреть эти произвольные словесные ассоциации и выделить несколько моментов, которые могли бы представлять интерес и объединить их в несколько концепций. Вы можете выбрать слова из внешнего периметра ментальной карты, потому что это именно та информация, которая находится всего в нескольких шагах от нашего сознательного мышления, а также подсознания. Вы может подумать,что хотите стать гитаристом или путешественником, или исследователем биологических объектов, или гидом туристического агентства. Начав с самых простых мыслей, вы можете забраться в глубину сознания и найти ключ к своему жизненному пути.
Таким образом вы можете визуализировать связи в совершенно любой области, используя свою ассоциативную способность.
2. Структурирование информации.
Ментальные карты можно использовать для того, чтобы эффективно запоминать информацию. Ментальные карты помогают систематизировать информацию, распределяя ее по разным ветвям. Это способствует более структурированному и организованному мышлению, что в свою очередь поддерживает ассоциативные процессы.
Возьмите любой текст и используйте этот план:
1. Расставьте акценты, выделить самые главные мысли текста (центр ментальной карты);
2.Использовать ассоциации и управление мыслями, связывая их с вторичными мыслями текста, направлять к другой идеи или воспоминанию;
3.Соблюдать структуру уровней: на первом уровне расположить самые главные элементы, на втором уровне подразделы, на последующих уровнях конкретизировать идеи и детали.
Пример:
1) Текст про роль и влияние искусства на общество (публицистический).
Искусство и культура оказывают большое влияние на общество и человеческое благополучие. Они являются неотъемлемой частью человеческого опыта, позволяют нам выражать идентичность, ценности и креативность, а также способствуют социальной связности и взаимопониманию между различными культурами. Различные художественные выражения, такие как живопись, литература, музыка и танец, помогают нам исследовать и выражать свои чувства, мысли и опыты. Они позволяют нам выразить свою уникальность и различия, которые составляют нашу индивидуальность. Искусство также способствует формированию коллективной идентичности, объединяя людей с общими ценностями, традициями и историческими корнями. Влияние культурных ценностей передаваемые через искусство и культуру, играют важную роль в формировании общественных норм и поведенческих моделей. Искусство может пропагандировать такие ценности, как толерантность, равенство, уважение к природе и межкультурному диалогу. Культурные ценности помогают установить рамки и стандарты для приемлемого поведения в обществе. Они определяют, что считается правильным ли неправильным,добрым или плохим,этическим или не этическим. Искусство и культура являются мощными средствами передачи и ускорения культурных ценностей. Технологический прогресс также влияет на культурные ценности, изменяя социальные коммуникации.
2) Тексты-биографии (художественный или научный).
Винсент Виллем ван Гог (30 марта 1853 — 29 июля 1890) — нидерландский художник-постимпрессионист. За десять с небольшим лет создал более 2 тыс. 100 произведений, включая около 870 картин маслом. Среди них — портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты и панно с изображением оливковых деревьев, кипарисов, полей пшеницы и подсолнухов.
Родился на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. В июле 1869 года устроился на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Эта работа была ему не по душе. Большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу. В декабре 1878 года Винсент направился на полгода миссионером в посёлок Патюраж, однако был отстранен от должности. Спасаясь от депрессии и меланхолии, вызванной событиями в Патюраже, ван Гог снова обратился к живописи, всерьёз задумался об учёбе и в 1880 году при поддержке брата Тео уехал в Брюссель, где начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств.
В 1886 году переехал в Париж. Там среда художников-импрессионистов оказала на него большое влияние и этот период стал самым плодотворным в его биографии. Умер во Франции в июле 1890г, оставив огромное наследие.
3. Решение проблем.
Ментальные карты имеют много схожего с системными моделями,поэтому их можно использовать для решения проблем,которые чаще всего представляют собой сложные системы. Техника системных моделей и их принципов подробно описана в книге «Искусство системного мышления», Джозеф О’Коннор,Иан Макдермотт.
Когда мы получаем определенный опыт (ситуация),происходит какое-то событие,или ваша реакция на окружающий мир. Постепенно формируется паттерн — повторяющийся шаблон поведения или ситуации. Это формирует систему, проблему. Начав исследовать ее, начните с события, которое постоянно повторяется. Оно свидетельствует о наличии определенного паттерна закономерности. Это важный признак того, что они появились в результате действия некого предопределяющего их системного механизма. Единичное событие ничего не значит, а вот если оно повторилось троекратно, то это уже некий паттерн.
Один скандал — это просто событие, а все время повторяющиеся скандалы уже паттерн.
Если вы один раз не сумели сделать работу в срок, это просто невезение или обстоятельство, а когда задержки происходят постоянно — это паттерн.
На уровне отдельного события ваша способность повлиять на ситуацию невелика. Но если вы разглядели паттерн, у вас есть возможность построить модель структуры системы и найти в ней точку приложения рычага, которая даст возможность изменить структуру, а благодаря этому и событие, проблему.
Системное мышление рассматривает ситуации и наши представления о них как единое целое. Мы не увидим их таким образом, если не посмотрим на них со стороны, не отступив назад, чтобы охватить взглядом все закономерности и паттерны.
Другой путь — сконструировать целостную картину происходящего на основании рассмотрения ситуации в разных ракурсах. Изменение одного элемента системы может изменить ее внутренние связи и в конечном итоге,изменить структуру системы, определенную ситуацию или проблему.
Ментальные карты как системные модели описываются в книге «Искусство системного мышления» Джозев О’Коннор,Иан Макдермотт.
4. Мозговой штурм.
Этот пункт включает в себя все богатство комбинации всех методов, которые вы можете строить абсолютно в любых сочетаниях. Здесь вам нужно применить собственное воображение и попробовать придумать идею,или посмотреть на ситуацию с другой стороны. Важно: быстро делать карту, не подвергая ее полному осмыслению.
Просто записывайте то,что приходит вам в голову. Если вы начнете себя критиковать, то ограничите свой потенциал,позволяющий генерировать свежие и уникальные идеи. Не бойтесь нестандартных идей,они могут стать отправной точкой чего-то нового.
Ментальные карты могут помочь эффективно учится, структурировать информацию, визуализировать различные связи и концепции,способствовать нахождению решения проблем посредством мозгового штурма,а также раскрытия креативности.
Для первоначального стимулирования ассоциативной способности вы можете использовать следующие упражнения:
Ассоциативная цепочка. Упражнение заключается в том,что понятие или слово связывается с другим словом,оно в свою очередь с последующим. Пример: поход-природа-костер-гитара-дружба.
Ассоциации предмета по различным критериям: форма,цвет,материал,использование.Пример: материал-дерево(лодка и стул),цвет-желтый (солнце и сыр).
Ассоциации с помощью промежуточных звеньев.Называем два слова,а потом составляем такой ряд,который начинался бы первым словом,а заканчивался вторым. Представление цепи ассоциаций,в которой стимульное слово порождает последовательность связанных с друг другом слов-ассоциаций,каждое из которых порождает другое. Пример: кисть-музей. Кисть-холст-художник-музей.
Ассоциации на букву. Придумать как можно больше слов на любую букву алфавита.
Ассоциатвиные противоположности (добро-зло,гора-ущелье,искры-снежинки).
Для поддержания способности когнитивного мышления вам нужно стараться соблюдать следующие рекомендации:
- Режим сна.Недосып - медленная когнитивная работа.
- Физическая активность. Мозгу полезны не только интеллектуальные задачи, но и физическая нагрузка (регулярная физическая тренировка улучшает память и познавательные навыки).
- Музыка (влияет на нейросенсорную гармонию мозга, улучшается обработка и усвоение информации, передача нервных импульсов).
- Изучение иностранных языков (изучение языков изменяет мозг на физическом уровне, формируя новые нейронные цепи, активизирует мыслительные процессы).
- Книги (новые знания=архитектура сети между определенными нейронами, обучение=формирование новых нейронных связей, развитие концентрации, памяти и мышления).
- Общение (развитие некоторых областей мозга,ответственных за социальное восприятие).
- Водный баланс (улучшает обмен веществ между клетками мозга).
- Отсутствие хронического стресса (стресс неблагоприятно влияет на когнитивные функции головного мозга).