Замысел возведения железнодорожных линий севернее знаменитого Транссиба, будоражил умы ещё имперских инженеров и проектировщиков. Однако фактически к данному проекту приступили уже в СССР в 30-е гг., но полномасштабная стройка развернулась только в 1974–1984 гг., став одной из самых значимых всесоюзных комсомольских инициатив той эпохи. В неимоверно тяжёлых условиях пересечённой местности, болот, рек и вечной мерзлоты, бамовцы соорудили более 4 тысяч километров стальной дороги, связавшей посёлок Тайшет в Иркутской област и с портом Советская Гавань на Тихом океане.
В мировой практике едва ли можно обнаружить примеры подобного рода. Однако в наступивших 90-х этот, без преувеличения трудовой подвиг народа, оказался позабыт, и, более того, подвергнут жёсткой критике, как проект «дороги в никуда». Но, как гласит мудрость, «большое видится на расстоянии», и усилия предыдущих поколений оказались вовсе не напрасны, поскольку в начале «нулевых» БАМ превратился в надёжный транзитный маршрут для всей Евразии как весьма востребованный транспортный коридор.
Вторая жизнь магистрали начинается с 2012 г., когда развернулись работы по модернизации этой ветки Транссиба, что предполагало как обновление самого железнодорожного полотна, так и возведение новых мостов, тоннелей, подстанций, прокладку путей к богатейшим сырьевым месторождениям, без которых невозможен рост экономики.
Значение БАМа невероятно возросло за последнее время в условиях наложенных западных санкций, что заставило во многом переориентировать промышленный и хозяйственный потенциал страны на восток. Довольно быстро выяснилось, что масштабы грузоперевозок в направлении Китая, Южной Кореи и Японии необходимо увеличить в несколько раз, чтобы удовлетворить все запросы торговых партнёров.
«Модернизация БАМа означает рождение новой мировой логистической системы, создание евразийских меридианов, которые будут связывать глобальных „игроков“ Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, а также Южной Азии. Это станет не только достойным ответом Западу, но и даст толчок для развития отдалённых и труднодоступных территорий России», — отметил доцент Ставропольского филиала Президентской академии Владимир Колёсников.