Вряд ли в природе существует такая вещь, как лучший фильм года, лучшая песня года, или лучшая реклама года. Выбор жюри всевозможных конкурсов в этих сферах человеческой деятельности всегда является субъективным.
Такой показатель, как самый популярный, самый часто просматриваемый ролик или самый часто прослушиваемый трек тоже не может быть критерием “лучшести”, поскольку эстетические вкусы основной массы населения явно далеки от идеала (к тому же, количество просмотров и прослушиваний подобного контента зачастую искусственно накручивается).
Тем не менее что-то из созданного в этом году можно отметить, в том числе, и в области рекламы.
Лучшая реклама 2021 года на фестивале «Каннские Львы»
Главный конкурс рекламистов всего мира, фестиваль “Каннские Львы”, прошёл в июне этого года в онлайн-формате. На этот раз на фестивале были представлены рекламные произведения, созданные за два года, поскольку в 2020 году конкурс не проводился из-за пандемии.
Это, конечно, не лучшая реклама 2021 года, но лучшая реклама, представленная в 2021 году на самом престижном мероприятии мировой рекламной индустрии.
Интересно, что в 2021 году на “Каннских Львах” было отмечено сразу несколько проектов из России. В номинации PR, Culture & Context главную награду в виде “Золотого льва” получил спецпроект “Новой газеты” и агентства Action “Аромат, основанный на реальных событиях”, созданный ко Дню политических репрессий.
В различных номинациях были также отмечены проекты “Квартиротека” российского филиала IKEA и московского агентства Instinct Moscow, проект Trivial Pursuit Hotel от агентства Leo Burnett. Это первый в мире отель, который принимает в качестве оплаты не деньги, а знания.
А также клип российского электронного дуэта AИGEL You're Born, созданный агентством Take-Shot Moscow.
Кроме того, на “Каннских Львах-2021” было представлено огромное количество рекламных роликов со всего мира (в том числе, от многих знаменитых брендов, таких как Facebook, WhatsApp, Coca-Cola и т.д.). Вот, например, какой занимательный, “прыгучий” ролик, посвящённый наушникам AirPods, представила на этом фестивале компания Apple.
Гран-при в категории Film и ещё несколько наград в различных номинациях получил наполненный визуальными эффектами и большой эмоциональностью ролик Lacoste: Crocodile Inside, сопровождаемый “Гимном любви” в исполнении Эдит Пиаф.
Бренд Nike представил на конкурсе вдохновляющий ролик под слоганом You can't stop us ("«Вы не сможете остановить нас") с разделённым на две половины экраном и множеством знаменитых спортсменов.
Были представлены на “Каннских Львах-2021” и другие любопытные произведения рекламного искусства, но мы лучше перейдём к обзору вышедшей в этом году российской рекламы.
Лучшая реклама 2021 года в России: Sostav.ru
Смотр достижений российской рекламной индустрии - экспертный конкурс “Итоги года 2021” традиционно проводит в конце года и сайт Sostav.ru. В этом году на конкурсе было представлено 700 кейсов в нескольких номинациях:
- лучшие российские рекламные ролики;
- лучшие российские кейсы в области digital-рекламы;
- лучшие российские рекламные кампании;
- лучшая российская печатная и наружная реклама;
- лучшие российские проекты в области брендинга;
- т.д.
Победителей конкурса определят в конце декабря, а мы отметим работы, которые понравились на «Итогах года 2021» лично нам.
Лучшая реклама 2021 года: «если вам нечего сказать в рекламе - пойте!»
Как говорил знаменитый американский рекламист Дэвид Огилви “если вам нечего сказать в рекламе - пойте!”. В 2021 году в российской рекламе появилось множество “поющих” рекламных роликов, основанных на новых версиях известных песен.
Например, авиакомпания S7 Airlines выпустила живописный ролик о путешествиях, в котором песню Давида Тухманова и Владимира Харитонова “Как прекрасен этот мир” перепел Иван Дорн.
Творчество группы “Ленинград”, и в частности, песню “Экспонат” решил переосмыслить “СберМегаМаркет”, выпустивший ролик с новым текстом к этой композиции про “восхитительный кэшбек”.
Автор «Экспоната» Сергей Шнуров отметился в “поющем” ролике компании “Мегафон”, посвящённом тарифу “Всегда на связи #БезПереплат”. С новым текстом в этом ролике была переделана песня “Ищу тебя” из кинофильма “31 июня”.
Интернет-сервис объявлений “Авито” тоже запустил в этом году «поющую» рекламу “Я буду всегда с тобой”, в которой композицию Леонида Агутина “Я буду всегда с тобой” перепел музыкант Sirotkin.
В вышедшем в этом году ролике бренда Zolla “Наше лето еще впереди” история курортного романа рассказывается под англоязычную кавер-версию песни “Люби меня, люби” группы “Отпетые Мошенники”, что уже само по себе является экстраординарным событием (обычно в отечественной рекламе звучат русскоязычные версии англоязычных хитов).
Лучшая реклама 2021 года: рекламные ролики на фоне известных мелодий
Можно и просто использовать известные мелодии в подходящем контексте. Это всегда делает ролики более эмоциональными и запоминающимися, и фактически обеспечивает им половину успеха.
Два замечательных ролика, основанных на прилипчивых мелодиях, выпустила в этом году компания IKEA Россия. В первом “зелёном” ролике, запущенном в рамках кампании “Добро пожаловать на другую планету”, в котором заботящиеся об экологии люди сравниваются с инопланетянами, звучит композиция Come and Get your love американской рок-группы Redbone.
Во втором ролике, созданном в рамках кампании “Есть вещи важнее вещей”, звучит кавер-версия композиции Somebody to Love из репертуара группы Jefferson Airplane.
Использование знаменитых мелодий в роликах выгодно как рекламодателям, так и музыкантам, поскольку позволяет им вновь напомнить о своём творчестве. Известно немало случаев, когда позабытые песни, попав в рекламу, вновь оказывались на вершинах хит-парадов из-за того, что были представлены новому поколению слушателей.
Лучшая реклама 2021 года: иногда достаточно и хорошего стихотворения
Иногда для того, чтобы сделать рекламу особо эмоциональной и запоминающейся достаточно и хорошего стихотворения, как это показал рекламный ролик Volkswagen Russia, созданный в этом году в рамках кампании “То, что нужно человеку” на основе стихотворения Роберта Рождественского “Человеку надо мало…”.
Без замечательных строк Рождественского вряд ли бы этот ролик про автомобили получился таким эффективным.
Лучшая реклама 2021 года: на фоне необычных пейзажей
Интересные локации и необычные пейзажи - ещё одна важна составляющая успешных рекламных роликов. Например, компания Huawei Technologies представила в этом году рекламный ролик наушников FreeBuds 4i, снятый на огромной ледовой площадке озера Байкал, где композитор-неоклассик Никола Мельников делает вид, что играет одну из своих композиций на пианино, а олимпийская чемпионка в женском одиночном катании Аделина Сотникова исполняет сольный танец.
Просторы замёрзшего Байкала, красивая музыка, пианино, установленное на льду, мастерство фигурного катания создают красивую, завораживающую картинку.
Самый большой каток в мире на озере Байкал и другие необычные зимние локации страны упоминаются и в вышедшем к этой зиме ролике туристического портала Russia.Travel “Русская зима - время путешествий по России”.
Лучшая реклама 2021 года: рекламные ролики с использованием контента пользователей и реальных историй успеха
Уже упоминавшая авиакомпания S7 Airlines представила в 2021 году в рамках рекламной кампании “Есть место для каждого воспоминания” ещё один запоминающийся ролик, созданный на основе фотографий и видео реальных путешественников. Получился очень эмоциональный и вдохновляющий на путешествия контент.
Во вдохновляющем рекламном ролике “Альфа-Банка”, созданном в рамках рекламной кампании “Ты всё делаешь не так. Продолжай!” рассказываются реальные истории представителей малого бизнеса, которые, несмотря на мрачные прогнозы и критику окружающих, продолжали заниматься своим делом и добились успеха.
Лучшая реклама 2021 года: самый откровенный ролик
Девелоперская компания “Брусника” выпустила в этом году, наверное, самый откровенный с эротической точки зрения ролик “Потому что с любовью”, в котором кадры занимающейся сексом в новой квартире парочки перемежаются с кадрами различных процессов строительства.
Лучшая реклама 2021 года: самый фантастический ролик
В категории “фантастических” рекламных роликов, наполненных визуальными эффектами, можно отметить видео оператора МТС, созданное в рамках кампании “Экосистема технологий будущего”. В этом ролике актёр Дмитрий Нагиев попадает в роботизированное будущее, наполненное новейшими изобретениями человечества: антиспам-очки, летающее автоматизированное такси без водителя и т.д.
Фантастические “загребуки”, в которые превращаются руки во время большой распродажи, также были представлены в ноябре этого года в рекламе маркетплейса Ozon с участием Полины Гагариной и Дмитрия Маликова.
Лучшая реклама 2021 года: самый исторический ролик
Онлайн-супермаркет “Утконос” выпустил в этом году забавный анимационный ролик, посвящённый 21-летию деятельности компании на российском рынке. Герой этого ролика проходит через 21 год истории своей компании, которая перемежается с историей массовой культуры России. В ролике узнаются известные музыканты, представители субкультуры эмо, герои сериалов, мемы и т.д.
Лучшая реклама 2021 года: самый антистереотипный ролик
Поисковая система “Яндекс” выпустила в этом году запоминающийся антистереотипный ролик под слоганом “Нормально - не знать”, в котором различные известные личности признаются в том, что они не знают того, что им вообще-то полагается знать. Отличная идея рекламы для поисковой системы.
Лучшая реклама 2021 года: торжество новых технологий в наружной рекламе
Появилось в 2021 году и немало интересной наружной рекламы, в том числе, созданной в 3D-формате и с помощью других новаторских технологий. В частности, маркетплейс KazanExpress разместил к Чёрной пятнице на медиафасаде на проспекте Салавата Юлаева в Уфе такую оригинальную 3D-рекламу.
К своему 180-летию Сбер подготовил серию роликов, созданных с помощью 3D-анимации, которые, правда, пока размещаются только на экранах делового квартала “Москва-Сити”.
“Фантастическую” наружную рекламу с использованием технологии дополненной реальности AR в рамках кампании “Загляни в будущее с экосистемой МТС” представил в этом году и оператор МТС. При наведении камеры смартфона на QR-код, размещённый на рекламном баннере, можно было увидеть нечто необычное и футуристическое.
Оригинальный, “летающий” баннер с использованием голографических вентиляторов установила в этом году в петербургском аэропорту “Пулково” торговая сеть “Пятёрочка”.
Не такую фантастическую, но тоже интересную наружную рекламу выпустил в этом году и сервис по поиску авиабилетов Aviasales, разместивший в различных локациях России таблички с информацией о том, что здесь была какая-то известная медийная личность: журналист Леонид Парфёнов, телеведущая Жанна Бадоева, телекомментатор Василий Уткин, блогер Ильи Варламов и другие.
Лучшая реклама 2021 года: интерактивные спектакли в торговых центрах
Было в 2021 году проведено и множество интересных рекламных акций. Например, в московском ТРЦ “Метрополис” был организован так называемый иммерсивный шоппинг-квест “По следам великого кино”, в рамках которого в магазинах разыгрывались интерактивные спектакли со сценами из легендарных фильмов различных жанров.
Попасть в квест, правда, могли не все желающие, а те, кто покупал специальные билеты, которые потом можно было обменять на сертификат для выгодных покупок. Конечно, такой шопинг гораздо интереснее обычных походов по магазинам и онлайн-покупок.
В общем, в 2021 году в России и в мире было создано немало интересной рекламы различных жанров. Надеемся, что в 2022-ом её будет не меньше.