Министерство промышленности и торговли прогнозирует к 2030–2031 годам рост доли онлайн-торговли в общем объёме розничного товарооборота до 30–35%.
В условиях стремительного роста электронной коммерции одной из ключевых задач для компаний становится построение и поддержание лояльных отношений с клиентами. CRM-системы (Customer Relationship Management systems) играют в этом центральную роль, обеспечивая комплексный подход к сбору, управлению и анализу данных о клиентах, а также автоматизацию маркетинга и продаж. Особо важно это в e-commerce, где конкуренция высока, а персонализация клиентского опыта стала нормой.
Эффективные CRM-системы демонстрируют передовые решения, объединяющие технологии искусственного интеллекта, автоматизации и анализа больших данных. Согласно Grand View Research, в 2023 году объём мирового рынка CRM достиг $65 млрд с прогнозируемым ростом более 13% в год до 2030. Среди драйверов роста лидируют проекты в сфере электронной торговли, где CRM становится неотъемлемой частью цифровой стратегии.
CRM предоставляет гибкие инструменты для управления клиентским опытом, учитывая каналы продаж, поведение пользователя, историю покупок и предпочтения. Ключевыми возможностями являются:
- персонализация на уровне предложений, интерфейса и ценообразования;
- использование ИИ-модулей для рекомендаций и предиктивной аналитики;
- омниканальная интеграция (web, mobile, email, мессенджеры, соцсети);
- мощная аналитика в реальном времени.
Интернет-магазины, которые продают товары напрямую покупателям, выбирают CRM-системы, активно использующие принцип «поведенческой сегментации». Основные преимущества:
- автоматизация кампаний (брошенная корзина, повторная покупка и др.);
- A/B тестирования и сегментация на лету;
- сжатая интеграция с другими платформами;
- ИИ-предсказания ценности клиента и его культурных предпочтений.
CRM с сильным блоком автоматизации и удобным визуальным редактором рабочих процессов осуществляют:
- email- и SMS-автоматизацию на основе триггеров;
- прогноз продаж и анализ воронки;
- лёгкое подключение к e-commerce платформам;
- автоматизацию задач и напоминаний;
- подробная аналитика каналов обращения в компанию и др.
В заключение выделим современные тренды в развитии CRM для e-commerce. На фоне стремительных технологических изменений CRM-системы активно развиваются в следующих направлениях:
1. Искусственный интеллект (AI): автоматизация общения через чат-ботов, анализ тональности обращений, прогнозирование оттока клиентов и автоматические рекомендации продуктов на основе анализа больших данных.
2. Омниканальные коммуникации: CRM решают задачи удержания клиентов, поддерживая интеграцию с другими платформами для формирования целостного пользовательского опыта.
3. Автоматизация не только маркетинга, но и всего пользовательского пути: от момента ознакомления с брендом до обслуживания клиента после покупки.
4. Активное внедрение голосовых ассистентов для обработки обращений и поиска информации.
Материал подготовлен профессором кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Шедько Юрием Николаевичем.







