Однако даже одной комедии «Горе от ума», которой в 2024 г. исполняется ровно два века, оказалось достаточно для того, чтобы навсегда вписать имя её автора в Золотой век отечественной литературы.
Родившись в семье родовитых дворян, Александр Грибоедов получил блестящее образование и не только в силу своего происхождения, но и благодаря незаурядным природным способностям. Уже в юные годы он поражал своими разнообразными талантами в истории и поэзии, музыке и лингвистике. К 30-ти годам одарённый молодой человек владел десятком западных и восточных языков, включая латынь и древнегреческий.
Однако наибольшее признание он снискал всё же на литературной ниве, где его усилия высоко оценили «мэтры» тогдашней российской словесности в лице А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, П. А. Катенина, В. К. Кюхельбекера. По единодушному признанию всех литературоведов, венцом достаточно короткого по времени творчества А. С. Грибоедова стала пьеса в стихах, которую, впоследствии поэт Александр Блок определит как величайшую и неразгаданную до сих пор.
Автор впервые без прикрас показал современное ему дворянское общество, что вызвало весьма бурную реакцию и разделило благородное сословие на тех, кто восхищался пьесой и тех, кто негодовал по её поводу. Многие в вымышленных героях без труда узнавали и себя, и своё ближайшее окружение. Преклонение перед Западом и презрение к собственному народу и его культуре, мастерски преподнесённое Грибоедовым на страницах своего сочинения, стало своего рода предупреждением власти, которая, увы, так ему и не вняла даже по прошествии почти целого столетия.
«О значении „Горя от ума“ можно бесконечно дискутировать, открывая в этом произведении всё новые параллели и подтексты, однако тот факт, что за минувшее время комедия выдержала многие десятки переизданий, её герои не сходили с театральных подмостков, а крылатые фразы давно „ушли в народ“, говорит о подлинной гениальности сочинения Александра Грибоедова», — отметил доцент Ставропольского филиала Президентской академии Владимир Колёсников.