Профориентация молодёжи в высокой степени актуальна как для самих молодых людей, чтобы определить верное направление профессионального развития, так и для экономики, чтобы не допустить кадровых разрывов и перетоков из‑за несоответствия между количеством специалистов необходимой квалификации и числом рабочих мест.
К сожалению, на уровне региона сегодня отсутствует целостное управление профориентацией либо оно осуществляется недостаточно эффективно. В результате профориентационная деятельность ведется школами, учреждениями молодёжной политики, университетами в формате разрозненных мероприятий, которые не состыкованы в рамках единого плана и не увязаны с целями и ожидаемыми результатами.
Предлагаем следующую систему, в которую можно выстроить региональных субъектов профориентации.
1. Межведомственная комиссия (пример из практики — Межведомственная комиссия по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Архангельской области): формирует и утверждает единый план мероприятий и координирует деятельность различных субъектов.
2. Исполнительный орган — региональный центр профориентации, например, в формате автономного либо бюджетного учреждения, а возможно, и некоммерческой организации. Так, в Архангельской области действует Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся, однако это не самостоятельная организация, а структурное подразделение областного института развития образования, что накладывает отпечаток на его деятельность.
3. Органы управления и их подведомственные учреждения в сферах образования, молодёжной политики, труда и занятости.
4. Центры профессиональной картеры при университетах.
5. Органы управления в сфере культуры и их подведомственные учреждения. На сегодняшний день культура, к сожалению, в большинстве случаев находится в стороне от социально-экономических задач, а это большой недостаток, поскольку профориентационные беседы и тесты воздействуют лишь на сознание человека, а культурные образы — на подсознание. И здесь методологически ничего изобретать на надо, просто учитывать советский опыт, например известные фильмы «Большая перемена» либо «Королева бензоколонки».
6. Органы управления экономикой и региональные институты развития — должны помогать вышеуказанным субъектам, подтягивая к данному вопросу представителей работодателей.
Итак, гармоничная работа указанных субъектов должна обеспечить максимальный эффект в виде разумно выбранных профессиональных стратегий молодёжи, сохранения регионального кадрового потенциала, предотвращения банкротств предприятий по причине нехватки необходимых специалистов.







