Широко распространённое мнение, что моду на электромобили задал Илон Макс, разработав Tesla, является не более чем, чем фейком, в основе которого лежит пиар личного бренда американского бизнесмена.
Первые разработки электромобилей велись в Советском Союзе ещё с 1959 году. Тогда была создана электрическая версия «Буханки», успешно работавшая позже в народном хозяйстве. Продолжались разработки и производство техники на электрической тяге и позже, ведутся они и сегодня.
«Муравей»
Помните знаменитые мотороллеры «Муравей», которые производились на «Туламашзаводе»? Сейчас предприятие начало производство электрической версии легендарного мотороллера. Новый «Муравей» представляет собой компактный четырёхколесный электромобиль. Причём со всеми сопутствующими элементами: закрытой кабиной, автомобильными органами управления, светотехникой и грузовой платформой. У него даже есть полноценные рама и рессоры!
В настоящий момент есть информация о двух вариантах исполнения:
- «Муравей» ВТС-01 — электромобиль с питанием как от АКБ, так и от дизель-генераторной установки;
- «Муравей» ВТС-02 — только электрический.
Мощность тягового электродвигателя — 5 л.с. Питание его осуществляется от свинцово-кислотных батарей с жидким электролитом. Это, конечно, не литий-титанат на современных электробусах, зато цена на такие батареи более вменяемая.
ПО ТЕМЕ — В России разработаны электродвигатели, способные поднять летательный аппарат весом в тонну
Привод осуществляется на заднюю ось. Запас хода на одной зарядке колеблется в пределах от 70 км до 90 км.
Конструкторы уверены, что бесшумный миниатюрный грузовик будет востребован. Электрический «Муравей» представлений в одно- и двухтонных вариантах, грузовой и пассажирской версиях. Спектор его применения огромен — он может работать на производствах и аэропортах, в сельском хозяйстве, в сфере ЖКХ.
Уже выпущены первые машины для полиции — «Муравей» с успехом поможет охране порядка в прогулочных зонах и в парках, на городских и сельских улицах.
Oka Zetta
В электрический версии возрождается и другая легенда отечественного автопрома — «Ока».
Первая электрическая версия «Оки» — «Ока-электро» (ВАЗ-1111Э) — была разработана в 1992 году. А спустя два года на Опытно-промышленном производстве (ОПП) АвтоВАЗа была выпущена серия в 20 машин.
Источниками питания являлись никель-кадмиевые аккумуляторные батареи НКП-120, собранные в трёх отдельных блоках. Для увеличения пробега напряжение было поднято до 132 вольт. Запас хода при скорости 40 км/ч составлял около 110 км, а время зарядки от обычной бытовой розетки 220 В — 8 часов.
«Ока-электро» неоднократно участвовала в международных соревнованиях — ралли электромобилей, где занимала призовые места. Однако сложная экономическая ситуация в России в «лихие 90-е» помешала серийному производству ВАЗ-1111Э.
Новая Oka Zetta (ZETTA — Zero Emission Terra Transport Asset «Транспортный актив с нулевым выбросом»), в отличие от своего бензинового предшественника (ВАЗ-1111), будет электромобилем. При этом, юридически новая «Ока» будет относиться к транспортным средствам категории Л7. То есть, по документам она будет не автомобилем, а квадроциклом с автомобильными органами управления. При этом в Oka Zetta полноценно смогут разместиться четыре человека, включая водителя.
Планируется, что электромобиль будет выпускаться в трёх вариантах — переднеприводная, моноприводная и полноприводная. Переднеприводные электромобили будут оснащены одним мотор-генератором, расположенным на передней оси. Полноприводная версия Oka Zetta получит два дополнительных электромотора, расположенных на задних колесах.
В зависимости от комплектации, на одном заряде можно будет проехать от 200 км до 560 км.
Кузов электрокара будет полностью пластиковым. При этом сам его дизайн выглядит весьма привлекательно. Несмотря на то, что Oka Zetta юридически будет являться квадроциклом, кузов будет оснащаться передними светодиодными фарами и задними фонарями.
Приборного щитка в Oka Zetta не будет. Вся информация будет выводиться на дисплей мультимедийной системы, расположенной по центру. При этом он будет заменять большинство механических органов управления.
ПО ТЕМЕ — Инновационный проект роботов-курьеров «Роверы» от Яндекс
С дисплея можно будет управлять практически всеми системами — стеклоподъёмниками, зеркалами, подогревами, климатической установкой и мультимедией. Под экраном мультимедийной системы расположена ниша для зарядки смартфона.
Также есть разработки, где вместо обычного руля, управлять Oka Zetta можно будет джойстиком, при помощи планшета и даже телефона.
Но инженеры пошли дальше, и работают над версией управления электромобилем силой мысли, на нейроуправлении. Иначе говоря, мозг и мышцы дают сигнал. Oka Zetta их считывает и едет. Такой электромобиль предназначен для людей с ограниченными возможностями.
Электрокары производства КАМАЗа
Целую серию разработок электрокаров подготовил КАМАЗ — от легковых до грузовиков и электробусов.
«Кама-1»
Это электромобиль на модульной платформе, полностью созданный с помощью компьютерного моделирования. Впервые был представлен на выставке ВУЗПРОМЭКСПО-2020.
Это трёхдверный четырёхместный хэтчбек А-класса с электродвигателем мощностью 109 л.с., установленным на задней оси. Источниками питания являются литий-ионная тяговая батарея ёмкостью 33 кВт∙ч, расположенная под полом салона. Запас хода составляет около 200 км, но при определённых условиях может составлять до 300 км. Также предусмотрена экспресс-зарядка от мощного терминала за 20 минут.
Часть наружных элементов (крылья, пороги, бамперы) сделаны отстёгивающимися для упрощения замены в случае повреждения. На руле установлен 9-дюймовый сенсорный экран, с помощью которого регулируются основные настройки электромобиля. Вместо приборного щитка — проекционный экран на лобовом стекле.
ПО ТЕМЕ — Развитие российских поездов и электромобилей. Что нового
Водительская подушка безопасности расположена на потолке. Модель будет оснащена элементами помощи водителю — автоматическая парковка, соблюдение дистанции при движении, слежение за разметкой, автоматическое торможение и подруливание.
Необычный руль электромобиля «Кама-1». Новое видео о российском электрокаре 2021 года!
Электромобиль рассчитан на эксплуатацию при температуре до -50 °C.
Электробусы КАМАЗ
Концерн КАМАЗ анонсировал представить в следующем году новое поколение своих электрических автобусов (электробусов).
Первооткрывателем такого вида общественного транспорта был Ипполит Романов — ещё в 1901 году в Санкт-Петербурге он продемонстрировал электрический омнибус, расчитанный на 15 пассажиров.
Сегодня по количеству электробусов 1-е место среди городов Европы занимает Москва. Ещё в 2018 году российская столица выпустила на линию свой юбилейный сотый электробус. Примерно тогда в Москве запустили первый маршрут электробусов КАМАЗ. Модель 6282 начала курсировать в сентябре, и можно сказать, что с этого момента началась история электробусов КАМАЗ такими, какими мы их знаем сейчас.
Сегодня в транспортной линейке КАМАЗа присутствуют два электробуса: стандартный и особой вместимости.
Собранный с использованием литий-титанатных аккумуляторных батарей, электробус заряжается за 10-20 минут. Причём, как отмечают производители, способен это делать в любую погоду, от -40 °C до +40 °С. Зарядки хватает на 70 километров хода, а максимальная скорость, которую может развивать КАМАЗ-6282, составляет 75 км/ч.
От привычных автобусов электробус КАМАЗ отличается не только наличием батарей и необходимостью время от времени подзаряжаться, будто современный смартфон. Его салон тоже «оцифрован» по максимуму — здесь есть и Wi-Fi, и разъёмы для зарядки мобильных устройств, и электронные системы информирования с маршрутоуказателями и табло, а также видеокамеры и системы навигации в городе.
Соответствует современным стандартам и доступность электробуса для маломобильной категории граждан. КАМАЗ-6282 относится к категории низкопольных автобусов, то есть в него удобно заходить даже с тростями, сумками или детской коляской, равно как и заезжать на кресле-коляске. Для стоящих пассажиров предусмотрены дополнительные опоры.
Ещё большей вместительностью при сохранении всех «электронных удобств» обладает новый сочленённый электробус КАМАЗ — модель 6292. Этот «гармошечный» электробус разработали в начале 2021 года и уже в августе отправили на тестирование в Москву.
Увеличенная до 18,7 м длина позволяет КАМАЗу-6292 вместить 135 пассажиров, причём 48 из них смогут ехать сидя, а 4 места предназначены для маломобильных граждан.
Кроме вместимости, электробусы КАМАЗ отличаются друг от друга по типу используемых батарей: в сочленённой версии задействованы литий-никель-марганец-кобальтовые. Они помогут новой модели дольше держать ход — до 90 км этот электробус сможет пройти без зарядки.
Сочленённый электробус-«гармошка» особо большого класса КАМАЗ-6292 Time Machine
Серийное производство модели 6292 планируют запустить в 2022 году.
Электрогрузовик «Чистогор»
Это не просто грузовик, а мусоровоз. Электрокар с колёсной формулой 4х2 весит 19,5 тонн. Максимальная скорость — 90 км/ч. На полном заряде с учётом работы на прессование мусора может проехать 100 км. Кстати, шасси «Чистогора» предполагает возможность монтажа различных надстроек — изотермический фургон, рефрижератор, эвакуатор и т.д.
В перспективе семейство электромобилей планируют расширять. Новые модели будут с различной колёсной формулой, габаритами и типами кузова.
Также в автомобиле установлена система помощи водителю ADAS 3 уровня, класса City Pilot, разработанная специалистами Научно-технического центра КАМАЗа, что соответствует полуавтономному режиму движения автомобиля.
Электрокар ОВУМ Концерна «Калашников»
В производство электромобиль будущего планируют запустить в 2023 году. Концерн «Калашников», по спецзаказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Правительства Москвы разработал и производит ОВУМ. Существуют трёх- и четырехколёсные версии этого электрокара. Трехколёсный ОВУМ способен разгоняться до 80 км/ч и проехать на одном заряде до 150 км.
Он имеет модульную конструкцию и количество мест может варьироваться. В четырёх колёсной версии установлена новая система отопления и кондиционирования, а также более мощная батарея.
ПО ТЕМЕ — Пермские роботы учат детей, работают Румынии и Дубае
А также появилась модификация для предприятий с большими площадями и служб каршеринга.
Стоит также вспомнить, что ранее Концерн «Калашников» уже представил широкой публике электромобиль CV-1 (мощность — 680 л.с.), который был разработан на базе кузова ИЖ-21252 «Комби».
Monarch
Продвинутый люксовый электромобиль, разработка одноименного автоконцерна (офисы находятся в Москве и Новосибирске), созданный с нуля с прицелом на серийный выпуск.
Проект Monarch анонсировали весной 2019 года. В одном из первых сообщений говорилось как о планах создать линейку моделей и о широких возможностях их конфигурации так и о работе над графеновыми батареями (такие пока не применяются в мировом автопроме) с системой быстрой замены вместо долгой зарядки.
ПО ТЕМЕ — Умная камера от Яндекс — подскажет, объяснит и отсканирует
Пандемия COVID-19 затормозила запуск Monarch в серийное производство, но не остановила. В массовое производство электрокары должны поступить в 2023 году.
Планируется сразу несколько платформ Monarch. Силовая установка состоит из синхронизированных двигателей мощностью 50/75 кВт. Они будут установлены на каждой оси.
На первом этапе будет выпускаться два электромобиля: S 200 (с передним приводом) и S 400 (полный привод). «Кодировка» расшифровывается следующим образом: S — это класс категории, в данном случае «стандарт», а цифры рядом — это мощность электромобиля в киловаттах.
Обе модели будут выполнены в кузове «седан». Длина составит немногим более 5 м, ширина — 1.950 мм, высота — 1.420 мм. Клиренс предусмотрен от 140 мм до 180 мм. Предусмотрено два багажника — передний и задний, общим объёмом 900 литров.
У модели S 200 будет один электродвигатель, а у S 400 — два. Соответственно и мощность у моделей разная — 267 л.с. и 533 л.с., соответственно.
На Monarch будет установлена литий-ионная батарея. При этом ёмкость батарей у моделей будет различная: у S 200 — 60 кВт, а у S 400 — 80 кВт. Соответственно и пробег на полном заряде тоже отличается. Электромобили без подзарядки могут проехать 382 км и 407 км, соответственно.
ПО ТЕМЕ — Легендарный автомобиль «Победа» — история, модификации и возобновление производства
Максимальная скорость Monarch — 250-260 км/ч. До сотни S 200 разогнется за 5 секунд, а S 400 и того меньше — всего за 3,2 секунды.
Очень интересна и «начинка» Monarch. Оснащение электромобиля предусматривает:
- Камеры кругового обзора;
- Система управления дальним светом (для S 400);
- Система адаптивного освещения (для S 400);
- Подушки безопасности пассажиров (3 шт. для S200 и 6 шт. для S400);
- Подушка безопасности водителя;
- Подушка безопасности для защиты коленей водителей (для S 400);
- Система стабилизации;
- Подушки безопасности оконные (для S 400);
- Круиз-контроль;
- Мультифункциональное рулевое колесо;
- Бортовой компьютер;
- Самозатемняющиеся стёкла и зеркала заднего вида;
- 4-х зонный климат-контроль;
- Электропривод зеркал и крышки багажника;
- память сидений;
- USB;
- Голосовое управление.
В перспективе Monarch планирует производство и электромобилей других классов. Сейчас они находятся на стадии проектирования.
LADA Ellada
АвтоВАЗ планирует запуск новой модификации LADA Ellada (El LADA). Это первый российский электромобиль, который был запущен в серийное производство. Он бы построен на шасси LADA Kalina и в 2011 году впервые показан публике.
На электромобиле используются литий-железо-фосфатные аккумуляторы энергоёмкостью 23 кВт·час, срок службы — 3.000 циклов. Заряда батареи хватает на 140 км пробега. Время заряда батареи от бытовой сети — 8 часов. Запас хода на одной зарядке у модели — 150 км. А в ходе пробега из Краснодара до Анапы LADA Ellada преодолевали 207 километров без подзарядки. При этом, по информации автожурналистов, электромобиль экономичен — ёмкость батареи составляет 23 кВт·ч.
Разработки, производство и перспективы электромобилей в России идут не только «в ногу со временем», но и значительно опережают иностранные проекты.
Как тебе такое, Илон Маск?