Наверное, уже каждый в курсе о судьбе многострадального монорельса в Москве. В 2004 году, а именно 20 ноября, он приступил к своей работе в «экскурсионном режиме». Тогда на линии работало два состава. Но вскоре аппетиты начали расти, и необычный для России проект захотелось включить в транспортную сеть города. И вот в 2008-м, спустя 4 года, монорельс перешёл на транспортный режим работы. Но, как это обычно бывает, счастье длилось недолго, и в 2012 году он вновь перешёл в «экскурсионный». Случилось это из‑за того, что поезда за неделю перевозили около 12 тысяч человек, и курсировать с маленьким интервалом было нерентабельно. Именно с этого момента начались долгие качели то в одну, то в другую сторону, описывать которые не имеет смысла. Все сходится к тому, что линию то хотели закрыть, то присваивали поездам конкретное расписание, то обратно возвращали в “экскурсионный режим». А затем в 2020 году появились слухи о новых планах его закрытия. И только в 2025 запустилось официальное голосование для жителей Москвы, по результатам которого судьба “необычного” транспорта была предрешена.
На мести монорельса было решено построить парящий парк, аналогов которого нету в России и, казалось бы, на этом можно было закончить, но нет, тут все ни так однозначно. Безусловно, данная линия давно стала большой проблемой для бюджета Москвы. На её обслуживание уходили миллиарды, а пассажиропоток был практически нулевым. Но всё же нельзя отрицать тот факт, что за эти годы монорельс стал не просто визитной карточкой столицы, а полноценной достопримечательностью. А стирать часть истории практически бесследно, оставив только опоры от моста, да и то не все (участок напротив ВДНХ будет снесен, дабы не портить вид на парк), — весьма неординарное решение. Тут важно понимать, что речь не идёт о том, что транспорт необходимо было оставить, а о том, что парк можно было бы сделать под тематику монорельса. К примеру, оставить головную кабину подвижного состава как памятник, а не везти её на утилизацию. Подобного рода идею можно было бы воплотить в жизнь в самом парке. В том, что столица зеленеет, естественно, нет ничего плохого, но хотелось бы, чтобы вместе с этим не терялось культурно-историческое наследие.
Но, к сожалению, по крайней мере пока что, ничего подобного не планируется. На макетах и схемах нового парка мы можем видеть много растительности, прогулочные зоны и зоны отдыха, даже специально выделенную беговую дорожку, но никакого намёка на то, что раньше здесь ходили поезда. Открытие нового места отдыха москвичей и гостей столицы запланировано на 2027 год.
Рассуждать о причинах гибели легендарного монорельса можно долго. Ясно только одно — его строительство изначально было неудачной затеей. Ведь не зря в своё время линию начали называть главной “игрушкой” Лужкова, который изначально планировал построить её для проведения всемирной выставки ЭКСПО-2010 на ВДНХ. Вот только выставку перенесли в Шанхай, а монорельс так и остался одной из главных бюджетных дыр Москвы на долгие годы вперёд.


