Есть выражение: «Талантливый человек талантлив во всем». Евгения Юстус – как раз такая многогранная натура. Ей удается совмещать актерскую игру и написание сценариев, режиссуру и продюсирование. А еще она организует кинокампусы, пишет стихи и воспитывает троих очаровательных деток.
Евгения уже получила несколько престижных наград: короткий метр «Жду тебя» завоевал гран-при XII Международного кинофестиваля «Восток & Запад. Классика и Авангард», 1 место на международном кинофестивале «Новый урожай», статус победителя I Кинокампуса Moviestart на IV Международном кинофестивале Cine Volna в Испании в 2018 году. Также этот фильм был отобран во внеконкурсную программу кинофестиваля «Короче» в 2019-м. Кроме того, Евгения стала победителем кинофестиваля «Золотое Руно 2021» за короткометражный фильм «Роль». Мы побеседовали о ее творческом пути и секретах киноиндустрии.
— Евгения, вы — актриса, сценарист, режиссер и продюсер. С чего начался ваш творческий путь?
— Я закончила Новосибирское театральное училище по специальности «актриса театра кукол» и проработала несколько лет в театре. В сферу кино я пришла пять лет назад, когда стала учиться на режиссерском курсе Николая Лебедева в высшей школе кино «Арка». Актерское образование помогло мне в освоении режиссерской профессии. К тому моменту я уже многое умела как продюсер, поскольку у меня есть второе образование в сфере «связи с общественностью». Я занималась организацией различных фестивалей, бизнес-мероприятий. Также я была руководителем PR-отдела в нескольких компаниях до того, как пришла в режиссуру.
Сейчас я считаю, что опыт, полученный мной в других сферах, помогает мне в режиссуре. Режиссер должен понимать кинодраматургию, чтобы, как минимум, править сценарии, а если он сам пишет, это вообще прекрасно. Знание хотя бы основ продюсерской сферы также очень помогает. Когда ты обладаешь навыками актерской профессии, то легче находишь общий язык и взаимопонимание с актерами. Каждая из полученных мною профессий помогает мне в режиссуре.
— То есть режиссура сейчас все равно на первом плане?
— Это по ощущениям, по зову сердца, это мне интереснее всего. Режиссура включает в себя и продюсирование – нужно понимать, для кого ты снимаешь кино, какому зрителю оно будет интересно; какие истории рассказывать и какие актеры помогут тебе точнее всего воплотить их в жизнь. Ты должен чувствовать эти истории не только как режиссер, но и как сценарист. Ведь работа над сценарием продолжается и на площадке, и на монтаже.
Режиссерская профессия не дает мне заскучать, каждый проект – это вызов, это каждый раз всё новое и всё заново! У известного американского коуча Барбары Шер есть такое понятие «люди-сканеры», я как раз такой сканер, которому необходимо разнообразие в жизни, в работе и бесконечное саморазвитие.
— Вы сняли сериал «33 ребёнка», он навеян личным опытом многодетной мамы или это истории из жизни?
— Отчасти да. В сериале «33 ребенка» главная героиня – молодая девушка Кира, которая придерживается философии childfree и ведет блог на эту тему. Она не хочет в принципе иметь детей и заявляет об этом бабушке. Она даже собирается сделать стерилизацию.
Тогда бабушка говорит, что завещает свою квартиру благотворительному фонду. А бабушка – единственный ее близкий человек. Героиня говорит: «Ты с ума сошла? 33 млн стоит твоя квартира!» Мудрая бабушка, которую играет великолепная актриса Эра Гарафовна Зиганшина, предлагает «сделку»: «Побудь няней у 33 детей, принеси от них положительные отзывы, а потом делай, что хочешь, я завещаю квартиру тебе». Кира устраивается работать няней, чтобы получить эту квартиру, в итоге она влюбляется в детей. Эта история родилась у меня буквально за вечер после того, как мне предложила поработать вместе продюсер Юлия Мишкинене, увидев в соцсетях мои забавные ролики, снятые мною с детьми на карантине.
— А я тоже видела эти ролики, как дети лепят пельмени, перепачкались мукой. Это очень весело!
— Вот и она прониклась этой историей и предложила мне придумать историю про волонтеров. В период карантина я сидела дома одна с тремя детьми, денег не было, дети требовали внимания. Я подумала: «Как было бы здорово, если бы мне помогала няня-волонтер, которой не надо платить! Она бы занималась с моими детьми, а я бы могла немного побыть наедине с собой и поработать». Вот так и родилась эта история.
— Кто финансировал создание сериала и где его показывали?
— Этот проект поддержал фонд ИРИ. Сериал разместили в ВК и Youtube, надо было набрать определенное количество просмотров. Это удалось благополучно осуществить. Сериал до сих пор находится в доступе на Youtube на специально созданном канале.
— Кто снимался в этом сериале?
— В главных взрослых ролях — Кристина Корбут, Эра Зиганшина, Роман Маякин. А главные детские роли сыграли замечательные и, несмотря на юный возраст, уже очень опытные актеры — Валерия Шевченко и Илья Синцов.
— Сложно ли совмещать работу и воспитание детей? Кто вам помогает?
— Года четыре назад у меня были разные няни. Сейчас у нас одна няня, которая, можно сказать, уже стала членом семьи. Она живет в нашем доме и помогает только при крайней необходимости. Уже года три мои дети самостоятельные, они помогают и мне, и друг другу. Младшему сыну сейчас 9 лет, старшему 13, а дочке 11 лет. Они вместе ездят на занятия, помогают друг другу по учебе, готовят, наводят порядок в квартире и т. д. Даже если я работаю дома, они сами следят за своим расписанием, приходят, уходят, а до меня лишь доносятся крики: «Мама, пока! Мама, привет!»
— Вы закончили режиссерский курс Николая Лебедева в высшей киношколе «Арка». Чем он был интересен?
— Я попала на первый набор режиссерского курса Николая в этой киношколе. Недавно был юбилей – пять лет с момента первого занятия на этом курсе. Я считаю, что диплом ничем вам не поможет, если вы по-настоящему не погрузитесь в профессию. Самыми ценными и полезными в «Арке» были, конечно же, лекции Николая Лебедева. Он очень щедро делится своим опытом, тщательно разбирает и драматургию, и постановку кадров, и мизансцены, и работу с актерами. Все это на примерах из своих фильмов, фильмов Хичкока, Спилберга, Феллини и других великих режиссеров. Мы можем только догадываться о том, что имел в виду режиссер, снимая кино. Но когда перед тобой сам автор фильма, он может подробно рассказать, как это задумывалось, как снималось и почему именно так.
Николай не только рассказывает о своих успехах, но в том числе рассказывает про какие-то ошибки, которые нужно учесть будущим режиссерам, чтобы не наступать на те же грабли. И это тоже очень важно.
При этом он настолько честно делится своим опытом, что, когда ты оказываешься на площадке, то понимаешь: именно об этом тебе и рассказывали на занятиях – один в один. Это очень важно, когда ты учишься у режиссера, который успешно работает в кино и снимает картины, которые завоевывают любовь миллионов зрителей. Еще очень ценно, когда Мастер курса умеет и хочет передать свой опыт и знания начинающим кинематографистам.
— В Киношколе Александра Митты, где я училась, тоже много классных преподавателей. И Николай Лебедев тоже вел там занятия, и сам Александр Наумович много интересного рассказывал. Жаль, что короткие программы.
— Александр Наумович, которому недавно исполнилось 90 лет, – безусловно, классик российского кино. И что удивительно – он сам продолжает учиться до сих пор, посещает курсы других педагогов. Я тоже продолжаю учиться и, к примеру, могу по несколько раз слушать лекции Николая на одни и те же темы и каждый раз открываю для себя что-то новое, переосмысливая услышанное, исходя из своего нового опыта.
— Евгения, вы участвовали в съемке фильма «Нюрнберг». В каком качестве вы работали в съемочной группе и чем был интересен этот опыт?
— Мне невероятно повезло: я была персональным ассистентом Николая Лебедева с момента начала проб в 2019 году и до окончания монтажа фильма. Конечно, это грандиозный опыт, который уже никогда и нигде не повторится. Это международный проект, в котором приняли участие актеры из разных стран: Германии, Чехии, Дании, США, Венгрии. Съемочная группа тоже была международной, мы снимали в Праге и в Москве, в Подмосковье и в Калининграде.
Очень полезным и ценным было участие в процессе подготовки съемок: читки, выбор объектов, раскадровки, работа режиссера с оператором, с художником-постановщиком. Некоторые сцены снимались 3-5 камерами одновременно. Участие в съёмках такого сложного постановочного проекта – это огромное счастье и редкая возможность для начинающих кинематографистов. За этот опыт я очень благодарна Николаю!
Я взаимодействовала со всеми цехами, поэтому, когда стала снимать свои сериалы, я уже понимала до мельчайших подробностей, что, как и почему надо делать и что я могу требовать от каждого участника съемочной группы. Уровень специалистов, работавших над созданием картины «Нюрнберг» был очень высоким, эта «школа» показала мне, к чему нужно стремиться многим съемочным группам, а главное – к чему должна стремиться я.
— Как вы стали режиссером сериала «Одиночества.net»? И насколько вам близка эта тема и этот жанр?
— Меня в этот сериал пригласила продюсерская компания «Феникс фильм», которая больше 20 лет снимает сериалы для канала «Россия», ОРТ, канала «Домашний», у них есть еще свой канал «Феникс», где они тоже транслируют свои проекты. Они пригласили меня как режиссера-постановщика сразу на два сериала. На днях вышел еще один мой сериал «Бывшие любимые». Оба сериала вышли в линейке «Сказочные мелодрамы». Автор идеи «Одиночества.net» – Василий Бледнов, редактор телеканала «Домашний». Не могу сказать, что мне близка тема поиска принца на сайтах знакомств. Меня, скорее, зацепили характеры и взаимоотношения главных героев. Я романтик, идеалист, люблю такие истории – легкие, душевные, романтичные. Наверное, многие девушки мечтают, чтобы у них тоже появился такой близкий друг, как Юрий.
— Наверное, действительно такие романтичные истории востребованы у зрительниц. Неужели героиня настолько покорная, скромная, и почему она не готова возражать своему мужчине, который ее просто использует? Почему она так смиренно собирает ему чемодан, когда он сообщает, что нашел себе новую девицу и уходит от нее?
— Здесь сюжет основан на ее характере — часто именно таким скромным, трудолюбивым девушкам достаются альфонсы и ловеласы, которые их используют. В нашей истории мы намеренно избежали бытового негатива, как, к примеру, пьющий и агрессивный мужчина, с которым, несмотря на это, продолжает жить его жена. Мы выбрали более мягкий вариант, который, как мне кажется, отражает главную проблему – зависимость, неуверенность в себе многих женщин. Мне недавно написала одна зрительница: «Я в самом начале сериала чуть не заплакала — узнала себя 10 лет назад».
— Конечно, здесь немного утрирована наивность героини – наверное, в силу недостатка опыта в общении с мужчинами она постоянно зовет Юру, чтобы он ей помогал оценить кавалеров на свиданиях, она совершенно не понимает, кто перед ней, не чувствует людей.
— Да, Тане действительно не хватает общения, она замкнутая, это ей мешает. У меня есть подруга, бизнес-тренер, она очень активная девушка, и в целом у меня вообще круг друзей – люди осознанные, позитивные. Их такие слабохарактерные женщины, как минимум, раздражают. Но они действительно есть, как и коварные мужчины.
— Евгения, как вы относитесь к моментам импровизации актеров на съемочной площадке?
Это практически всегда происходит, многое рождается в процессе репетиций и съёмок. Когда я пришла на сериал «Одиночества.net», был написан только синопсис, который мы дорабатывали с авторами, и я активно участвовала в разработке сценария, переписывала отдельные диалоги – и сама, и вместе с актерами уже на площадке.
— Что было самым сложным на съемках?
— Самое сложное — работа в таком плотном графике. У нас было 16 смен на 4 часа фильма — это очень мало. Это был безумный график: смены по 12 часов, один раз была запланированная переработка около трех часов. Сложность еще заключалась в том, что часть группы была непрофессиональной, халтурила, ленилась, конечно, это сказывалось на работе остальных цехов, поэтому приходилось за них выполнять часть работы. К сожалению, это нередко бывает на телесериалах: не всегда продюсеры могут позволить себе привлекать опытных профессионалов. Есть новички в таких съемочных группах, которые очень стараются, но у них ничего не получается в силу разных причин. Есть те, кому не хватает опыта, и они делают ошибки, не намеренно, но порой достаточно серьезные. А есть те, кто просто ленится по принципу: «Мне платят три копейки, вот я и буду работать на эту сумму. А если мне заплатят 10 копеек, вот тогда я постараюсь». Только они не понимают одного: пока они не будут максимально выкладываться, вне зависимости от финансового вознаграждения, им никто не предложит больше и не пригласит в хороший проект.
Сейчас на полный метр я пригласила нескольких людей со своих предыдущих проектов, потому что они действительно вкалывали, старались и выполняли свою работу с любовью. Они – профессионалы.
— А что интереснее всего на съемках сериалов?
— Для меня самое интересное — работа с актёрами. Я люблю сотворчество, я не диктатор. Я предлагаю свое решение, но готова выслушать и идеи актеров. И если они уместны, то, конечно, я их с радостью и благодарностью принимаю. Хорошие актеры обычно – люди думающие, им хочется воплотить в жизнь своего персонажа как можно лучше. Это удивительно, это любовь, это кайф! Жаль только, что времени на эту самую интересную работу остается не так много, как хотелось бы.
— Какие сериалы и фильмы вы смотрите в свободное время?
— Я часто смотрю классику — фильмы, которые получили «Оскара» за режиссуру или сценарий. Я их разбираю так, как учил Николай Лебедев, анализируя фильмы Спилберга, Скорсезе или Хичкока. Я часто их пересматриваю, в том числе сейчас при подготовке к съёмкам полного метра. Из последних фильмов, которые я смотрела, конечно, меня поразил «Нюрнберг» – и в процессе съемок, и когда я его смотрела в кинотеатре. Получился действительно очень масштабный, качественный проект. Если его рассматривать по кадрам, по мизансценам, там настолько все отточено, выверено до мельчайших деталей – и в актерской игре, и в режиссуре, и в художественно-постановочной части. Продуманы все мизансцены и движения камеры. Я уверена, что этот фильм войдет в классику российского кино.
Я не очень люблю смотреть сериалы, потому что на них подсаживаешься, тратишь кучу времени, а нужно самой работать – писать сценарий, готовиться к съёмкам. Недавно мне понравился французский сериал «Бюро» – на него подсела так, что посмотрела все шесть сезонов. Это потрясающая работа: и сценарий, и актерская игра, и режиссура. Даже хочется увидеть продолжение. Это редко со мной бывает.
Не так давно вместе с детьми я посмотрела картину «Поехавшая» – легкий, красивый фильм, хорошие актерские работы. Это душевное кино со смыслом. Замечаю, что часто фильмы, которые «собирают кассу», к сожалению, несут минимум смысла, – просто служат «аттракционом» с незатейливым, примитивным юмором под попкорн. К счастью, сейчас стали появляться проекты, которые несут добро и более глубокие смыслы. Они чему-то учат и вызывают ощущение, когда выходишь из кинозала, что ты хочешь что-то поменять в своей жизни. Ты посмотрел иначе на себя, на какие-то жизненные ситуации, и тебе пришли решения, идеи о том, что ты можешь изменить к лучшему. Мне кажется, для этого мы снимаем кино и ходим в кино!
— Насколько сегодня развито в России обучение сценарному делу и режиссуре, на ваш взгляд? Есть ли система в образовании в сфере кино?
— Я в эту тему не очень глубоко погружалась, мне кажется, что режиссуре научить нельзя. Но ее можно освоить на практике. Я бываю периодически на разных курсах и наблюдаю за студентами. Я вижу много достаточно флегматичных людей, которые слушают лектора с потухшим взглядом, уткнувшись в телефон, разложившись в кресле полулежа. Я считаю, что, во-первых, это неуважение к педагогу, а во-вторых, этот человек не сможет ничего добиться в профессии. Непонятно, как такие люди попадают на курсы, вроде бы они хотят стать сценаристами или режиссерами, но есть большое сомнение, что их намерения серьезны. А есть люди, которые вообще не получали режиссерского образования, например, Андрей Звягинцев или Николай Лебедев. Насколько я знаю, Николай учился режиссуре, просматривая раз за разом фильмы классиков и изучая их покадрово.
— Евгения, как найти интересную идею для сценария?
— Пишите про то, что вас действительно трогает по-настоящему. Тогда этот фильм будет интересен зрителям.
— Что вас вдохновляет, когда возникают трудности или усталость?
Наверное, я просто очень люблю свое дело и меня вдохновляет сам процесс. Например, когда мы начинали снимать сериал «Одиночества. net», перед этим я снимала другой сериал и между ними было всего три дня выходных. И дальше предстояло еще 16 смен. Я поняла, что все силы отдала одному проекту и ко второму пришла практически полностью опустошенной. Поняв это, я начала искать мотивацию, источник сил и вдохновения. И подумала о замечательных актерах, с которыми мне очень хотелось работать. И вдруг открылось уже, пожалуй, десятое дыхание за этот непростой период.
Помогает на самом деле то, что ты по-настоящему любишь кино, любишь свою работу. А еще я всегда помню о том, что я – ученица Николая Лебедева и не должна его подвести. Уровень ответственности очень высокий.
— Что пожелаете тем, кто хочет связать свою жизнь с кино? Как найти свою нишу, не сдаваться при трудностях и продолжать двигаться вперед?
Советую набраться терпения и стараться постепенно накапливать опыт, работать на площадке кем угодно – хоть администратором, хоть ассистентом ассистента. Это даст главное – опыт, а также новые контакты, идеи и возможность двигаться вперед. А если вы начнете снимать короткометражные фильмы, не обладая практическими навыками, это будет намного сложнее. Ищите возможности для практики в любых проектах – сериалы для телеканалов и платформ, клипы, реклама. Не гнушайтесь любой работы, не думайте, что сразу будете работать режиссером.
— Кем хотите видеть в будущем своих детей?
Я хочу их видеть в будущем просто счастливыми, кем бы они ни стали. Они сами выбирают свои хобби, я им ничего не навязываю. Так или иначе они интересуются кино. Старшему сыну больше интересна операторская работа. Дочка играла одну из главных ролей в спектакле «Карл и Клара», одним из создателей которого является Стивен Окснер. Она любит петь и танцевать, если захочет стать в будущем актрисой, я не буду ей мешать, пусть сама выбирает свой путь. Младший сын танцует и занимается теннисом. В общем, главное – чтобы они любили то, чем занимаются.
— Евгения, а что для вас значит понятие счастья?
Счастье – это когда у тебя в жизни есть ради чего просыпаться, ты с удовольствием идешь на работу, потом уделяешь время любимому человеку и детям, близким. Счастье – когда ты все делаешь с желанием, с удовольствием, а не через силу. Когда появляется какой-то момент насилия над собой, это уже не счастье. Счастье – это любовь во всех своих проявлениях и во всех сферах.
Беседовала Мария Дарская