Буквально на днях в осетинском кинематографе возникла новая глава — фильм из Осетии «Охотник» был удостоен Гран‑при на международном кинофестивале, а это означает, что в горах снова зазвучала древняя песнь, переосмысленная на языке XXI‑го века.
В глубине осетинских гор, где воздух пропитан легендами, а ветер на свой лад пересказывает древние сказания предков, внезапно ожил экран и на нем развернулось эпическое повествование — драматическая история, от которой стынет кровь и пробуждается совесть. Фильм «Охотник» режиссёра Заура Цогоева — вовсе не развлечение, а исповедь заблудшего горемыки, покаянная молитва падшего с небес пред собственной гордыней, гулкий удар колокола, раздавшийся там, где человек давно позабыл, кто он есть на этой грешной земле.
Фильм «Охотник» – как покаянная молитва без слов. Словно исповедь, выгравированная на скале, которая рассказывает о тщете и гордыне алчущей, что толкает руку к ружью, о природе, что отвечает не гневом, но судом праведным. Этот фильм повествует о падшем человеке — бездушном и алчном охотнике, который падает в ущелье, чтобы там встать другим человеком — просветлённым и благочестивым.
Режиссёр Заур Цогоев взял перо Коста Левановича Хетагурова и превратил рассказ «Охота за турами» в сакральное кинополотно о природе. Но это не простая иллюстрация, а пересказ на языке чувств живой природы и её исконных обитателей.
Главный герой фильма – охотник, но не романтический странник с ружьем, а человек, привыкший брать у природы все, что пожелает, не спрашивая. Он приходит в горы за туром — древним и священным животным, символом силы и свободы. Ему кажется, что это просто охота, коя пуще неволи, а паче того — удаль молодецкая и азарт залихватский.
Первые кадры проносятся перед нами как дыхание самой природы. Ни слова, только взгляд охотника, скользящий по скалам, и натыкающийся на взгляд тура, замершего на краю обрыва. И когда раздается выстрел — короткий и резкий, будто треск сухой ветки, то вместо триумфа наступает зловещая тишина.
Дальше — падение в ущелье, в темноту, в морок и кошмар. Камера кружится, смешивая реальность и бред. Здесь, в этой тьме, герой впервые видит то, что он годами прятал от самого себя: свою гордыню, свою слепоту, свою вину. Ему являются образы — не призраки, а отражения его поступков. И тогда он видит, как тур, умирая, смотрит на него без ненависти, но с глубокой печалью. Как будто говорит: «Ты убил не зверя — ты убил дитя природы, а значит и часть самого себя».
«Охотник» Заура Цогоева — это не фильм про горы. Это фильм про человека, который забыл, что он сам — часть гор. Про того, кто думал, что владеет миром, а оказался его должником. Про то, как легко потерять душу — и как трудно её вернуть.
И когда гаснет экран, остается не сюжет, а ощущение озноба, словно тебя до костей пронзает холод горной реки. И вдали слышится шепот ветра, повторяющий горделивому охотнику — Ты вовсе не царь природы, ты лишь блудный сын великой земли. И земля ждет твоего возвращения», — поведал Александр Агамов, профессор Ставропольского филиала Президентской академии.







