ЧТО?
Геймификация, представляющая собой элемент маркетинговой стратегии вовлечения и взаимодействия участников рынка посредством игровых механик, находит широкое применение в различных отраслях экономики и сферах деятельности.
По сути, главной целью геймификации является мотивация и лояльности пользователей через закрытие таких аспектов (потребностей), как: обучение, изменение поведения, улучшение продуктивности, вовлечённость. Эта концепция основана на осознании ключевыми стейкхолдерами того, что игровые элементы (модули) могут преобразовать рутинные и сложные алгоритмы в более увлекательные процессы и управляемые системы. В этой связи, геймификация оказывает серьёзное влияние как на внешнюю, так и на внутреннюю среду маркетинга.
ГДЕ?
В настоящее время геймификация во всём своём многообразии и многофункциональности проникает в различные сферы жизнедеятельности общества, делая их более результативными и интерактивными. Особенно популярным этот метод стал в системе образования, в ритейле, в индустрии спорта и т.д. Более того, в последнее время потенциал данного инструмента маркетинга взаимоотношений стал активно применяться и реализовываться в неигровых контекстах. Так, например, в целях формирования и укрепления корпоративной культуры руководители некоторых коммерческих организаций интегрируют атрибуты геймификации в систему управления (мотивации) кадров.
Благодаря доступным цифровым платформам подобная практика способствует повышению концентрации и внимания сотрудников при решении операционных и стратегических задач. Показательным примером может являться компания «М.Видео», которая благодаря креативной системе поощрения и мотивации своих продавцов-консультантов сократила текучесть кадров на 15%. Лидеры рынка готовы вкладывать значительные средства в создание специализированных симуляторов продаж, где, менеджеры, в том числе, могут отрабатывать навыки общения с потенциальными клиентами в виртуальной среде.
Цифровые платформа и мобильные приложения способствуют непрерывному потоку корпоративной информации в инновационных форматах геймификации, что в значительной степени оптимизирует достижение KPI в конкретных организациях.
КОГДА?
Сегодня наибольшую эффективность геймификация получает в стратегиях формирования кросс-функциональных взаимодействий, когда с помощью моделирования бизнес-среды организации участникам процесса становится доступной вся картина целиком. Настройка цифровых механик и протоколов, в свою очередь, обеспечивает идентификацию отдельных функций и ключевых ролей. Следовательно, возвращаясь к приоритетам современного маркетинга – персонализация контента и конкурентная программа лояльность – в условиях практического применения геймификации формируется синхронизация ценностей компании с ценностями потребителей. Это особенно важно в рамках обоснования приверженности к социально-ориентированным трендам и укрепления корпоративной и социальной ответственности.
Большинство отечественных экспертов и аналитиков сходятся в едином мнении о том, что настоящий потенциал геймификации огромен. По их оценкам, при правильном, профессиональном использовании игровых механик в неигровых контекстах маркетологам становится доступным потенциал таких современных технологий и методик, как: кастомизации, брендинг, STP (сегментация, таргетинг, позиционирование) и др. Очевидно также и то, что подобного рода креативная концепция не только повышает экономическую эффективность предприятий в различных сферах, но и, в целом, делает повседневную жизнь людей (руководителей, сотрудников и потребителей) намного увлекательнее и насыщеннее.
Автор:
Скороходов Сергей, канд. филос. наук, доцент кафедры маркетинга Финуниверситета, член НП «Гильдия маркетологов»






