Создание государственной информационной системы «Антикартель» представляет собой значимый шаг в цифровизации антимонопольного регулирования в России. Система предназначена для комплексного анализа данных из различных источников с целью выявления признаков картельных соглашений на торгах. Внедрение ГИС «Антикартель» позволит осуществлять ежедневный мониторинг всех проводимых закупок с применением технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Первая очередь системы, введенная в эксплуатацию в декабре 2024 года, уже включает функционал автоматического анализа торгов по 20 риск-сценариям, проверку аффилированности участников и цифровое сопровождение антимонопольных расследований.
Для правового обеспечения системы разработан соответствующий законопроект, который в феврале 2025 года был принят Государственной Думой в первом чтении. Параллельно ведется межведомственное согласование проекта постановления Правительства, регламентирующего функционирование системы. Особое внимание уделяется интеграционным возможностям ГИС «Антикартель» - в рамках второй очереди планируется подключение к информационным системам Росфинмониторинга, Росстата, ФНС России и других ведомств. Это позволит создать единую аналитическую платформу для мониторинга ценовой динамики на социально значимых рынках и выявления антиконкурентных практик.
Перспективы развития системы связаны с расширением её функциональных возможностей и внедрением в практику территориальных органов ФАС России. Дальнейшая интеграция с электронными торговыми площадками и ведомственными информационными системами повысит эффективность выявления картельных сговоров. Особый потенциал система имеет для анализа крупных государственных закупок и рынков с высокой степенью концентрации. В долгосрочной перспективе ГИС «Антикартель» может стать ключевым инструментом профилактики антиконкурентных соглашений, способствуя формированию прозрачной конкурентной среды в государственном и корпоративном секторе закупок.
Внедрение ГИС «Антикартель» открывает новые возможности для превентивного выявления антиконкурентных практик. Дальнейшее развитие системы должно быть направлено на совершенствование аналитических алгоритмов, расширение перечня мониторируемых рынков и углубление межведомственного взаимодействия. Успешная реализация проекта позволит существенно повысить эффективность антикартельной деятельности и сократить бюджетные потери от недобросовестных участников торгов.
Составлено на основе Доклада ФАС России к заседанию Коллегии ФАС России







