Одно из основных направлений совершенствования высшего образования в стране связано с созданием современной материально-технической базы вузов, позволяющей повысить эффективность учебного процесса и обеспечить требуемое качество подготовки специалистов. Анализ состояния материально-технической базы университетов показывает существенное её отставание по сравнению с вузами передовых зарубежных стран как по уровню развития, так и по структуре. НТР обостряет необходимость создания таких средств образования, которые стимулировали бы развитие интеллектуальных способностей будущего специалиста. В основе критериев умственного развития понимается не запас знаний, не способность организовать знания в систему, а такие качества мышления как: активность, самостоятельность, гибкость, продуктивность и глубина.
Полностью осознавая проблемы материально-технического характера вузов, государство предлагает решить их на основе кластерного подхода. Он позволит не просто сконцентрировать внимание на материально-технических моментах, но и будет способствовать установлению тесных взаимосвязей между образовательными организациями, производственными предприятиями, научными объединениями и т. п., что в итоге позволит готовить специалиста более высокого уровня.
Сегодня государство делает акцент на развитие образовательных кластеров, которые представляют собой группу научно-образовательных площадей и пространств, расположенных на одной территории и взаимосвязанных друг с другом научно-образовательной деятельностью. Географическая близость друг к другу позволяет группе пользоваться одними ресурсами, быстро и эффективно взаимодействовать, в том числе конкурируя между собой. Наличие образовательного кластера в регионе позволит решить проблемы в обеспечении кадров, улучшить качество подготовки, снизить отток высоко квалифицированных специалистов из региона, получать хорошее образование, не переезжая в другой регион, сформировать тесные связи между организациями образования, промышленности и науки и т. п.







