Григорий Потоцкий. Скульптор
Известному художнику и скульптору Григорию Потоцкому недавно исполнилось 70 лет. Юбилей он встретил в Таиланде, где установил свой легендарный одуванчик с ладошками — символ доброты, а еще устроил грандиозный праздник для друзей и близких. Вот лишь часть его регалий: почетный академик Академии Художеств России, член-корреспондент Международной Академии Культуры и Искусства. Более 135 его скульптур установлены на улицах всего мира и в крупнейших музеях. Среди его скульптурных портретов — удивительные образы Пьера Кардена и Жерара Депардье, Иннокентия Смоктуновского и академика Дмитрия Сахарова. Листая его книгу, я с удивлением обнаружила, что видела его памятник Святому Николаю в Турции, в городе Демре (древняя Ликия).
Я горжусь тем, что мне удалось познакомиться с этим удивительным человеком, побывать на его душевных мероприятиях в мастерской. И это большое счастье, что он любезно согласился принять участие в съемках нашего полнометражного фильма «Светотень» в роли самого себя. Он так вдохновенно говорил не по сценарию, а в потоке импровизации — о любви и красоте, что мне захотелось сделать с ним интервью.
Григорий Викторович, Вы согласны с идеей о том, что понятие любви многогранно?
Когда мы говорим о великой любви, то мы понимаем, что есть мощная любовь мужчины к женщине. Например, любовь Петрарки к Лауре. Она осталась его Музой на века. Вот одно из четверостиший в ее честь:
Средь тысяч женщин лишь одна была,
Мне сердце поразившая незримо.
Лишь с обликом благого Серафима
Она сравниться красотой могла.
Петрарка посвятил Лауре 336 сонетов, которые объединил в «Книгу песен».
Интересно, что это было платоническое чувство. У Лауры была семья – муж и 11 детей, а Петрарка дал обет безбрачия, став монахом-францисканцем.
Петрарка воспел свою возлюбленную, к которой испытывал очень сильные чувства. Это любовь на расстоянии, благодаря которой родились поэтические шедевры. Еще один пример из истории искусства – Рафаэль любил свою натурщицу Форнарину. Он без нее не мог, написал много удивительных картин, в том числе она стала моделью для знаменитой Сикстинской капеллы. Естественно, Форнарина ему позировала за деньги с разрешения отца-булочника, которому это было выгодно. Рафаэль безумно её любил, она отвечала ему взаимностью, но насколько сильно она его любила — это вопрос. Наверное, настолько, насколько ей платили, но она была звездой того времени.
Если вспомнить последнюю любовь Модильяни Жанну Эбютерн, то она действительно его любила. Когда знаменитый художник умер от алкоголизма и туберкулеза, она беременная выбросилась из окна. Это действительно великая самоотверженная женская любовь.
А я еще вспомнила пример сильной женской любви – это Марина Влади, которая была Музой Высоцкого много лет.
Очень хороший пример. Я ставил памятник Тургеневу и Виардо. Тургенев очень любил Полину Виардо, которая была замужем. Это история, когда одну женщину любят сразу двое мужчин. И когда её муж, директор парижской оперы, умер, Тургенев попытался сделать ей предложение, он готов был на ней жениться, но сам через несколько месяцев тоже умер. Он пронес любовь к ней через всю свою жизнь. Это была великая любовь.
И великая любовь XX века Марина Влади читала письма Тургенева к Виардо на открытии моего памятника. Это было удивительно.
Что касается Высоцкого, то он тоже необыкновенно любил Марину Влади. Он посвятил ей много стихов.
Но у него же были другие женщины параллельно…
Конечно, у него были разные женщины, но роман с Мариной Влади необыкновенный. Я думаю, что Марина Влади сама талантливая актриса, её могли окружать другие замечательные люди, но она выбрала Высоцкого и подарила ему 10 лет жизни. Ей сейчас исполнилось, по-моему, 85 лет. Я сделал работу, посвященную этой прекрасной паре. Любовь — это то, как мужчина смог её запечатлеть в том искусстве, которое ему было дано свыше.
Выдающаяся любовь — это «Мастер и Маргарита». Как Мастер любит свою Маргариту — стало визитной карточкой отношения творца и Музы. В основе этой истории — отношения Булгакова и его жены Елены Сергеевны…
А вот как любит женщина мужчину, какое произведение искусства могло бы это сильно описать и отметить? Где написано, как она любит, как она жертвует, помогает?
Вы же назвали роман «Мастер и Маргарита» — там как раз такая любовь описана. Она оставила благополучную жизнь и пошла за ним. Возможно, такая любовь — это судьба Лары в «Докторе Живаго» Пастернака.
У Пастернака есть стихотворение, по-моему, он любил дочку Менделеева. Но он не захотел с ней дальнейших отношений, боясь, что иначе Муза его оставит, и он не сможет больше писать стихи, потеряется наивность и чистота (*возможно, Григорий Викторович перепутал Блока и Пастернака, но его версия тоже интересна — прим. авт.). Меня так тогда это поразило, когда я прочитал. Я чуть не возненавидел Пастернака на всю жизнь из-за этого, но я думаю, что был неправ.
На самом деле это был один из самых великих людей XX столетия. Он, как никто, сумел выразить и описать любовь.
У Марины Цветаевой тоже были интересные истории: она сама многих любила, и её любили, всё очень сложно переплеталось. Что удивительно: через всю жизнь она пронесла любовь к своему мужу Сергею Эфрону. Несмотря на то, что у нее были романы, она всегда о нем говорила с каким-то трепетом.
Дело в том, что любовь не имеет половых признаков. Если ты любишь какого-то человека, то никогда его не разлюбишь. Ты можешь кем-то увлечься, кого-то можешь хотеть, кто-то может понравиться, но я считаю, что это не вместо кого-то, а это всегда бывает вместе с кем-то. Ты кого-то любишь и по разным обстоятельствам — вы в разлуке, нет близких отношений по разным причинам, у человека возникают более близкие отношения с другими людьми. Я вообще не верю, что можно разлюбить. Если ты искренне когда-то кого-то любил, это чувство остается навсегда, даже если вы расстаетесь.
Григорий Викторович, у вас есть Муза – Любовь, Ваша супруга. Расскажите, как Вы познакомились.
У меня вообще жизнь непростая, я всегда любил всех женщин, которые меня окружали. Для меня все они — как одна женщина. Я никогда не выбирал. Я даже не знал, как можно вообще выбрать из 10 лучшую. Я вообще не верю, что мужчина способен выбирать, они занимаются глупостью, когда начинают выбирать. Выбирает всегда женщина. И это очень хорошо, просто надо говорить «спасибо» и идти ей навстречу. И разглядеть, когда тебя действительно любят. Так со мной случилось. Меня девочка выбрала. Я, конечно, мог сто раз не верить, сто раз мог сомневаться, делать разного рода выводы.
У меня была арт-директор Лидия, очень красивая девушка — моя Муза, которую я писал. В один момент она привела девочку, сказала: «Я тебе её дарю, пусть она тебе помогает». У меня были большие сложности — семейные и другие. Мне нужен был человек, который мог бы безгранично помогать мне и работать вместе. Я, конечно, сразу сумел разглядеть, что Любу мне Бог послал. Мы уже 19 лет вместе.
Здорово…
Я написал Любочку, она вспомнила, что она художник и сама стала замечать вокруг талантливых художников. Но дело в том, что когда женщина выбирает, когда она живет тобой, не меняя своей сути, не подстраиваясь, это крайне редко бывает. Люди, говоря, что они любят, редко любят по-настоящему. Мало кто умеет любить. Вот она обладает этой способностью, этим даром, этим качеством. Без всякого пафоса. Я только благодарю, удивляюсь и считаю, что все это просто сон, в любой момент можно проснуться и все может быть по-другому.
А что тогда такое любовь, по-Вашему?
Что такое красота? Это концентрированное состояние ума. Материализация ума —это и есть красота. Что такое женщина? Наше представление ума о женщине, о её внутреннем состоянии, о том, для чего она, какая она, как мы ее видим и чувствуем. Это нечто божественное. Это Богоматерь. Это Ангел, это Красота. Мы, художники, это обожествляем, любим, мы без этого не можем жить. Это тебя очаровывает и привораживает. И это становится частью тебя. Люди любят говорить: вторая половина. Это не совсем так. Женщина — это твоя душа, которая получила воплощение во плоти. И ты тогда не один. И ты любуешься ею, восхищаешься, ждешь, оберегаешь, дорожишь ею. Разрешить себя любить — это великое искусство. Разрешить себе любить — еще большее искусство. Когда эти два момента совпадают, возникает чувство гармоничной любви.
Может, человек сначала должен себя полюбить, а потом уже притянется партнер?
Полюбить себя — это мысль от лукавого. Надо разрешить, чтобы тебя любили. Мы боимся и цепляемся за свою свободу. Мужчины боятся потерять свою свободу, как девушки иногда боятся потерять свою девственность. И то, и другое — глупости. Это не потеря, а обретение во имя любви. Но мало кто это понимает. Они не рассуждают и не думают. Очень важно себе это позволить. Когда ко мне приходят люди, я рисую портреты и объясняю, что надо разрешить себя любить. Многие не знают, за что их можно любить. Женщина не понимает, насколько она красива и хороша, насколько она счастлива.
Никто не понимает, что каждый человек — это любовь! Каждый человек — это и есть любовь, счастье, радость. Особенно это понятно, когда смотришь на 18-летнюю девочку. Она ищет где-то слева, справа, сверху, снизу. Пусть на себя посмотрит: она сама и есть любовь и счастье. Это надо дарить. И когда ты даришь и встречаешь взаимность, то получается любовь. Она изначально, Бог нас таким сделал, что мужчина всегда любит женщину, а женщина любит мужчину. Весь вопрос в том, что у нас есть ум, который выбирает по социальным параметрам — по материальному достатку, по деньгам. Это глупость. Даже выбрав, поженившись, люди не разрешают себе любить и себя любить. Они просто имеют друг друга. И даже если любовь вспыхнула, они делают вид, что никакой любви нет. Они пользуются друг другом и поэтому в итоге и разводятся, даже не встретившись по-настоящему. Иногда я говорю им: «Вы даже не представляете, как вы любите друг друга, вам надо не спешить и встретиться по-настоящему!» И люди прислушиваются к моим словам, понимают одну вещь, что да — им надо встретиться заново и начать любить друг друга.
То есть получается, надо дойти до определенного уровня развития, чтобы понять и оценить человека?
Не в развитии дело, надо хотя бы узнать информацию. А мы просто о многих вещах не знаем. Человек бесконечно талантлив. У меня есть знакомая художница, она всю жизнь работала продавцом — 33 года. Мы встретились, и я увидел, что она гениальная абстракционистка. Как же я был удивлен, когда я смог до неё донести, чтобы она разрешила себе стать художником. Люди должны себе разрешить быть художниками, любящими и любимыми.
Людей заставляют ощущать себя функцией, чтобы ими можно было управлять, обманывать их и эксплуатировать. А человек — не функция, он — любовь.
Расскажите, какие у Вас будут выставки в ближайшее время.
Во-первых, хочу поставить памятник Тютчеву в Угличе к его 220-летию. У меня возникла идея, чтобы его там установили на мосту, а под мостом — угличского соловья. Внизу — птица, в вверху — соловей русской поэзии. Такая символичная идея. Как памятник чижику-пыжику в Санкт-Петербурге.
Потом я еще хочу установить памятник Евреинову — это человек невероятной доброты. Пусть в каждом городе будет памятник человеку, совершившему что-то доброе. Это, как правило, меценаты. Кроме того, в Угличе хочу установить символ доброты и мира — одуванчик, чтобы маленьких детей принимали в добрят и добротворцев.
А почему в Угличе? У Вас что-то связано с этим городом?
Я случайно в нем оказался, одна очень красивая женщина обо мне рассказала, сделала мне хорошую рекламу, предложила съездить в Углич. Меня там очень хорошо приняли.
Кроме того, в молдавском посольстве я установил памятник Иону Друце — это величайший молдавский писатель, в этом году ему исполняется 95 лет. Он жив, в Молдавии было 3 классика великих: Ион Друце, Мария Биешу — великая оперная певица, лучшая в мире Чио Чио сан, был Эмиль Лотяну, великий режиссер, его фильмы нас сформировали, они полны любви и романтизма. Это большое кино. Хочу всем им поставить памятники, создать аллею классиков в молдавском посольстве.
Хочу поставить символ доброты и мира в Минске, во Франции. У меня появилась возможность сделать выставку в Зеленогорске, я там установил пингвина. Есть место доброты, вокруг которого все будут встречаться, назначать свидания. В городе Кудрово Ленинградской области я установил дорогу счастья, которая взмывает в небо. Также я работаю над скульптурой Богоматери. В Санкт-Петербурге в последние три года у меня постоянно проходят выставки в разных местах. Буду рад поделиться своим искусством с людьми всего мира!
Григорий Викторович, спасибо Вам за Ваше творчество! Желаю Вам еще долгих вдохновенных лет и множества прекрасных работ!
Здесь можно посмотреть небольшой ролик - со съемок фильма и фрагменты лекции Григория Потоцкого:
Беседовала Мария Дарская