Конституционный запрет на общегосударственную идеологию, возможно, был своевременным в 1993 году, когда в памяти были свежи издержки масштабной идеологизации советского периода. В то же время, когда официально государственная идеология оказалась под запретом, всплыли проблемы бездуховности и отсутствия ориентира развития страны. Место государственной идеологии стали заполнять секты, а позднее «идеалы» общества потребления. Отсутствие приоритета воспитания в школе приводило к утечке мозгов, с одной стороны, и всплескам насилия, с другой. При этом интеллектуальная элита общества все это время ощущала потребность в поиске национальной идеи, которая могла бы объединить страну.
Интересно, что в 2010 и последующих годах предпринималась попытка внедрить элементы идеологии на региональном уровне — в Белгородской области, где официально была принята концепция формирования солидарного общества. Идея состояла в том, чтобы связать воедино традиции русской общины, советского коллективизма и современных форм единения и взаимопомощи. Одним из лозунгов солидарного общества стало высказывание русского философа Н. Ф. Федорова «Жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Вместе с тем чтобы идея солидарного общества прижилась и стала ориентиром для общества, требовалась федеральная поддержка.
Потребность в общегосударственной идее стала острее ощущаться после 2014 года, когда вновь обрело актуальность патриотическое воспитание. Значимой вехой в этом отношении слало внесение поправок в Конституцию РФ в 2020 году, в частности появление Статьи 67,1. Наконец, мощный стимул в деле возрождения российской национальной идеи дал Указ Президента РФ от 09,11,2022 №809, которым были утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей открыло.
Сегодня идея солидарного общества обрела второе дыхание — уже на общероссийском уровне, её проводником является, в частности, Российская муниципальная академия. Президент РМА А. А. Айгистов подчёркивает, что одной из главных «точек сборки» современного российского общества является идея социальной справедливости, и при этом «солидарность и справедливость взаимосвязаны. Справедливая социальная жизнь — это солидарная, соборная жизнь ради ближнего и дальнего, ради природы, общества и человека».
Сегодня требуется переход от идеи к технологии — программам и планам действий, а также к её целостному позитивному восприятию и усвоению госслужащими и всеми влиятельными людьми (в том числе воспитателями и учителями), и все это позволит России обрести мировое духовное лидерство.







