При этом предупреждение нарушений обязательных требований позволила существенным образом сократить количество проверок в отношении предпринимателей.
Законом о контрольно-надзорной деятельности определен перечень профилактических мероприятий, среди них профилактический визит — беседа инспектора с предпринимателем по месту осуществления деятельности последним. По своему содержанию профилактический визит схож с консультированием: уполномоченное лицо информирование о содержании требований, предъявляемых к предпринимателю. Мероприятие не предполагает выдачу предписаний и других карательных последствий.
Инициатором профилактического визита может быть, как должностей лицо, так и контролируемое лицо. Последнее может обратить в контрольный орган с соответствующим заявлением. При этом в условиях цифровой трансформации контрольно-надзорной деятельности способ его подачи неважен. Так, Роструд реализовал новый функционал на портале «Онлайнинспекция.рф», позволяющий пригласить представителя инспекции в организацию с профилактическим визитом. Для этого работодателю достаточно направить заявку на проведение такого визита в разделе «Предприятие информирует».
«Сегодня благодаря реформе контрольно-надзорной деятельности предприниматель стал воспринимать инспектора не как надзирателя, а как партнёра и помощника. При этом, профилактические мероприятия без штрафов и протоколов позволяют достигать главной цели контрольно-надзорной деятельности — устранение причин и условий, способствующих возникновению случаев причинения вреда», — комментирует Анна Минина, доцент Ставропольского филиала Президентской академии.