По данным исследований, более 70% пользователей сети совершали хотя бы одну покупку в интернете, что свидетельствует о сформировавшемся у потребителей доверии к этому каналу продаж.
Развитию этого сегмента торговли способствует разнообразие платформ и сервисов. Расширение крупными маркетплейсами и специализированными онлайн-магазинами ассортиментного потенциала выгодно дополняет список преимуществ. Важным фактором также являются инновации, в которые владельцы торговых площадок щедро вкладываются. Внедрение технологий, таких как мобильные приложения и системы беспроводной оплаты — значительно упрощает торговые процессы и привлекает покупателей. Но ведь есть и значительные риски для потребителей. Как с ними борется государство?
Эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Геннадий Шевченко согласен, что с ростом популярности Интернет-торговли появляются новые вызовы. Необходимость совершенствования защиты прав потребителей в борьбе с мошенничеством и обеспечение безопасности транзакций становится актуальной темой для современной коммерции. Но государственные инициативы, направленные на регулирование данного рынка, позволяют создавать более безопасные условия для покупателей и продавцов.
Одной из последних законодательных инициатив в этой сфере стал законопроект «О внесении изменений в статьи 10 и 26,1 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”». Новеллой, которая, надеюсь, в ближайшем будущем скорректирует действующее законодательство в сторону усиления защиты потребителей, является обязание продавца (равно владельца агрегатора) доводить до сведения потребителя информацию, подтверждающую соответствие товаров. Для этого они должны будут предоставлять в описании товара ссылку на запись в реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, подтверждающую соответствие товара заявленным в описании качествам.
Такое требование станет обязательным в отношении продукции, подлежащей сертификации либо декларированию. Владельцы агрегаторов, в свою очередь, будут информировать потребителей в тех случаях, когда обязательное подтверждение соответствия не требуется.
Предлагая такие правила для включения в Закон «О защите прав потребителей», авторы законопроекта исходят из необходимости гарантировать соблюдение права на необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). Напомним, что ст. 8 указанного Закона закрепила такое право потребителя, а норма п. 1 ст. 10 возлагает обязанность обеспечить реализацию этого права путем предоставления необходимой информации на изготовителя товаров, исполнителя услуг (работ), равно как и на продавца товаров. Вместе с тем, сейчас, Закон «О защите прав потребителей» не прямо не требует от продавца (владельца агрегатора — в случае дистанционной торговли) предоставлять потребителю информацию, содержащую ссылку на информационный ресурс (реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии), что не отвечает обозначенным Законом о защите прав потребителей целям обеспечения потребителя достоверной и необходимой информацией о товаре и его производителе.
Таким образом, предложенные дополнения станут важным элементом в механизме защиты прав потребителей, обеспечивающим реализацию их права на достоверную информацию о товаре.
Документ прошел третье чтение и направлен для одобрения в Совет Федерации. В случае одобрения и вступления Закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О защите прав потребителей“, изменения начнут работать с сентября 2026 года. Эксперт выразил уверенность, что с учётом потенциала Интернет-торговли этот её вид будет развиваться, продолжая открывать новые горизонты для бизнеса и потребителей.