Общество сталкивается с вызовами и изменениями, которые требуют новых подходов и стратегий в образовании и социокультурной сфере. Молодёжь, будущее нашей страны, особенно нуждается в поддержке и развитии своих талантов и способностей.
Формирование литературно-творческих способностей молодёжи
Одно из ключевых инструментов формирования литературно-творческих способностей молодёжи — это участие в проектной деятельности общедоступных библиотек. Они играют важную роль в развитии социально-культурной среды и предоставлении доступа к информации и культурным ресурсам.
В общедоступных библиотеках одно из главных направлений работы — это социально-культурная деятельность, в которой основное внимание уделяется культурно-досуговым и развлекательным мероприятиям. Благодаря открытости, доступности и бесплатности, библиотеки выполняют функцию организации досуга для местного населения, предоставляя помещения клубам и группам с общими интересами.
Творческие любительские объединения читателей стали неотъемлемой частью работы в библиотеках. Именно они, кружки и клубы по интересам, создают в библиотеках атмосферу, которая способствует самореализации и нахождению друзей и социальных партнёров.
Непринуждённое свободное общение положительно влияет на отдельных людей, поскольку они получают информацию относительно новых книг и журналов, обмениваются опытом, оказывают помощь другим любезным советом, находят собратьев по интересам и заключают дружеские связи.
В современном мире, когда доступ к информации становится более удобным и простым благодаря сети Интернет и цифровым технологиям, возникают вызовы для сохранения интереса молодёжи к книгам и литературной творчеству. Библиотеки предоставляют доступ к книгам, организуют литературные мероприятия, круги по интересам, литературные конкурсы и многое другое. Однако их эффективность нуждается в изучении и анализе для оптимизации и развития культурно-просветительской работы библиотек.
Тема достаточно разработана, поскольку существует широкий массив литературы и научных исследований, касающихся роли общедоступных библиотек в формировании литературно-творческих способностей молодёжи.
Вопрос проектной деятельности общедоступных библиотек рассматривается теоретиками и практиками библиотечного дела: Е. А. Асоновой, Л. А. Афанасьевой, Е. Ю. Божок, А. А. Булычевой, Л. Н. Жуковской, Е. А. Казаковой, Г. М. Павловой, О. Н. Юрченко.
Проектами по формированию литературно-творческих способностей молодёжи занимались такие специалисты как: И. С. Горяйникова, М. Захаренкова, Т. Ищук, И. И. Ковалева, Н. С. Колёсникова, К. А. Кулагина, Е. П. Лапина, И. Ю. Матвеева, Е. Романова, Т. А. Сергеева, А. Яковлев.
Многие исследования проводились с участием конкретных общедоступных библиотек в различных регионах, что представляет схожий контекст. Однако здесь рассматривается специфика проектной деятельности библиотек, уделяется особое внимание формированию литературно-творческих способностей молодёжи в конкретном регионе — Краснодарском крае.
Можно сделать вывод, что проведение исследования в данной области предполагает углублённый анализ конкретных практик общедоступных библиотек Краснодарского края, что является новым и уникальным аспектом работы.
Исследование проектной деятельности общедоступных библиотек
Исследование проектной деятельности общедоступных библиотек Краснодарского края по формированию литературно-творческих способностей молодёжи представляет значимый научный интерес в контексте разработки эффективных стратегий культурно-просветительской работы. Результаты используются для улучшения практик работы библиотек и оптимизации их взаимодействия с молодёжью в целях формирования литературно-творческих способностей.
Объект исследования — проектная деятельность общедоступных библиотек Краснодарского края, направленная на формирование литературно-творческих способностей у молодёжи.
Предмет исследования — изучение проектной деятельности общедоступных библиотек Краснодарского края в контексте их влияния на формирование литературно-творческих способностей молодёжи.
Цель состоит в изучении и анализе опыта проектной деятельности общедоступных библиотек Краснодарского края по формированию литературно-творческих способностей молодёжи.
Задачи:
- изучить понятие и сущность проектной деятельности библиотеки;
- проанализировать современное состояние общедоступных библиотек для молодёжи;
- исследовать проектную деятельность библиотек Краснодарского края для молодёжи по формированию литературно-творческих способностей;
- разработать и внедрить проект «Библиотечный клуб для молодых начинающих писателей „Пиши для души“.
В ходе исследования были использованы научные методы: терминологический анализ, сравнительный анализ, анализ библиотечной документации.
Научная новизна исследования: на основе исследованных теоретических работ по проблеме проведен анализ проектной деятельности общедоступных библиотек, изучены современные проекты общедоступных библиотек для молодёжи по формированию литературно-творческих способностей, предложен инновационный проект творческой направленности «Библиотечный клуб для молодых начинающих писателей „Пиши для души“.
На современном этапе, когда невозможно представить жизнь человека без информационных технологий, к библиотекам предъявляются все более строгие требования, в свете чего возрастает актуальность проектной деятельности в библиотеках.
Современное развитие библиотечной сферы
Современное развитие библиотечной сферы происходит в условиях постоянных изменений в обществе, что приводит к изменениям в библиотечной практике, ориентированной на удовлетворение запросов пользователей через разнообразные услуги.
Использование проектного подхода в библиотечной работе постепенно становится важным критерием оценки эффективности работы, способом воплощения творческих идей и планов.
Проектная деятельность библиотеки — это методологический подход и организационно-творческий процесс, направленный на создание и реализацию проектов, способствующих развитию и расширению функций библиотек. Она является эффективным инструментом для активизации деятельности библиотек, повышения их социальной значимости и удовлетворения разнообразных информационных потребностей населения.
Проектная деятельность библиотеки представляет собой систематическую и организованную работу, направленную на решение определённых задач и достижение поставленных целей. В рамках этой деятельности библиотека разрабатывает и реализует проекты, которые помогают совершенствовать работу организации, обеспечивать актуальность предоставляемых услуг и повышать комфорт для посетителей.
Проектирование представляет собой деятельность, цель которой — поиск новых решений, оформленных в виде комплекта документации. Проектирование — это практическая деятельность по составлению проекта.
Библиотечный проект
Л. А. Афанасьева даёт следующее определение:
Библиотечный проект — это совокупность мероприятий, которые обеспечивают достижение конкретных результатов в конкретные сроки с использованием ограниченных средств и ресурсов.
Существует ещё несколько определений.
- Проект — это ограниченная во времени последовательность действий с чётко определённой целью и затратами. Достижение поставленной цели определяет завершение проекта.
- Проект — это уникальная идея, преобразованная в решение конкретной задачи с известным результатом.
- Проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с чётко определёнными целями.
- Проект — целенаправленная деятельность временного характера, предназначенная для создания уникального продукта или услуги, ограниченная во времени и связанная с потреблением ресурсов.
- Проект — это идея (задача, проблема) и необходимые средства её реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата.
Обобщая определения данного термина в различных источниках, можно сказать, что любой проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (пути решения проблемы) и полученные в процессе реализации результаты (эффективность).
Основными особенностями проектов являются:
- целевой характер, чёткая ориентация на достижение определённых целей и задач (направленность на достижение конкретных целей, определённых результатов);
- социальная значимость (востребованность обществом);
- комплексность предполагаемых работ;
- чёткие сроки начала и окончания работ;
- ограниченность по бюджету, материальным и трудовым ресурсам;
- уникальность, отличительные особенности.
Библиотечные проекты представляют собой социальные некоммерческие проекты (т. е. библиотека не извлекает материальной выгоды из реализуемого проекта) в области обеспечения более полного и качественного доступа населения к информации, реализации социально-культурной и просветительской функций. Под библиотечным проектом понимается также логическая совокупность мероприятий в рамках установленного календарного плана (графика) и бюджета. При этом проект отличается от плана работ тем, что расширяет рамки деятельности библиотеки, выводит её на новый уровень развития, позволяет спрогнозировать результаты. В результате реализации библиотечного проекта возникают новые образовательные, информационные, культурные и социальные услуги, новые возможности, новые структуры.
Библиотеки ведут проектную деятельность как за счёт собственных средств, так и путем привлечения дополнительного финансирования.
С используемыми собственными средствами библиотеки осуществляют проведение разнообразных мероприятий и проектов с целью привлечения посетителей и обогащения их культурного опыта. Это может включать организацию лекций, семинаров, мастер-классов, выставок, культурных программ и прочих мероприятий, направленных на образование и развитие посетителей.
Кроме того, библиотеки активно привлекают дополнительное финансирование из различных источников. Это может быть поддержка от государственных или муниципальных органов власти, выделение грантов и субсидий, спонсорская помощь от коммерческих организаций и добровольных взносов граждан.
Привлечение инвестиционных средств даёт возможность библиотекам расширять границы своей деятельности и оказывать дополнительные услуги пользователям; позволяет приобретать в фонд новую литературу и другие ресурсы, улучшать библиотечное оборудование и программное обеспечение, а также обновлять инфраструктуру библиотеки для создания удобной и комфортной обстановки для посетителей.
Библиотечная проектная деятельность
Библиотечная проектная деятельность — это спланированная и систематическая работа, сфокусированная на достижении определённых целей и решении конкретных задач. Она базируется на применении проектного подхода, который включает планирование, исполнение и контроль определённых проектов.
Основная цель проектной деятельности в библиотеке — это улучшение качества предоставляемых услуг и удовлетворение информационных потребностей пользователей. Для достижения цели библиотеки ставят перед собой различные задачи, такие как: повышение доступности информации, развитие информационной грамотности, привлечение новых пользователей и прочее.