Историческая память — предмет политизации, особенно в интернете. Эстетика медиа очень положительно затрагивает структуру исторической памяти, но всё равно сохраняется историческая безграмотность.
Будущее невозможно без памяти, что составляет угрозу; хотя эта проблема затрагивалась уже не раз.
История — это несовершенная память человека (всего человечества). Концепция «исторической памяти» в медиа — её суть в специфике интернета. Сложно объективизировать полностью эту концепцию, по причине отсутствия источников. Но стоит рассмотреть аргументы в пользу того, как совместить интернет и «память» в ключе борьбы с незнанием.
И именно Интернет объединяет практически все возможности и функции СМИ, являясь их синтезом (гипермедиа) и отражая в своем зеркале, как достоинства, так и пороки общества. Мы сами не понимаем, откуда мы владеем тем или иным знанием из книг, газет, телевизора, соц. сетей или интернета.
Историческая память хранит в ментальности масс оценки событий прошлого. Книга А. В. Гулыги « истории» — здесь впервые, в советской литературе того времени был проанализирован феномен исторической памяти.
А. В. Гулыга — учёный-германист — воспользовался прекрасным историко-культурным набором информации. Специалист выдал новые аргументы: историческое сознание находится рядом с мифологическим спектром; потеря исторической памяти может вызвать утрату идентичности. Миф породил историческую действительность. Интернет — это предание, неотъемлемое бытие в современной мифологии. Интернет периодически искажает запросы людей, «приукрашивая» факты или поддерживая стереотипы прошедших эпох.
Нравственность, религия, коммуникация, культура, философия, этика, история, наука трансформируются путём медиа в системе. В философию ХХ столетия термин «коммуникация» ввел Карл Ясперс, такой инструмент-термин развивает историческую память. Огромный плюс медиа-пространства то, что его мнение правдиво в моменте из интереса к текущим ситуациям – «здесь и сейчас». В этот взгляд можно верить. Также никто не отменяет силу исторических источников, правда не каждый определит подлинный он или нет.
Такие исторические сайты, как «Дилетант», многие интернет-проекты неплохо вкладывают в просвещение своих читателей.
Библиотечные и музейные фонды, оцифрование архивных документов, старых газет и журналов, pdf-файлы упрощают поиск материала и расширяют наш кругозор. Сквозь интернет идёт самовыражение вектора памяти как профессионалов, так и настоящих дилетантов (вспомним гипотезу А. Т. Фоменко). В результате появляется переписывание истории, странное искусствознание. Что по норме не стоит приветствовать. Тем не менее, мне кажется, что не нужно предпринимать жёсткий контроль государства в эту область.
Нравственные и эстетические факторы человека передвигают его в пространстве Интернета, ориентируя его, где надо остановиться. А кто не справляется с задачей, того всемирная паутина превращает в массы. Ведь на то мы и люди. Текущие события современного мира превращают в социокультурный суррогат термин «историческая память». Интернет внедрил сетевой принцип построения структуры.
Digital memori — способ сохранения воспоминаний и структура символов. Знать историю в абсолютной мере – невозможно, хотя я думаю, что люди, которые долго и страстно изучают данную область, не скажут уверенно какова их настоящая углублённость в предмет. Память заставит отдельную единицу задуматься о жизни и целостности. Так в системе и укореняются базовые потребности. Историческая память через Интернет должна украсить мир умеренным благополучием.
Список литературы.
- Амиров Д. В. Поисковая система как инструмент формирования общественного мнения // Известия Уральского федерального университета, Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2013. – № 4. – С. 6–12.
- Горохов П. А. , Южанинова Е. Р. Влияние интернет-ресурсов на феномен исторической памяти: опыт философского исследования // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2022. – № 1. – С. 12–41. URL: http://fikio.ru/?p=4966 (дата обращения 12,03,2025).
- Гулыга А. В. истории. – М. : Современник, 1980. – 288 с.
- Нажми на кнопку — получишь результат // Литературная газета. – 2008. – № 24 (6176). URL: https://lgz.ru/article/N24–6176–2008–06–11-/Nazhmi-na-knopku-–-poluchishy-rеzulytat4680/ (дата обращения 12,03,2025).