27 апреля состоялась церемония закрытия 45-го Московского Международного кинофестиваля. Главным победителем стал фильм «Три брата» аргентинца Франсиско Хоакина Папарельи.
Энергия и свет души призеров
Церемония закрытия 45-го Московского Международного кинофестиваля прошла 27 апреля в театре «Россия». По красной дорожке, ведущей к театру, прошли члены жюри и участники конкурсных программ ММКФ, а также актрисы Алена Бабёнко, Алена Михайлова, Светлана Степанковская, Елизавета Ищенко, Дина Корзун, Ирина Безрукова, Елена Захарова, актёры Кузьма Сапрыкин, Дмитрий Дюжев, телеведущий Михаил Галустян, писатель, сценарист Александр Цыпкин, Маша Лобанова, Екатерина Волкова, Анна Банщикова, Наталья Бардо, Лянка Грыу и др
Ведущим церемонии стал режиссёр, продюсер Петр Буслов. Первый фестивальный приз был вручен за лучший короткометражный фильм. Победителя объявил председатель жюри, итальянский режиссёр Джорджо Кунью. Он подчеркнул, что приз вручен «за оригинальную историю, мощную энергию и романтический подход к важной теме».
«Серебряный Святой Георгий» за лучший короткометражный фильм – «Всё», Китай, режиссёр Лу Хэлай
Лу отметил, получая награду: «Для меня большая честь получить этот приз. Огромное спасибо Москве — этой кинематографической столице, — и зрителям за их теплоту. И пусть всю жизнь нас охраняет свет кинематографа».
Приз за лучший документальный фильм вручила председатель жюри Хао Юнь: «Документальное кино отражает наблюдение творцов за обществом, и среди этих фильмов есть те, которые в замкнутом пространстве заставляют нас задумываться об одиночестве и мечтах, обвинительном приговоре и освобождении искусства, о душе и великой любви, выходящей за пределы границ».
«Серебряный Святой Георгий» за лучший документальный фильм – «История российских тюрем. Владимирский централ». Приз получили продюсеры Игорь Мишин, Ангелина Ашман и режиссёр Юлия Бобкова. «Картина, которую мы сняли, изменила меня как человека и режиссёра», — отметила Бобкова.
Приз за лучший фильм конкурса «Русские премьеры» вышли вручать сразу все члены жюри — актриса Анна Снаткина, сценарист Андрей Золотарев и председатель жюри, режиссёр Алексей Учитель.
Сначала они огласили специальные упоминания жюри: «За искренний и дерзкий дебют» – фильму «Тайное влечение» режиссёра Стаси Венковой и «За яркий дебют с уникальным актёрским ансамблем» – фильму «Единица Монтевидео» режиссёра Татьяны Лютаевой. А затем объявили главную награду.
«Серебряный Святой Георгий» за лучший фильм конкурса «Русские премьеры» – «Край надломленной луны», Россия, режиссёр Светлана Самошина.
«Этот приз очень ценен для всей нашей команды. Отдельно я бы хотела поблагодарить Наташу Мещанинову — без нее фильма бы не было. Ещё большое спасибо моему художественному руководителю Андрею Прошкину и мастеру Бакуру Бакурадзе, продюсерам Александру Котелевскому и Андрею Новикову. А также артистам, группе и, конечно, зрителям. Величайшее режиссёрское счастье – слышать, как люди сначала смеются, а потом долго молчат, когда переживают то, что происходит в нашем кино», — отметила Светлана Самошина.
«Серебряный Святой Георгий» за лучшее исполнение женской роли — Кахо Сэто, «Хрупкие цветы в потоке дней», Япония. Награду вручила член жюри основного конкурса, казахстанская актриса Самал Еслямова. «Большая радость получать награду на фестивале с такой историей. Спасибо актёрам, которые сыграли главные роли в нашем фильме. Надеюсь, эта награда поспособствует тому, что фильм увидит больше людей», — сказал режиссёр фильма Ютака Цэнумати.
Серебряный Святой Георгий за лучшее исполнение мужской роли — Фернандо Арсе, «Те, кто внизу», Уругвай, Колумбия, Аргентина, Бразилия, Боливия
Награду вручила член жюри основного конкурса, российская актриса Светлана Иванова. «Фернандо Арсе — не только лучший актёр Боливии, но и лучший актёр мира. Огромное спасибо за эту награду», – сказал, получая награду, режиссёр Алехандро Кирога.
Специальный приз жюри «Серебряный Святой Георгий» – «Фи 1,618», Болгария, Канада, режиссёр Теодор Ушев. Член жюри, колумбийский режиссёр и сценарист Сиро Герра: «Мы хотим сказать большое спасибо за оригинальность, творческий риск и поиск, который является важной частью международных кинофестивалей».
Серебряный Святой Георгий за лучшую режиссёрскую работу – «Чёрная луна», Мексика, режиссёр Тонатью Гарсия. Приз вручил член жюри, актёр Алексей Гуськов. «Наш фильм посвящен всем народам, которые борются за свои природные ресурсы. Снимая картину, мы хотели показать, что у кино нет границ. И недаром получили здесь ещё и приз зрительских симпатий», — отметил режиссёр Тонатью Гарсия.
Хочу отметить, что меня в этом фильме поразили и эмоциональность, и философская глубина, и сильный визуальный ряд, а также завораживающая музыка. Это не просто история про защиту экологии в маленькой мексиканской деревушке, это ещё и притча о том, как важно заботиться о своих близких, сохраняя в своем доме некий микрокосмос, несмотря на все бури вокруг.
«Золотой Святой Георгий» за лучший фильм – «Три брата», Чили, Аргентина, режиссёр Франсиско Хоакин Папарелья. Главную награду вручил председатель жюри, индийский кинематографист Рахуль Равель: «Победителем фестиваля стал фильм с очень сильной историей, замечательной актёрской игрой, визуальным оформлением и всеми элементами, из которых складывается душераздирающий фильм».
Для меня невероятная честь получить эту награду с учётом того, что в конкурсе были представлены невероятные картины. Я хочу сказать огромное спасибо продюсерам и всей команде. Я воодушевлен Москвой, потому что здесь я побывал не только на кинофестивале, но и в доме-музее Достоевского. «Братья Карамазовы» во многом вдохновили меня при работе над этой картиной, – отметил, получая награду, режиссёр Франсиско Папарелья.
Сила традиций
В завершении церемонии президент фестиваля Никита Михалкова поблагодарил членов жюри, зрителей и рассказал, что за время фестиваля было показано более 200 картин в 10 кинотеатрах Москвы. Фестиваль за неделю посетили 38 тысяч зрителей и 1,5 тысячи представителей СМИ.
Также по традиции Никита Сергеевич Михалков передал кинохлопушку в знак завершения фестиваля и вручил почётный приз фестиваля.
«Золотой Святой Георгий» за вклад в мировой кинематограф получил режиссёр, продюсер, гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров, который сказал: «Московский кинофестиваль сыграл важную роль в моей жизни. Для нас он открывал мир великого кино. Именно здесь мы видели картины Куросавы, Капура, Антониони, Феллини, Трюффо. Кстати, и главное напутствие я получил именно с Московского фестиваля. Мои родители посмотрели фильм Стэнли Крамера, и моя мама подошла и попросила написать напутствие для своего сына — я тогда только начал учиться на режиссёрском факультете ВГИКа, — и Крамер написал только одно слово „passions“. Мама вручила мне эту бумажку, и я был разочарован. А сейчас, прожив жизнь, понимаю, что это было очень верное слово, потому что терпение, настойчивость, стремление добиться своей цели, стойкость и искренность — это именно то, благодаря чему тебя поймет зритель. Так что мама все‑таки не зря подошла к Стэнли Крамеру», – сказал, получая награду, Карен Шахназаров.
Продолжая свою традицию поддержки самых значимых культурных событий в России, ювелирная компания Mercury уже третий год выступает в роли официального партнёра Московского Международного Кинофестиваля.
Ювелирная компания Mercury изготовила главные призы кинофестиваля: статуэтки, изображающие святого Георгия верхом на серебряном коне, поражающего копьем дракона. Фигура «Золотого святого Георгия» выполнена из позолоченного серебра, а фигура «Серебряного святого Георгия» — из серебра. «Золотой святой Георгий» присуждается за «Лучший фильм конкурсной программы» и «За вклад в мировой кинематограф». Лауреаты в семи номинациях награждаются «Серебряными святыми Георгиями».
Оригинальный дизайн отличает специальный приз «Верю. Константин Станиславский», который вручается за покорение вершин актёрского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского. В этом году его вручили замечательной актрисе Ирине Купченко.
Мои личные итоги и инсайты
В этом году я была аккредитована на ММКФ в качестве корреспондента телеканала “Калейдоскоп ТВ”. Могу сказать, что успела не только посетить церемонии открытия и закрытия фестиваля, но и посмотреть примерно 13 ил 14 фильмов с учётом короткометражек. Поняла, что немое кино с экзальтированными, неестественными эмоциями персонажей “Песнь торжествующей любви” - совершенно не мой формат. Пришлось даже выйти из зала, это было невозможно смотреть. Из коротких метров очень понравился китайский фильм “Остров мёда” - история про “воскресного папу”, который занят пчеловодством, продает мёд в соцсетях как блогер, и не очень-то уделяет внимание своей дочке, которую мама привезла ему на выходные. Но девочка очень талантлива, и она оставляет ему на память картину с красивым ярким цветком в центре, что говорит о тонкой духовной связи между ними.
Ещё один необычный короткий метр — французская картина “Эльза” про 12-летнюю девочку, которая переживает семейную драму и ходит по заброшенным железнодорожным путям. Ей мешает мальчик Поль, задавая глупые вопросы. Но она играет с ним, погружаясь в воспоминания, когда мир казался более гармоничным. В фильме участвуют музыканты, создавая романтичное настроение.
Интересной была программа по сериалам - “Первая серия”. Я успела посмотреть захватывающий триллер “Спасти единственного сына” с Алексеем Серебряковым и Анной Ардовой в главных ролях.
И ещё увидела первую серию третьего сезона ностальгической саги по 90-м “Мир! Дружба! Жвачка!” - мне не совсем мне близок такой жанр, но актёры очень талантливые и в целом динамичная, атмосферная история.
Из полнометражных российских фильмов я бы отметила “Туман” Натальи Гугуевой, который завораживает величием холодной красоты Кольского полуострова и переплетениям судеб персонажей. И ещё вполне достойный фильм - “Первая любовь” Светланы Проскуриной, где Игорь Верник раскрывается с неожиданной стороны, да и финал удивляет зрителей.
А вообще, мой личный фаворит - “Чёрная луна” Танатью Гарсии, поскольку здесь есть все: и сильная история, и яркие актёрские работы, и завораживающая природа диких мексиканских уголков, и единый визуальный ряд, дающий возможность зрителям строить свои интерпретации. И, конечно, режиссура тоже на высоте, поскольку автора вдохновляла сама жизнь: мексиканцы отстояли свою деревеньку, и алчные корпорации оставили их в покое.
Ещё хочется отметить мрачный триллер “След зверя” сербского режиссёра Ненада Павловича — про журналиста, который распутывает цепь убийств и политических интриг в конце 70-х годов, анализируя события прошлого и рискуя своей жизнью. И за этм ещё стоят древние ужасающие обряды.
Более жизнеутверждающая по настрою — комедия “Путь к успеху” аргентинца Себастьяна Родригеса о том, как отчим везет своего пасынка в футбольную команду Буэнос-Айреса, преодолевая трудности на пути. По сути, это путь к мечте мальчика — он хочет стать известным футболистом и сделка отчима с тренером приближает его к заветной цели.
В целом впечатления очень позитивные: погружение в эту атмосферу даёт понимание общих тенденций кинематографа и новые идеи для творчества. А ещё это заряжает энергией и даёт возможность почувствовать магию кино в полной мере, стать частью мирового кинематографа хотя бы ненадолго. А в перспективе есть желание снимать свое кино, рассказывать людям интересные истории.