С 2025 года в рамках 44-ФЗ внесены существенные изменения в регулирование национального режима при госзакупках. Эти поправки направлены на дальнейшее импортозамещение, защиту интересов российских производителей и ужесточение контроля за закупками иностранных товаров.
В качестве жестких инициатив введен принцип “второй лишний” вместо ранее действующего “третий лишний”.
Новый принцип отбора поставщиков позволяет отклонить все заявки товаров иностранного происхождения, если присутствует хотя бы один поставщик с товаром из Российской Федерации или стран Евразийского экономического союза (Армения, Киргизия, Беларусь, Казахстан).
Таким образом, при выявлении факта участия в закупке поставщиков с товарами из России, Казахстана и Китая, заказчик вправе отклонить всех поставщиков с товарами из Китая.
Кроме того, были введены и дополнительные преимущества в рамках реформы национального режима.
Ранее в аукционах при победе поставщика с иностранным товаром вычитали реальные 15% из цены контракта, а в конкурсах и запросах котировок искусственно вычитали 15% у заявок с российским товаром, чтобы такие участники могли занять более выгодное место при ранжировании предложений.
Теперь в рамах новых правил применения преференций если в закупочной процедуре участвует хотя бы одна заявка с товаром из ЕАЭС, соответствующая всем установленным требованиям, заказчик обязан применить ко всем заявкам условное 15% снижение цены при их оценке. Например, если к закупке подано четыре заявки, из которых три — с товарами из ЕАЭС, заказчик будет «снижать» цену на 15% для всех заявок, предлагающих товары из России или других стран ЕАЭС.
На наш взгляд, несмотря на жесткий характер данных мер, ограничения на импорт и преференции для российских товаров создадут дополнительный спрос на местную продукцию, что может привести к расширению производственных мощностей и созданию новых рабочих мест.
Изменения в национальном режиме госзакупок направлены на последовательную импортозамещающую политику. С одной стороны, они создают барьеры для иностранных поставщиков, с другой – открывают новые возможности для российского бизнеса. В долгосрочной перспективе это должно усилить конкурентоспособность отечественной продукции и снизить зависимость от внешних поставок. Однако успех реформы будет зависеть от того, насколько эффективно будет работать механизм контроля и поддержки местных производителей.







