Особое внимание уделено влиянию нового лесного законодательства, в частности, перехода на территориальный принцип управления лесами и внедрения института лесного планирования, на требования к кадастровой информации. Выявлены ключевые вызовы, такие как необходимость интеграции данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и технологий распределенных реестров. Определены перспективные направления развития ГКЛР, включая создание цифрового двойника лесного фонда, автоматизацию таксационных работ и формирование единого межведомственного информационного пространства. Делается вывод о том, что модернизация кадастра лесных ресурсов является критически важным условием для перехода к интенсивной модели лесного хозяйства, обеспечения рационального использования и воспроизводства лесов.
Ключевые слова: кадастр лесных ресурсов, государственная инвентаризация лесов (ГИЛ), лесное законодательство, дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), цифровизация, лесное планирование, устойчивое лесопользование.
Введение
Лесные ресурсы являются национальным достоянием России, имеющим стратегическое экономическое, экологическое и социальное значение. Эффективное управление этим комплексным активом невозможно без наличия достоверной, актуальной и полной информации о количественных и качественных характеристиках лесов. Основным государственным информационным ресурсом, призванным обеспечить решение этой задачи, выступает государственный кадастр лесных ресурсов (ГКЛР).
Однако в течение длительного времени ГКЛР сталкивался с рядом системных проблем, которые снижали его практическую ценность для управления. Накопление этих проблем, наряду с изменением парадигмы лесопользования в сторону повышения эффективности и интенсивности, обусловило необходимость глубокого реформирования лесного законодательства. Вступившие в силу в 2023–2024 годах масштабные изменения в Лесной кодекс РФ затронули и основы ведения кадастра, поставив перед ним новые задачи и открыв новые перспективы.
Цель исследования — выявить и проанализировать ключевые вызовы и определить перспективные направления развития кадастра лесных ресурсов Российской Федерации в условиях действия нового лесного законодательства.
1. Сущность и современное состояние кадастра лесных ресурсов
Кадастр лесных ресурсов представляет собой систематизированный свод документированных сведений о лесах, их количественном и качественном состоянии, правовом статусе, экономической и экологической оценке. В его основе лежат данные государственной инвентаризации лесов (ГИЛ) и государственного лесного реестра (ГЛР).
Ключевыми функциями ГКЛР являются:
· Информационное обеспечение государственного и муниципального управления лесами.
· Поддержка принятия решений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
· Оценка потенциала лесного сектора экономики.
· Мониторинг состояния лесных экосистем.
Несмотря на формальную регламентацию, текущее состояние кадастра характеризуется рядом актуальных проблем:
1. Низкая достоверность и актуальность данных. Значительная часть материалов лесоустройства, составляющих основу ГЛР, устарела. Расхождение между данными кадастра и реальным состоянием лесных участков на местах может достигать критических значений, что приводит к неэффективному планированию и нарушениям при отводе лесосек.
2. Фрагментарность и ведомственная разобщённость. Информация о лесах рассредоточена между различными ведомствами (Рослесхоз, Росреестр, региональные власти), что препятствует формированию целостной картины.
3. Несовершенство методик оценки. Традиционные методы наземной таксации трудоёмки, дороги и не позволяют оперативно обновлять информацию на больших территориях. Отсутствие единых стандартов для оценки недревесных ресурсов леса (пищевых, лекарственных) и экосистемных услуг.
4. Ограниченное использование современных технологий. Несмотря на пилотные проекты, повсеместное внедрение технологий ДЗЗ, искусственного интеллекта для автоматической дешифровки снимков для обеспечения неизменности данных ещё не стало нормой.
2. Влияние нового лесного законодательства на требования к кадастру
Изменения в Лесной кодекс РФ кардинально меняют контекст, в котором функционирует кадастр лесных ресурсов.
· Переход на территориальный принцип управления. Лесничества и лесопарки заменяются на лесные районы. Это требует принципиально нового, более крупномасштабного и ландшафтного подхода к зонированию территории и оценке ресурсов, что должно быть отражено в кадастре.
· Внедрение института лесного планирования. Закон вводит новые документы — Лесной план субъекта РФ и Лесохозяйственный регламент лесного района. Их разработка невозможна без надёжных кадастровых данных, включающих не только запас древесины, но и оценку биоразнообразия, рекреационного потенциала, средообразующих функций лесов.
· Интенсификация лесопользования. Курс на интенсивное ведение лесного хозяйства, включая создание лесных плантаций, требует от кадастра предоставления детальных данных о динамике роста насаждений, их санитарном состоянии, что подразумевает переход к непрерывному мониторингу.
Таким образом, новый закон трансформирует роль кадастра из пассивного архива данных в активный инструмент стратегического и тактического планирования.
3. Ключевые вызовы и перспективы развития
В свете новых требований можно выделить следующие ключевые вызовы и ответы на них — перспективные направления развития ГКЛР.
Вызов 1: Необходимость обеспечения достоверности и оперативности данных.
· Перспектива: Массовое внедрение технологий ДЗЗ. Использование данных с космических аппаратов (в т.ч. группировки «Арктика-М»), беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и лазерного сканирования (Лидар) позволяет проводить мониторинг в режиме, близком к реальному времени. Алгоритмы машинного обучения для автоматического дешифрирования снимков позволяют идентифицировать породный состав, выявлять незаконные рубки, оценивать последствия пожаров и ветровалов.
Вызов 2: Интеграция разрозненных информационных систем.
· Перспектива: Создание Единой федеральной государственной информационной системы о лесах (ЕФГИС). Новое законодательство закладывает основу для такой системы. Её развитие должно идти по пути создания «цифрового двойника» лесного фонда — динамической цифровой модели, интегрирующей данные ГКЛР, ГЛР, сведения о лесопользователях, арендных отношениях, лесовосстановлении и охране лесов от пожаров. Важным аспектом является обеспечение интероперабельности с другими государственными системами (Росреестр, ФНС).
Вызов 3: Расширение состава учитываемых характеристик.
· Перспектива: Развитие многоцелевого кадастра. Помимо древесных ресурсов, в кадастр должны быть включены стандартизированные методы оценки и учета недревесных лесных ресурсов, пищевых продуктов, лекарственных растений, а также количественная оценка экосистемных услуг (углерододепонирующая способность, водоохранная функция, рекреационный потенциал). Это создаст основу для платежей за экосистемные услуги и развития «зеленой» экономики.
Список литературы
1. Иншунина А. А. , Гранкин В. Ф. Прибыльность сельскохозяйственного предприятия в зависимости от его организационно-правовой форм // Фундаментальные исследования. 2005. № 8. С. 80–81.
2. Гранкин В. Ф. , Пустуев А. Л. , Чашин В. К. , Шатковская Е. Г. Стратегия развития сельского хозяйства: региональный аспект. 2002.
3. Гранкин В. Д. , Малинина М. В. Экономико-математическая модель повышения энергетической эффективности сельскохозяйственных угодий // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. №2. С. 30–32.
4. Гранкин В. Ф. , Найденова Р. И. Практический опыт формирования инновационной инфраструктуры АПК в регионе // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного производства. материалы Международной научно-практической конференции. Курская ГСХА. 2014. С. 136–142.
5. Шайтура С. В. , Гранкин В. Ф. , Коломейцев А. В. , Кожаев Ю. П. , Байгутлина И. А. Основные направления использования геоинформационных систем в землеустройстве и земельном кадастре. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2022. № 2. С. 165–171.


