Top.Mail.Ru
Победить в СВО

Воспитание подразумевает выработку у ребёнка чёткого понимания: «что такое хорошо и что такое плохо?». Или правила собственной безопасности: это безопасно, а это чревато плохими последствиями вплоть до переломов. И как не поверни лучшее понимание сопровождается часто наказанием.

Воспитание детей — вопрос, не простой. Не буду ничего выдумывать, напишу о своём детстве и как я воспитывался своими родителями. Вероятно, если среди читающих окажутся люди под 60 и старше, они, читая мои строчки, ещё раз проживут свою жизнь, вспомнят, как воспитывались родителями они. Наверное, будет и что‑то общее, а также, не исключаю, и огромная разница в воспитании тех поколений. Первыми уроками для всех нас были, пожалуй, чистка зубов, поведение за столом, заправление кровати. Кто‑то возразит, что это уже воспитание? Я родился в середине 50-х прошлого века. В семье было нас пятеро детей. Первые трое с промежутком в два года. Игрушек было немного, но они были и для нас в то время были интересными.

Игр и развлечений было много.
Игр и развлечений было много

А жили мы в частном секторе с участком. Лет в 8, я спокойно мог перепеленать маленького ребёнка, включая подгузники, пелёнки, сан. обработку. Да, с 7–8 лет в мои обязанности частично входило присматривание за сёстрами и младшим братом. В 10 лет, я уже очень хорошо умел мыть полы, что отмечалось мамой, и как старший брат позже обучал этим навыкам сестёр. И они очень обижались на меня, когда я заставлял их перемывать полы за плохо промытые углы. Сейчас у нас эти воспоминания вызывают всеобщий смех. Далее, я стал помощником отца-шахтёра в домашних делах. Первое его поручение выглядело следующим образом: отец поставил передо мной большую банку из под селёдки на 3 кг, где‑то 25 см в диаметре с погнутыми гвоздями, дал металлический небольшой брусок, молоток, показал, как гвозди выпрямлять и ушёл. Досталось и пальцам — пока приспособился, но с заданием справился. У нас с сёстрами, также была обязанность по маминой зоне ответственности — это поливка огорода и цветов. И пока свои обязанности не выполним, на улицу играть не ногой. Помогая отцу в постройках шлакозаливного сарая, пристройки к дому, колодцев, я научился всем специальностям необходимым для постройки любого дома, деревянного, или кирпичного, как сейчас говорят «под ключ». Вот за это воспитание меня отцом, я ему благодарен буду всю жизнь… При этом и отец и матушка иногда для убедительности ремешком учили «что такое хорошо и что такое плохо». И никакой обиды у нас за это не было. Главное чтобы наказание было «за дело» — заслуженным. Родители учили с уважением относится к старшим, не грубить им, уступать места везде, а не только в транспорте. Мальчики уступали девочкам места в транспорте, краснея при этом. Я был свидетелем того, как сильно пьяный 40-летний казах уступил место пожилой женщине, хотя сам при этом еле стоял и был источником внимания для милиции. Такое было воспитание в СССР. В то время к учителям относились просто с благоговением.

Наше счастливое детство в котором все были равны.
Наше счастливое детство в котором все были равны

И небольшой шлепок ладошкой по голове или плечу за не внимательность, был просто сигналом к дисциплинированности и никаких трагедий не возникало из‑за этого… 
Обратимся к природе. Понаблюдаем за тем, как воспитывают своих потомков птицы, звери. В воспитании своих отпрысков у птиц и зверей есть много общего, а есть и различия.

У счастливой семьи приём пищи.
У счастливой семьи приём пищи

Звери, они относятся к категории живородящих и вскармливают своё потомство молоком, а затем начинают понемногу переходить на мясо. Птицы же размножаются через кладку яиц с их последующим высиживанием и кормят своих птенцов отрыжкой съеденной пищи из клюва в клюв, а затем и и насекомыми, затем разорванными частями тел животных, которые в обычной жизни являются пищей данного вида птиц.

Нелёгко прокормить подобное семейство.
Нелегко прокормить подобное семейство

И в том, и в другом случае птицы и звери уже получают урок воспитания — знакомство с арсеналом потребляемой пищи. Но, на мой взгляд, это урок не первый… Первый урок сводится к приручению новорождённого потомства к определённому месту нахождения: у птиц это гнёзда в любом виде, а у зверей: нора, пещера, яме, в густом коряжнике. Основное требование родителей к потомству-находится в строго определённом месте и его не покидать. Постепенно у зверей рамки дозволенного обитания расширяются. Во всех случаях родители, показывая, что отпрыски не правы, должны были указать на это: птицы это делают ударом клюва или прищипыванием, а также различными звуками. Травоядные животные также прикусыванием, толчком головы, а то и боднут, да и копытцем могут поучить, также звуками. Звери — прикусыванием, ударами лапой или рычанием. И везде у всего живого огромное значение имеет подражание родителям: птицы, травоядные и хищные звери показывают своим отпрыскам, как проводить личную гигиену: чистить перья, шкуру, ловить блох и т.д,. Учат летать, подкрадываться к дичи, убегать и избегать встречи с хищником. Показывают, какие растения можно есть, а какие нет. Какими и как нужно лечится. Показывают, с кем ты хищник, а с кем ты дичь. Участвуя в играх, обучают самозащите и нападению. И всему этому они учат своим примером. 
Обратимся к Homo sapiens, ко времени, когда и понятия такого, как воспитание не было. И что? Всё то же самое, что у животных учили: гигиену, выбор места «жительства» и т. д. Со временем стало добавляться обучение добыче огня, изготовление луков и стрел, копей, лодок, хижин, а затем и домов. И опять-таки всё это происходило под руководством людей с опытом, на личном примере. В результате не усидчивого отношения к обучению можно было и подзатыльник получить, да и более суровое наказание. Но до этого доходило не часто, так как подобное обучение было билетом в будущую взрослую жизнь.

 Воспитание детей - вопрос, не простой. Не буду ничего выдумывать, напишу о своём детстве и как я воспитывался своими родителями.-6

В дальнейшем, с появлением умения добычи и литья металлов, появилась необходимость их обработки и изготовления с/х орудий труда и оружия: мечи, копья и стрелы с металлическими наконечниками. И этому обучали каждое последующее поколение. Стали образовываться отдельные ремёсла. Причём в каждом ремесле каждое следующее поколение получало знания поколений предыдущих, умножало эти знания за время своей жизни и передавало следующим поколениям знаний больше, чем получили в молодом возрасте. Вспомним: были времена, когда за несоблюдение дисциплины или недостаточной прилежности в обучении учащихся пороли розгами. У всех детей в семье были какие-то обязанности. Также были наказания и в семьях, где старшие обучали молодёжь какому-либо ремеслу и различным навыкам, имеющимся в арсенале этой семьи. Наказывали ремнём, розгами, кнутом и т. п. Перечень был достаточно разнообразен. И всегда старший в семье был непререкаемым авторитетом и наказания признавались заслуженными.

Напомню момент из фильма: «Россия молодая» как мастер-кузнец заранее извинялся за то, что может сгоряча на него «нарычать», и Пётр отнёсся к этому с пониманием.

А почему наказывали физически. А может потому, что это лучше напоминало о твоей ошибке или о не выполнении какого-либо поручения, чем словесные нарекания. И всё это обучение и было воспитанием, подготовкой к взрослой жизни с уже сформированными способностями, пониманием различных жизненных процессов, в том числе производственных и финансовых, уже понимающих, чем бы они хотели заниматься. 
Перейдём к советскому периоду. Воспитание детей стало меняться. Часть воспитания и образования детей всё в большей степени стало брать на себя государство. И если в деревнях и посёлках обучение необходимым навыкам в жизни отталкивалось от прежних знаний, в основном обустраивания личного подсобного хозяйства и участия в с/х деятельности поселения: косьба. животноводство, техническое оснащение. То в городах люди стали жить кроме частного сектора, где домашние работы и работы по содержанию домов и участков также приходилось осваивать с малых лет, но ещё и многоквартирных домах, где кроме уборки и периодических ремонтов, многие обязанности отпали. В городах стали появляться Дома пионеров, Дома культуры, в которых были различные кружки, различные спортивные общества и секции.

 

Овощами себя обеспечат.
Овощами себя обеспечат

Как воспитание происходит сейчас? Сразу бросается в глаза разделение детей по принципу достатка семьи. Очень мало дети находятся на улице в связи с известными причинами. Очень много находятся у компьютера, причём не с целью получения знаний, а играя в различные игры. Кардинально, с попустительства государства изменилось отношение учеников к учителям. Впрочем, и учителя, благодаря реформам образования, также сильно изменились, возможно, от непонимания требований современного образования, на мой взгляд, ​​сильно уступающего советскому. 
Воспитание будущих поколений жителей страны — первостепенная задача государства наряду с его защитой. Очень хотел бы увидеть какие-то ответы на статью. В чём согласны, а в чём нет? 

Подписавшись, Вы будете иметь возможность прочтения других статей автора, которых нет в ленте и дополнительно мотивируете автора на написание следующих статей.

 Фейлинг Александр Владимирович
Автор: Фейлинг Александр Владимирович
Последние публикации автора


Экологическая ответственность и тренды недвижимости: зелёное строительство и экологическое воспитание детей

Какие тренды есть в недвижимости? Что такое зелёное строительство? Что такое экологическая ответственность? Зачем формировать экологическое воспитание? Как формировать экологическое воспитание у детей?

Последние годы в обществе растет тенденция отказа от вещей, призванных подчеркнуть высокий статус владельца, а при покупке недвижимости в первую очередь оценивается комфорт и экологичность. В приоритете не квадратные метры, а функциональность, технологическое оснащение дома и экологическая обстановка. Люди охотнее вкладываются в безопасность, близость п... Читать 5 мин.

Экологическая ответственность и тренды недвижимости: зелёное строительство и экологическое воспитание детей

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации — утверждена указом Путина до 2030 года

Владимир Путин утвердил новую редакцию Стратегии национальной безопасности России.

Владимир Путин утвердил новую редакцию Стратегии национальной безопасности России. Указ Президента опубликован на официальном портале правовой информации и вступил в силу с момента подписания 2 июля 2021 года. Предыдущая редакция Стратегии была утверждена Президентом 31 декабря 2015 года. За более чем пять ле... Читать 59 мин.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации — утверждена указом Путина до 2030 года