Воспитание подразумевает выработку у ребёнка чёткого понимания: «что такое хорошо и что такое плохо?». Или правила собственной безопасности: это безопасно, а это чревато плохими последствиями вплоть до переломов. И как не поверни лучшее понимание сопровождается часто наказанием.
Воспитание детей — вопрос, не простой. Не буду ничего выдумывать, напишу о своём детстве и как я воспитывался своими родителями. Вероятно, если среди читающих окажутся люди под 60 и старше, они, читая мои строчки, ещё раз проживут свою жизнь, вспомнят, как воспитывались родителями они. Наверное, будет и что‑то общее, а также, не исключаю, и огромная разница в воспитании тех поколений. Первыми уроками для всех нас были, пожалуй, чистка зубов, поведение за столом, заправление кровати. Кто‑то возразит, что это уже воспитание? Я родился в середине 50-х прошлого века. В семье было нас пятеро детей. Первые трое с промежутком в два года. Игрушек было немного, но они были и для нас в то время были интересными.
А жили мы в частном секторе с участком. Лет в 8, я спокойно мог перепеленать маленького ребёнка, включая подгузники, пелёнки, сан. обработку. Да, с 7–8 лет в мои обязанности частично входило присматривание за сёстрами и младшим братом. В 10 лет, я уже очень хорошо умел мыть полы, что отмечалось мамой, и как старший брат позже обучал этим навыкам сестёр. И они очень обижались на меня, когда я заставлял их перемывать полы за плохо промытые углы. Сейчас у нас эти воспоминания вызывают всеобщий смех. Далее, я стал помощником отца-шахтёра в домашних делах. Первое его поручение выглядело следующим образом: отец поставил передо мной большую банку из под селёдки на 3 кг, где‑то 25 см в диаметре с погнутыми гвоздями, дал металлический небольшой брусок, молоток, показал, как гвозди выпрямлять и ушёл. Досталось и пальцам — пока приспособился, но с заданием справился. У нас с сёстрами, также была обязанность по маминой зоне ответственности — это поливка огорода и цветов. И пока свои обязанности не выполним, на улицу играть не ногой. Помогая отцу в постройках шлакозаливного сарая, пристройки к дому, колодцев, я научился всем специальностям необходимым для постройки любого дома, деревянного, или кирпичного, как сейчас говорят «под ключ». Вот за это воспитание меня отцом, я ему благодарен буду всю жизнь… При этом и отец и матушка иногда для убедительности ремешком учили «что такое хорошо и что такое плохо». И никакой обиды у нас за это не было. Главное чтобы наказание было «за дело» — заслуженным. Родители учили с уважением относится к старшим, не грубить им, уступать места везде, а не только в транспорте. Мальчики уступали девочкам места в транспорте, краснея при этом. Я был свидетелем того, как сильно пьяный 40-летний казах уступил место пожилой женщине, хотя сам при этом еле стоял и был источником внимания для милиции. Такое было воспитание в СССР. В то время к учителям относились просто с благоговением.
И небольшой шлепок ладошкой по голове или плечу за не внимательность, был просто сигналом к дисциплинированности и никаких трагедий не возникало из‑за этого…
Обратимся к природе. Понаблюдаем за тем, как воспитывают своих потомков птицы, звери. В воспитании своих отпрысков у птиц и зверей есть много общего, а есть и различия.
Звери, они относятся к категории живородящих и вскармливают своё потомство молоком, а затем начинают понемногу переходить на мясо. Птицы же размножаются через кладку яиц с их последующим высиживанием и кормят своих птенцов отрыжкой съеденной пищи из клюва в клюв, а затем и и насекомыми, затем разорванными частями тел животных, которые в обычной жизни являются пищей данного вида птиц.
И в том, и в другом случае птицы и звери уже получают урок воспитания — знакомство с арсеналом потребляемой пищи. Но, на мой взгляд, это урок не первый… Первый урок сводится к приручению новорождённого потомства к определённому месту нахождения: у птиц это гнёзда в любом виде, а у зверей: нора, пещера, яме, в густом коряжнике. Основное требование родителей к потомству-находится в строго определённом месте и его не покидать. Постепенно у зверей рамки дозволенного обитания расширяются. Во всех случаях родители, показывая, что отпрыски не правы, должны были указать на это: птицы это делают ударом клюва или прищипыванием, а также различными звуками. Травоядные животные также прикусыванием, толчком головы, а то и боднут, да и копытцем могут поучить, также звуками. Звери — прикусыванием, ударами лапой или рычанием. И везде у всего живого огромное значение имеет подражание родителям: птицы, травоядные и хищные звери показывают своим отпрыскам, как проводить личную гигиену: чистить перья, шкуру, ловить блох и т.д,. Учат летать, подкрадываться к дичи, убегать и избегать встречи с хищником. Показывают, какие растения можно есть, а какие нет. Какими и как нужно лечится. Показывают, с кем ты хищник, а с кем ты дичь. Участвуя в играх, обучают самозащите и нападению. И всему этому они учат своим примером.
Обратимся к Homo sapiens, ко времени, когда и понятия такого, как воспитание не было. И что? Всё то же самое, что у животных учили: гигиену, выбор места «жительства» и т. д. Со временем стало добавляться обучение добыче огня, изготовление луков и стрел, копей, лодок, хижин, а затем и домов. И опять-таки всё это происходило под руководством людей с опытом, на личном примере. В результате не усидчивого отношения к обучению можно было и подзатыльник получить, да и более суровое наказание. Но до этого доходило не часто, так как подобное обучение было билетом в будущую взрослую жизнь.
В дальнейшем, с появлением умения добычи и литья металлов, появилась необходимость их обработки и изготовления с/х орудий труда и оружия: мечи, копья и стрелы с металлическими наконечниками. И этому обучали каждое последующее поколение. Стали образовываться отдельные ремёсла. Причём в каждом ремесле каждое следующее поколение получало знания поколений предыдущих, умножало эти знания за время своей жизни и передавало следующим поколениям знаний больше, чем получили в молодом возрасте. Вспомним: были времена, когда за несоблюдение дисциплины или недостаточной прилежности в обучении учащихся пороли розгами. У всех детей в семье были какие-то обязанности. Также были наказания и в семьях, где старшие обучали молодёжь какому-либо ремеслу и различным навыкам, имеющимся в арсенале этой семьи. Наказывали ремнём, розгами, кнутом и т. п. Перечень был достаточно разнообразен. И всегда старший в семье был непререкаемым авторитетом и наказания признавались заслуженными.
Напомню момент из фильма: «Россия молодая» как мастер-кузнец заранее извинялся за то, что может сгоряча на него «нарычать», и Пётр отнёсся к этому с пониманием.
А почему наказывали физически. А может потому, что это лучше напоминало о твоей ошибке или о не выполнении какого-либо поручения, чем словесные нарекания. И всё это обучение и было воспитанием, подготовкой к взрослой жизни с уже сформированными способностями, пониманием различных жизненных процессов, в том числе производственных и финансовых, уже понимающих, чем бы они хотели заниматься.
Перейдём к советскому периоду. Воспитание детей стало меняться. Часть воспитания и образования детей всё в большей степени стало брать на себя государство. И если в деревнях и посёлках обучение необходимым навыкам в жизни отталкивалось от прежних знаний, в основном обустраивания личного подсобного хозяйства и участия в с/х деятельности поселения: косьба. животноводство, техническое оснащение. То в городах люди стали жить кроме частного сектора, где домашние работы и работы по содержанию домов и участков также приходилось осваивать с малых лет, но ещё и многоквартирных домах, где кроме уборки и периодических ремонтов, многие обязанности отпали. В городах стали появляться Дома пионеров, Дома культуры, в которых были различные кружки, различные спортивные общества и секции.
Как воспитание происходит сейчас? Сразу бросается в глаза разделение детей по принципу достатка семьи. Очень мало дети находятся на улице в связи с известными причинами. Очень много находятся у компьютера, причём не с целью получения знаний, а играя в различные игры. Кардинально, с попустительства государства изменилось отношение учеников к учителям. Впрочем, и учителя, благодаря реформам образования, также сильно изменились, возможно, от непонимания требований современного образования, на мой взгляд, сильно уступающего советскому.
Воспитание будущих поколений жителей страны — первостепенная задача государства наряду с его защитой. Очень хотел бы увидеть какие-то ответы на статью. В чём согласны, а в чём нет?
Подписавшись, Вы будете иметь возможность прочтения других статей автора, которых нет в ленте и дополнительно мотивируете автора на написание следующих статей.