До того, как в полной мере начнет действовать Федеральный закон от 20,03,2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» вопрос о децентрализации управления применительно к органам местного самоуправления (ОМСУ) не стоял. Предполагалось, что, кроме ограниченного круга полномочий, все вопросы местного значения решаются ОМСУ. Теперь же, согласно статье 2 нового закона «Органы публичной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами участвуют в решении задач местного самоуправления», а органы публичной власти — это и региональные и федеральные органы государственного управления. В этой связи приобретает актуальность тема демократизации местного самоуправления.
Наиболее явной формой в части демократизации процессов управления выступает его децентрализация. Под децентрализацией понимается передача полномочий, ресурсов и ответственности с высоких уровней управления нижележащим уровням управления. Вопрос о том, какие формы децентрализации наиболее способствуют демократизации местного самоуправления, требует глубокого анализа как теоретических оснований, так и практического опыта различных стран и регионов.
Одной из важнейших форм децентрализации является финансовая как передача финансовых полномочий на местный уровень. ОМСУ и до этого были наделены правом самостоятельно формировать и расходовать бюджет в соответствии с приоритетами и потребностями территории в рамках определённых нормативно-правовым порядком возможностей взыскивать в местный бюджет средств. Финансовая самостоятельность создает условия для расширения гражданского участия, так как жители начинают осознавать прямую связь между уплаченными налогами и качеством местных услуг. В свою очередь, это стимулирует развитие институтов общественного контроля и бюджетной прозрачности, что является основой демократического управления.
Политическая децентрализация выражается в закрепленных законом полномочий принятия решений выборными органами на местном уровне. Речь идет о развитии представительной демократии, когда местные советы и главы муниципалитетов избираются непосредственно жителями. Такая форма децентрализации способствует формированию политической конкуренции в локальной политической системе, развивает политическую культуру и поощряет вовлеченность граждан в процесс принятия решений. Более того, политическая децентрализация повышает ответственность избранных лиц за принимаемые решения и способствует лучшему отражению интересов населения в управленческой политике.
Административная децентрализация включает передачу тех управленческих и организационных функций местным органам власти, какие ранее были закреплены за государственными органами управления. При наличии соответствующих ресурсов и квалифицированных кадров административная децентрализация обеспечивает более оперативное и точное реагирование на местные вызовы и способствует развитию профессионального.
Социальной и институциональной децентрализацией в рамках демократизации местного самоуправления является вовлечение местных сообществ, общественных организаций и инициативных групп в процесс управления. Здесь речь идет о признании за муниципальным сообществом большего права на участие в разработке и реализации муниципальной политики в части вопросов местного значения. Например, практика создания общественных советов, проектных групп, инициативных бюджетов позволяет расширить формы участия и превратить граждан из пассивных потребителей услуг в активных соучастников управления. Одной из наиболее наглядных форм такой децентрализации служит соучаствующее проектирование, когда в принятии решений об изменении архитектурно-планировочных решений на уровне города принимают не только проектные организации, но и население, непосредственно проживающее на этих улицах и жилых массивов городов.
Демократизация местного самоуправления невозможна без подлинной децентрализации управления. Финансовая, политическая, административная и социальная формы децентрализации взаимно дополняют друг друга и создают основу для устойчивого развития местных сообществ. Однако необходимо помнить, что децентрализация требует не только передачи полномочий, но и соответствующего ресурсного, правового и кадрового обеспечения. Только при наличии этих условий она действительно способствует повышению прозрачности, подотчётности и вовлечённости граждан, что и составляет сущность демократического самоуправления.







