Проектное управление в государственном секторе внедряется в России на федеральном уровне с 2016 года, а в отдельных пилотных регионах — с ещё более раннего времени. Сама методология проектного управления уникальна и на мировом уровне не раз доказывала свою эффективность, при этом практика показывает, что многие наши регионы и муниципальные образования зачастую не стремятся внедрять целостные системы проектной деятельности – максимум, они создают управленческую инфраструктуру для реализации национальных и федеральных проектов. И даже там, где стаж проектного управления превышает 15 лет, ещё не все идеально — и проектный менеджмент сталкивается с проблемами непонимания концептуальных основ и искажения исходных принципов.
Наиболее типичными проблемными ситуациями являются:
- Погоня за количеством. В разряд проектов записывают то, что до этого традиционно относилось к текущей деятельности, например благоустройство сквера и установку памятника. Конечно, контрольные точки дисциплинируют исполнителей, но при этом теряется особенный смысл проекта.
- Возложение дополнительных обязанностей на подведомственные учреждения. Бывает, что орган власти реализует проект, а подведы выполняют отдельные мероприятия, причем в дополнение к своей основной нагрузке и совершенно безвозмездно. Это не только порождает чувство несправедливости, но и отвлекает учреждения от реализации прямых обязанностей.
- Жёсткий контроль формальных параметров при недостаточном внимании к результату. Современные информационные системы проектного управления подсвечивают контрольные точки, по которым не представлено отчёта. Исполнитель, просрочивший задачу, например, на один день, попадает в разряд виноватых, даже если это некритично для итогового результата, что снижает последующую мотивацию. При этом сам результат дотошно не контролируется – например, значение удовлетворённости целевой группы легко может быть «подкручено»
Недопущение этих и подобных ситуаций должно сделать проектный менеджмент действенным инструментом, решения социальных проблем, предотвращения оттока кадров из государственного сектора, реализации творческого начала госслужащих, работников бюджетной сферы и иных инициаторов проекта. В конечном счете, вовлеченность в проектную деятельность индивидов и целых социальных групп — один из важнейших факторов повышения качества жизни населения.







