Жизнь несется так стремительно, что не успеваю оперативно совмещать свои разные ипостаси. Над текстом об итогах ММКФ-46 пришлось потрудиться более основательно, чем я это планировала. Но это и к лучшему: копипаст банального пресс-релиза — это совсем не мой стиль.
Открытие ММКФ 2024. Пафосные наряды и герои комиксов
Итак, ярмарка тщеславия на красной дорожке уже отгремела, отшуршала разнокалиберными нарядами звезд. Как и в прошлом году, смело можно отдать 1-е место в этом дефиле Настасье Самбурской. Впрочем, с ней могли бы посоперничать Елена Летучая, которая явилась на церемонию закрытия фестиваля на костылях, а также неизменно элегантная в смокинге Ирина Безрукова. Да и звезда блокбастера «Майор Гром: Игра» Любовь Аксенова в своем сексуальном мини и с серьгами-пёрышками была ослепительно хороша.
Комикс “Майор Гром: Игра” стал фильмом закрытия ММКФ, поэтому представители съёмочной группы во главе с режиссёром Олегом Трофимом и продюсерами Артемом Габреляновым и Михаилом Китаевым особенно активно позировали на красной дорожке. Не могу делиться деталями этого дорогостоящего кинодейства, поскольку журналисты подписывали эмбарго по поводу сюжетных подробностей.
Скажу кратко: это зрелищно и ярко, но в то же время стереотипность сюжета и слишком карикатурные образы героев не дают раскрыться актёрским талантам в полной мере. Даже Константин Хабенский в роли психиатра выглядит несколько пародийно. Пожалуй, наиболее выразительны здесь злодеи, которых блестяще исполнили Сергей Горошко и Дмитрий Чеботарев.
Фильмы ММКФ. Моральный выбор и сентиментальные сюжеты
Итак, если говорить про итоги основного конкурса, то тут есть интересная тенденция: уже второй год подряд в фаворитах — латиноамериканское кино. Если в прошлом году основной приз уехал в Аргентину, то в этот раз победила копродукция Мексики и Катара — фильм «Стыд» Мигеля Сальгадо, раскрывающий тему предательства и непростого морального выбора.
«Мы сняли этот фильм об очень серьёзной проблеме, с которой мы боролись и продолжаем бороться в Мексике. Спасибо огромное фестивалю, что наша картина была отобрана в конкурс, спасибо жюри за эту награду. Я невероятно благодарен всем, кто принял участие в создании картины, она полностью сделана усилиями нашей киношколы. Я также благодарю Институт кино в Дохе и Институт кино в Мексике, которые помогли снять наш фильм», — отметил Мигель Сальгадо, получая главный приз 46-го Московского Международного кинофестиваля — «Золотой Святой Георгий». Отметим, что этот фильм, ставший основным фаворитом, получил также «Серебряного Святого Георгия» за лучшее исполнение мужской роли — был отмечен Хуан Рамон Лопес, а ещё — специальный приз жюри российской кинокритики «За яркий пример профессионального взгляда на возрождение человеческого духа».
Отмечу, что мне удалось посмотреть фильм открытия ММКФ — «Открытое небо», он снят совместно кинематографистами Мексики и Испании, и в нем мы видим тоже весьма напряжённую драму. Двое подростков угоняют джип своего отчима, чтобы отомстить за нелепую аварию, в которой погиб их родной отец. Им помогает сводная сестра. Юные герои решают вопросы, которые сродни персонажам Достоевского: имеет ли право человек пролить кровь другого, что есть любовь и страсть, и в чем заключается путь взросления.
Не менее сентиментальны, чем латиноамериканцы, и кинематографисты Ближнего Востока — турки, арабы и иранцы. «Серебряный Святой Георгий» за лучшую режиссёрскую работу получила картина «Дыхание холода» дамы-режиссёра из Ирана Нахид Азизи Седиг. Награду вышли получать не только сама режиссёр, но и актёр Иман Седиг и продюсер Реза Мохагег. Команда этой картины посвятила приз своим соотечественникам.
«У меня есть одна мечта: я надеюсь, что когда-нибудь настанет день, когда ни один художник, ни один артист, ни один режиссёр не будет подвергаться наказанию за свою попытку свободно выразить свои мысли и мнение», — получая статуэтку, сказала режиссёр Нахид Азизи Седиг. Эта картина получила также особые награды: специальное упоминание жюри NETPAC и приз зрительских симпатий.
Мне удалось посмотреть первую серию иранского сериала «Львиная шкура», и он поразил в хорошем смысле красотой визуального ряда, а также глубиной проникновения в психологию персонажей.
Драма о поиске взаимопонимания между отцом, которые вышел из тюрьмы, и его повзрослевшей дочерью, перекликается с сюжетом картины «Дыхание холода» про переживания сына, встречающего отца-убийцу из тюрьмы. Тема преступления и наказания, так уж сложилось, близка многим народам.
Похожую тематику затрагивает турецкий психологический триллер «Меж псом и волком» Мурата Дюзгюноглу.
Терзания убийцы, который лишил жизни своего друга, здесь чередуются с очень красивыми снами про коней, а также с наблюдениями за жизнью волков в зоопарке и за сельским петухом, которого герой приютил в стамбульской квартире. Каждый зритель может сам делать выводы, насколько звериное начало может в человеке перейти некую грань между добром и злом.
Приз за лучшую женскую роль в основном конкурсе выиграла актриса Марике Бейкирк, сыгравшая главную роль в немецкой картине «Шлимазл», режиссёр которой — Силке Эндерс затронула тему, до сих пор весьма болезненную для её соотечественников. Я посмотрела этот фильм и могу отметить, что сама история о не очень удачливой, внешне комичной журналистке, которая случайно знакомится с надзирательницей концлагеря и расследует обстоятельства её жизни, потрясает точностью деталей.
Создателям этой драмы удалось показать неотвратимость возмездия за совершенное зло. Даже если его носитель — внешне благопристойная дама преклонных лет, искренне не желающая понять, почему государство отказывает ей в выплате пенсии.
Артхаус и космос без границ
При вручении специального приза режиссёр Игорь Волошин отметил, что жюри присуждает эту награду «за бескомпромиссное следование своему концепту». Специальный приз жюри «Серебряный Святой Георгий» получил создатель медитативной «Нирваны», бангладешский режиссёр Асиф Ислам, который в порыве восторга поделился: «Это большой луч света и большая надежда для всех независимых кинематографистов Бангладеш». Прекрасно, что жюри ММКФ поддерживает амбициозное авторское кино из небольшой азиатской страны — его даже называют Далливудом (это синтез названия столицы Дакка и Голливуда). Но, если честно, я выдержала при просмотре этой картины минут 20, а потом ушла на другой сеанс. Во-первых, я не понимаю, почему надо снимать в чёрно-белой аскетичной гамме такую прекрасную природу и прятать яркие краски национальных нарядов. И невнятное действо без слов и без сюжета, на мой сугубо личный взгляд, сегодня не интересно даже любителям сложного артхауса.
Жаль, что единственная в основном конкурсе отечественная картина «Пришелец» Ивана Соснина осталась без наград. Народная сай фай драмеди — это камерная, атмосферная и философская картина. Её главный посыл в том, что надо быть добрее — и к посланцам иных миров (инопланетянку Яну играет удивительная девочка из Калининграда с космическим взглядом Алена Мирошникова), и к людям с некими особенностями психики и здоровья, которые иногда могут быть намного мудрее остальных. Фильм снят без господдержки всего за 15 смен в необычном доме из мусора в Свердловском селе Мурзинка, а также в Слободе и Челябинском поселке Слюдорудник. В главной роли деревенского слабослышащего чудака-конюха блистает Максим Стоянов, на счету которого яркие роли в «Вызове», «Шифре», «Капитан Волконогов бежал» и других фильмах и сериалах.
В жюри основного конкурса 46-го Московского Международного кинофестиваля входили режиссёр, сценарист из Казахстана Гульнара Сарсенова, российская актриса Елена Лядова, турецкий режиссёр Хусейн Карабей, российский кинематографист Игорь Волошин, сербский актёр, сценарист и режиссёр Радош Баич. Председатель жюри — исландский режиссёр, сценарист и продюсер Фридрик Тор Фридрикссон.
Отдельно стоит отметить ещё две конкурсные программы. «Серебряный Святой Георгий» за лучший короткометражный фильм получил фильм «Партнёры» испанского режиссёра Хосе Марии Флорес, который жюри отметило как «удивительное, глубокое путешествие во внутренний эмоциональный мир художника». «Серебряный Святой Георгий» за лучший документальный фильм получил иранец Сэм Калантари за фильм «Ладья». Эта картина отражает борьбу с депрессией иранского художника Али Акбара Садеги, его путешествия между снами и явью, а также работу с психоаналитиками.
Путь от лжи к любви
Победителя конкурса «Русские премьеры» в этом году выбирали продюсер Александр Акопов, актриса и режиссёр Татьяна Лютаева, режиссёр и сценарист Андрей Зайцев. Они также решили отметить особым упоминанием жюри фильм «Евгений Телегин» Виктора Тихомирова.
«Серебряный Святой Георгий» за лучший фильм конкурса «Русские премьеры» получила «Лгунья» режиссёра Юлии Трофимовой. Это история про молодую официантку Еву, которая в ссоре с посетителем кафе — некогда популярным эстрадным певцом — внезапно решает обвинить его в изнасиловании, а затем запутывается в своей лжи. В главной роли блистает востребованная молодая звезда Елизавета Ищенко. Приз получили режиссёр Юлия Трофимова и продюсер Катерина Михайлова. Благодаря жюри за награду, Юлия отметила, что вся команда проделала колоссальную работу.
Ещё раз отмечу своего личного фаворита ММКФ-46 — обладателя специальных призов — истинный философско-медитативный шедевр Романа Михайлова «Надо снимать фильмы о любви». Картина вполне заслуженно получила приз жюри NETPAC «За отражение нежности в водах реки Ганг» и приз федерации киноклубов по конкурсу «Русские премьеры».
Фестиваль в цифрах
В завершение церемонии президент фестиваля Никита Михалков поделился цифрами статистики, которые поражают. В период фестиваля было показано более 240 картин из 56 стран, киноманы увидели 387 сеансов в девяти кинотеатрах Москвы. Из 39 тысяч зрителей на фестиваль было аккредитовано более 7,5 тысяч человек из различных творческих союзов — гильдий кинематографистов, студентов киновузов, а ещё более 1,5 тысяч папарацци — представителей СМИ.
Перед закрытием ММКФ-46 по традиции Никита Михалков также вручил почётный приз «За вклад в мировой кинематограф». «Золотой Святой Георгий» за вклад в мировой кинематограф получил режиссёр, сценарист Сергей Урсуляк. Мэтр отечественного кино уточнил, что правильнее назвать этот приз иначе — «за вклад кинематографа в меня». Он отметил, что лучшим в своей карьере обязан великому советскому кинематографу, особенную благодарность выразил при этом Владимиру Мотылю, Марлену Хуциеву, Сергею Соловьеву, Армену Медведеву, Микаэлу Таривердиеву, Эльдару Рязанову, Эдуарду Володарскому, Владимиру Меньшову. И отдельно режиссёр поблагодарил оператора Михаила Суслова, недавно ушедшего из жизни.
Резюмируя, скажу, что такой масштабный фестиваль, как ММКФ, даёт возможность зрителям и кинематографистам увидеть все разнообразие мирового кино, найти ориентиры среди множества жанров. Сегодня грани между авторским и массовым кино размываются. В огромном киномире место и для философии, и для фантастики, и для драматичных сюжетов, и для комедий, и для мистики или ужастиков.
Можно углубляться в тайны человеческой психики и размышлять об иных цивилизациях, а также убеждаться в том, что в любой стране можно найти живой отклик на истории, которые затрагивают реальные человеческие переживания. Любое кино, снятое искренне и с любовью, даёт нам повод размышлять о любви и ненависти, о смысле жизни и моральных императивах.