Крещение Господне
Точно известно, что конце II века уже праздновали Богоявление Праздник этот изначально христианский и восходит к апостольским временам. Относится к самым древним праздникам наряду с Пасхой и Пятидесятницей (День Святой Троицы).
Многие святые отцы говорили о его важности.
«Господь Иисус Христос явлен миру не в Рождестве Своем, а в Крещении, – пишет св. Иоанн Златоуст.
У этого праздника были и другие названия: праздник Просвещения и праздник Светов. Накануне крестили оглашенных (т.е. тех, кто решил стать христианином и готовился принять Таинство крещения), что приравнивалось к духовному просвещению, отсюда и название.
Крещение, 2024 год
18 января день Предпразднства Богоявления. Крещенский сочельник (навечерие Богоявления).
В Крещенский Сочельник, как и Сочельник Рождества предписывается строгий пост с вкушением сочива после освящения воды один раз в день.
Церковные службы начинаются утром 18 января малой вечерей Сочельника. Малая вечеря Сочельника — это особенная служба, которая бывает всего 4 раза в году: на рождественский и крещенский сочельники, в Великий четверг и Великую субботу перед Пасхой. Служба заканчивается Великим водосвятием. Вечером в Храмах служат всенощное бдение. В некоторых храмах проводят ночную литургию, после которой освящают воду в источниках: «Хождение на Иордань» — обычай, сохранённый в память Крещения Иисуса Христа в Иордане от Иоанна Крестителя, которого Церковь в эти дни особенно чтит.
19 января Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник начинается с литургии и заканчивается Великим водосвятием.
В древние времена в один день праздновали три события: Рождество Христово, поклонение волхвам и Крещение Господне. Праздник носил название Богоявление. Накануне был строгий пост – сочельник. На Западе празднества растягивались с 25 декабря до 6 января.
На Востоке до V века единый день Богоявления отмечали 6 января
Когда решением Халкидонского собора 451 года принято решение о праздновании Рождества отдельно 25 декабря, как на западе, за 6-ым января (19-ого по новому стилю) закрепилось Крещение.
Для православных это один праздник с разными гранями. 18-ого мы отмечаем Богоявление (глас с небес и сошествие Духа в виде голубя) и омовение Христа на Иордане. А 19-ого празднуем явление Бога людям во плоти и начало его служения, когда он впервые явил себя как Бог.
Суть и смысл этого праздника в единении Бога и человека. Люди, к которым сошёл Бог, торжествуют. Ведь здесь, рядом тот, который создал всё вокруг. Тот, кто Непостижим, Вечен и Безгрешен вдруг встал здесь, рядом с нами и протянул нам руку помощи, руку избавления.
Христос, как обычный человек принял омовение Иоанново как покаяние, очищение от духовных язв греха, хотя, как безгрешный не нуждался в этом. Этим он освятил новозаветное таинство Крещения.
И теперь все, принявшие Таинство Крещения связаны невидимыми нитями с триединым Богом через приданного при крещении Ангела.
Для Иисуса Христа омовение в Иордане было началом его служения и исполнения воли Отца. А для человека крещение — начало пути ко спасению, подготовка души к вечной жизни.
«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!».
Во время омовения Христа в Иордане и принятии Святого Крещения от Иоанна открылась тройственная сущность Бога: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Бог, единый по существу и троичный в Ипостасях: Бог Отец, Бог сын и Бог Дух Святой. «Сущность к ипостаси имеет такое же отношение, как общее к частному», — Иоанн Дамаскин. Человеку трудно это понять, потому что мы мыслим земными измерениями, которые неприложимы к Богу.
Древним людям тоже невозможно было бы понять виртуальную действительность, которую создаёт человек, но она на самом деле не существует. Нам не даются знания, которые мы не может понять и оценить. Всё в своё время.
Вода на Крещение
Так Богоявленская вода или Крещенская и почему она особенная?
Этот праздник напоминает нам, что без Таинства Крещения нет спасения. Об этом напоминает и чин освящения воды. Он носит название «Великое освящение воды» совершается с теми же молитвами, что и при крещении человека, одним чином, который приписывают Евангелисту Матфею.
Вода действительно освящается два раза: после Литургии 18-ого и после Литургии 19-ого января, но одним и тем же чином, одними молитвами. Скорее всего, двухразовое освящение воды связано с тем, что раньше прихожан в Храмах было очень много и не всем хватало «святой водички». Крещенская вода – как бы связь между телом и душой человека, единение человека земного с Богом.
Вода эта действительно «святая», она принимается натощак, как антидор или просфора, с особой молитвой и благоговением и почитается чуть меньше причастия тела и крови Христовых.
Ею умывают больного ребёнка, дают пить тяжело больным и умирающим, окропляют жилище. Всё делают с молитвой.
Эта вода носит название Великая Агиасма («великая святыня», в переводе с греческого).
Вода может стоять в закрытом сосуде много лет и не портиться.
Еще в IV веке об этом говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
Чем отличается Крещенская (Богоявленская) вода от воды освящаемой Церковью в другие дни водосвятия?
На освящаемой воде почивает благодать Божия, как на любом освященном предмете, но она не меняет своих свойств.
А Агиасма, как и Причастие, сохраняя физические свойства, приобретают качества, благодаря которым становятся отличной от земной реальности.
На Крещение вся вода на земле становится «святой»?
Церковь считает, что после великого чина освящения вода необъяснимым образом становится той самой водой, в которую вошел Спаситель две тысячи лет назад.
В Храме поётся: «Днесь вод освящается естество». То есть любая вода в эти дни наполняется новым смыслом, который придал ей Иисус во время своего омовения.
Но, если вода, освященная в Храме, становится «святой» в прямом смысле, то остальная вода — в переносном, как напоминание о том, что мир потерял благодать с грехопадением Адама и Евы. И вся вода станет такой как Агиасма в дни второго пришествия Христа, когда всё будет пронизано Божьей Благодатью.
Купание на Крещение
Нужно ли окунаться в прорубь?
Любое дело должно быть со смыслом. Если Вы идёте в купель с Верой и любовью ко Христу, желая очистить свою душу от грехов, по Вере и будет.
- Купель: Сосуд в виде большой чаши или водоём, куда погружается человек, проходящий христианский обряд крещения
Окунаться надо в специальной полотняной или хлопковой белой длинной рубашке, с головой три раза (это изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение к его трёхдневному Воскресению), накладывая на себя крест и говоря: «Во имя отца, сына и Святого Духа».
А, если для вас это оздоровительная практика, то и не ждите от омовения чего-то более радостного, чем бодрость и свежесть, тогда можно нырнуть и в купальнике. Но правильнее это делать не в той купели, где омываются верующие люди.
Т.е. в первом случае вы лечите душу, а во втором – тело.
Коливо
Происхождение колива
Во времена императора Юлиана – Богоотступника Господь через святого Феодора повелел христианам не покупать пищу на рынке, которую по приказу императора осквернили идоложертвенной кровью, а питаться пшеницей с мёдом, которые получили название «коливо».
Рецепт колива
Зерна пшеницы замачиваются в холодной воде на сутки. Потом на этой воде варят рассыпчатую кашу. Отдельно растирают зерна мака, смешивают с мёдом и добавляют в холодную кашу.
В наше время варят коливо из риса и других круп, добавляют орехи, изюм и другие сухофрукты.
Тропарь крещения
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Кондак праздника:
«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси, и явился
ПО ТЕМЕ:
«Рожден для смертных Искупитель»: 7 января праздник Рождества Христова
От Рождества Христова до наших дней: летоисчисление, история празднования, традиции в России и мире