Победить в СВО

Крестный ход начнется в Башкортастане, в селе Табынск, где икона провела 150 лет до своего исчезновения из России в начале XX века. Он пройдет до места Её явления на Святых Ключах. Протяженность маршрута 22 километра.

Расписание богослужений в Свято-Вознесенском храме с. Табынск:

Четверг 19 июня 2025:

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

Пятница 20 июня 2025:

00:00 — Божественная литургия.
03:00 — Начало Крестного хода.
06:00 — Встреча Крестного хода в Покровском храме с. Красноусольский.
08:00 — Прибытие Крестного хода на место явления Табынской иконы Божией Матери.
9:00-10:00 – Начало Праздничной Литургии Архиерейским чином. Молебен.

Адрес Свято-Вознесенского храма с. Табынск: ул. Школьная, 8, Гафурийский р-н, Башкортостан. Контакты: тел. +7 (34740) 2-44-28, E-mail:  tabynsk.hram@mail.ru

История Табынской иконы

В фондах Государственного исторического музея Южного Урала сохранилась интересная книга священника Николая Модестова «Табынская икона Божией Матери и крестный ход из села Табынского в Оренбург и другие места Оренбургской епархии», опубликованная в 1914 году в Трудах Оренбургской ученой архивной комиссии.

Изображение иконы Божией матери «Табынская». Модестов Н. Н., свящ. Село Табынское и Вознесенская пустынь. Табынская икона Божией Матери и крестный ход из села Табынского в г. Оренбург и другие места Оренбургской епархии. Оренбург, 1908

Икона, о которой рассказывается в книге, является особо почитаемой и известной святыней Южного Урала. Это один из ранних списков (увеличенная копия с лика) Казанской иконы Божией Матери. С ней связана история регионального крестного хода, охватывающего территории Оренбургской и Уфимской епархий.

Модестов Н. Н., свящ. Село Табынское и Вознесенская пустынь. Табынская икона Божией Матери и крестный ход из села Табынского в г. Оренбург и другие места Оренбургской епархии. Оренбург, 1908

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери являлся значительным событием в церковной жизни Южного Урала во второй половине XIX — начале ХХ века. Это торжественное действо по своей территориальной масштабности и значительному влиянию на население привлекало внимание своих современников. Описания этого крестного хода присутствуют во многих трудах, посвященных Оренбургским губернии и епархии. Подробно данный вопрос рассмотрел священник Николай Модестов в своей работе.

Явление Табынской иконы Божией Матери

Обратимся к истории Табынской иконы Божией Матери на Южном Урале. По преданию, она была обретена, в первой четверти XVII века иеродиаконом Вознесенской пустыни, которая существовала близ Табынска с начала XVII века до волнения, поднятого башкирским старшиной Сеитом Садировым в 1676 году. После гибели Пустыни икона исчезла и вновь была найдена на том же самом месте в середине XVIII столетия (соляной источник, названный «Святой ключ»).  Согласно преданию, в 1590-х годах икона была явлена на Солёном ключе возле Вознесенской пустыни, ныне находящейся в селе Курота, Башкортостан. Она была названа Казанской, а с 1765 года хранилась в крепости Табынской. которая позже стала селом Табынское в Гафурпйском районе Башкортостана. Отсюда и произошло её название — Табынская икона Божией Матери. К сожалению, в середине XX века икона исчезла, и её местонахождение остается неизвестным до сих пор.

В память обретения стали ежегодно совершать крестный ход с иконой из Вознесенской церкви на Святой ключ в воскресенье, следующее за девятой пятницей после Пасхи. 

С этим днём, кроме воспоминаний об обретении иконы, соединяется память об избавлении Табынска от одного из башкирских набегов. Казаки, служившие в Табынске, после совершения молебного пения перед святой иконой, выступили против башкир и одержали победу. Так было положено начало крестному ходу с Табынской иконой Божией Матери, который изначально был неразрывно связан с утверждением православия на Южном Урале и покровительством казачеству.

Дальнейшее развитие крестный ход получил в 1848 году. Причиной тому послужило желание жителей г. Стерлитамака принести в свой город Табынскую икону для спасения от эпидемии холеры, разбушевавшейся в Оренбургском крае. Разрешение на этот чрезвычайный крестный ход было устно дано Преосвященным Иоанникием. С принесением иконы холера ослабила свое действие и затем прекратилась. 

С тех пор граждане Стерлитамака, в память своего избавления, положили обетом ежегодно брать к себе прямо со Святого источника в девятую пятницу по Пасхе икону Богоматери, что они и продолжали делать с устного разрешения своих архипастырей. 

По свидетельству В. И. Даля, служившего в Оренбурге при губернаторе В. А. Перовском чиновником особых поручений (с 1833 по 1841 годы), благочестивый обычай брать на девятую пятницу после Пасхи святую икону из села Табынского в другие селения Оренбургской губернии существовал еще и ранее 1848 года, и к этому шествию стекалась большая масса народа. Можно предположить, что в этом случае ведущую роль играло желание местного населения прикоснуться к святыне, сподобиться посещения чудотворной иконы, что было особенно важно потому, что Оренбургская губерния, как край новый, был не богат не только святынями, но даже и храмами.

Дальнейшее развитие данного действа, превращение локального крестного хода с Табынской иконой Божией Матери в масштабное торжество, произошло в 1855–1856 годах. 

Жители Оренбурга в период очередной эпидемии холеры обратились с просьбой к Преосвященному Антонию (Шокотову) внести в город Табынскую икону Божией Матери. К прошению также присоединились и жители Стерлитамака, желая получить от нового архиерея подтверждение прежних устных разрешений. Одного устного разрешения, как раньше, было уже недостаточно. Были произведены расследования о древности и досточтимости иконы, запрошены отзывы от Оренбургского генерал-губернатора В. А. Перовского и определение Святейшего Синода. Только после этого вышел указ о дозволении ежегодно вносить в Стерлитамак и Оренбург чудотворный образ Табынской иконы Божией Матери в сопровождении крестного хода. Наблюдение за порядком и благочинием этого хода было возложено на местную полицию. При этом оренбургский купец Чернышев обязывался при перенесении иконы в Оренбург миновать все татарские деревни, а сам перенос иконы осуществлял на свои средства.

Такая осторожность епархиальной власти в вопросе об учреждении крестного хода по территории Оренбургского края и даже ограничение его миссионерских возможностей не случайны. Преосвященный Антоний (Шокотов) — личность «глубоко просвещеннейшая и благороднейшая, отличный проповедник»; епископ, понимающий необходимость развития миссионерского дела в епархии. При нем в начале 1854 года начала работу среди Оренбургского края язычников специальная миссия, но через четыре месяца, по требованию генерал-губернатора В. А. Перовского, приостановила свою деятельность, а затем окончательно прекратила её. 

Ввиду бывшей в то время Крымской войны с Турцией (1853–1856 гг.) у светской власти возникли опасения возмущения язычников и, прежде всего, мусульманского населения. Миссионерские действия среди язычников, особенно там, где обитали мусульмане, способствовали активизации слухов о насильственном обращении в христианство мусульман. Эти страхи нередко перерастали в волнения и стихийные выступления. Очередной всплеск данных процессов наблюдался в 1854 году. Отсюда и осторожность Преосвященного в учреждении крестного хода по епархии.

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери в города Стерлитамак и Оренбург с течением времени не оставался статичным и район следования иконы все более и более расширялся. 

К концу 1860 — началу 1870-х годов маршрут следования Табынской иконы Божией Матери четко определился. По установленному порядку икона из села Табынска выносилась после девятой пятницы по Пасхе и вскоре вступала на территорию Оренбургской епархии по Верхнеуральскому уезду, посещала города Верхнеуральск, Троицк, Орск, а также, при ранней Пасхе, Челябинск и Кустанай с их уездами. 

Затем икона вносилась в Оренбург и, после пребывания в нем, некоторое время следовала по Оренбургскому уезду, а затем двигалась в Самарскую губернию, иногда захватывая и Уральск. Каждый год маршрут следования Крестного хода с Табынской иконой Божией Матери публиковался в «Оренбургских епархиальных ведомостях». Так продолжалось до 1917 года.

Табынская икона в Верхнеуральске в 1904 году.jpg
Табынская икона в Верхнеуральске в 1904 году.

Во время Гражданской войны по благословению уфимского епископа Андрея (Ухтомского) икона, вместе с остатками Оренбургской армии, под руководством атамана А. И. Дутова, в марте 1920 года была доставлена в Китай, где находилась в городе Суйдун провинции Синьцзянь, а после 1937 года она находилась в Николаевском храме в г. Кульдже той же провинции. 

Первый храм этой иконы за рубежом был в монастыре г. Харбина. В Китае чудотворная Табынская икона пребывала до 1948 г. Затем Табынская икона попала в Австралию. Далее архимандрит Филарет, будущий предстоятель Русской церкви за границей, перевез икону в г. Сан-Франциско.

В СССР празднования в честь Табынской иконы в девятую пятницу по Пасхе всячески пресекались властями.

В наши дни крестный ход со списком иконы Божией Матери «Табынская» был возрожден по благословению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона в Уфимской епархии в 1992 году, а в Оренбургской епархии по благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина — с 2000 года.

Галина
Автор: Соболева Галина
Последние публикации автора


На Украине происходит уникальный социальный эксперимент

Страна массово переходит на язык, на котором... не думает.

Для подавляющего большинства жителей Украины (включая самого Зеленского и его окружение) русский язык является родным. Они на нём выросли, они на нём общаются в быту, на нём смотрят фильмы и читают новости. Но в публичном пространстве они вынуждены говорить на украинском. Это создает ситуацию тотального лицемерия. Человек думает одну мысль на ... Читать 1 мин.

На Украине происходит уникальный социальный эксперимент

Почему Швейцария занимает первое место по благосостоянию

Швейцария — самая противоречивая страна: нет выхода к морю, 60% территории занимают горы, нет полезных ископаемых, но она всегда занимает первые места по благосостоянию. Как это возможно?

Это произошло в XX веке. Пока европейские и российские города уничтожались в двух мировых войнах, швейцарские банки давали на это кредиты. Лучшие умы и, главное, лучшие капиталы бежали от войны в эту страну, как в «островок стабильности». Но самое шокирующее — это Вторая мировая война. Гитлер, который был рядом, не напал на Швейцарию, потому ч... Читать 2 мин.

Почему Швейцария занимает первое место по благосостоянию

Имперские амбиции Эрдогана

Пока все наше внимание приковано к Западу, у нас под боком растет хищник — Турция. Нам говорят, что это «партнер», но давайте посмотрим на имперские амбиции Эрдогана.

Цели Эрдогана, к которым он идёт целенаправленно. Цель 1: Возродить Османскую империю. . Эрдоган уже проводит военные операции на территориях бывшей империи: в Ираке (операция "Коготь-замок"), Сирии и Ливии. Он прямо заявляет: «Иерусалим — это наш город». Он превратил главный христианский собор (Святую Софию) в Стамбуле в мечеть, показыва... Читать 2 мин.

Имперские амбиции Эрдогана

Как Запад уничтожил и поработил Китай и почему он — наш союзник

Лидер Китая Си Цзиньпин как-то произнес знаменитую фразу: «Сейчас идут перемены, которых не было 100 лет». Эти перемены — это крах западного доминирования. И у Китая есть все основания, чтобы ускорить этот крах.

Чтобы понять, почему Китай сегодня — наш союзник, нужно вспомнить, как англосаксы этого «союзника» веками уничтожали. До XIX века Китай был процветающей, самодостаточной империей, которая производила 35% мирового ВВП. Западу (особенно Британской империи) это не нравилось. Они не могли конкурировать и вынуждены были платить за китайские товары серебром.С... Читать 2 мин.

Как Запад уничтожил и поработил Китай и почему он — наш союзник

Интервью Сергея Лаврова каналу Ассоциации «Франко-Российский диалог» про мирный план Трампа и отношения между Россией и Францией

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров дал интервью YouTube-каналу Ассоциации «Франко-Российский диалог». Вокруг американского мирного плана по Украине, заявил министр, сейчас происходит «слишком много непонятного».

О плане Трампа. Наш сегодняшний диалог важен для всех нас, франкофонов, которые будут смотреть это интервью именно в период обострения отношений между Россией и Францией. В конце интервью, по традиции, мы уже выбрали вопросы подписчиков. С удовольствием передам Вам все пожелания наших зрителей. В Европе и России существует расхожее мнение, что Д.&n... Читать 29 мин.

Интервью Сергея Лаврова каналу Ассоциации «Франко-Российский диалог» про мирный план Трампа и отношения между Россией и Францией
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Настоящая Статуя Свободы
Максим
28.11.2025
НАТО и Евросоюз приступили к подготовке большой войны с Россией — посол России в Бельгии Денис Гончар
Белорусско-российское видение Евразийской хартии многополярности в XXI веке может стать об...
Михаил Советский
Михаил Советский
30.11.2025
Почему Швейцария занимает первое место по благосостоянию
Швейцария — самая противоречивая страна: нет выхода к морю, 60% территории занимают горы, ...
Михаил Советский
Михаил Советский
20.11.2025
Кто реальный создатель СССР?
30 декабря 1922 года — официальная дата образования СССР.
Редакция «Всем!ру»
Артамонов: Оборона России
25.11.2025
В Офисе Зеленского заявили, что мирный план Трампа по Украине, который включал 28 пунктов, «больше не существует»
Плана из 28 пунктов в том виде, в котором его все видели, больше не существует.
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
28.11.2025
Интервью Сергея Лаврова каналу Ассоциации «Франко-Российский диалог» про мирный план Трампа и отношения между Россией и Францией
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров дал интервью YouTube-каналу Ассоциации «Франко-Ро...
Национальный Курс
Национальный Курс
26.11.2025
Антон Силуанов заявил, что изымать у банков сверхприбыли это ерунда
Банки, как кровеносная система.