Победить в СВО

Крестный ход начнется в Башкортастане, в селе Табынск, где икона провела 150 лет до своего исчезновения из России в начале XX века. Он пройдет до места Её явления на Святых Ключах. Протяженность маршрута 22 километра.

Расписание богослужений в Свято-Вознесенском храме с. Табынск:

Четверг 19 июня 2025:

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

Пятница 20 июня 2025:

00:00 — Божественная литургия.
03:00 — Начало Крестного хода.
06:00 — Встреча Крестного хода в Покровском храме с. Красноусольский.
08:00 — Прибытие Крестного хода на место явления Табынской иконы Божией Матери.
9:00-10:00 – Начало Праздничной Литургии Архиерейским чином. Молебен.

Адрес Свято-Вознесенского храма с. Табынск: ул. Школьная, 8, Гафурийский р-н, Башкортостан. Контакты: тел. +7 (34740) 2-44-28, E-mail:  tabynsk.hram@mail.ru

История Табынской иконы

В фондах Государственного исторического музея Южного Урала сохранилась интересная книга священника Николая Модестова «Табынская икона Божией Матери и крестный ход из села Табынского в Оренбург и другие места Оренбургской епархии», опубликованная в 1914 году в Трудах Оренбургской ученой архивной комиссии.

Изображение иконы Божией матери «Табынская». Модестов Н. Н., свящ. Село Табынское и Вознесенская пустынь. Табынская икона Божией Матери и крестный ход из села Табынского в г. Оренбург и другие места Оренбургской епархии. Оренбург, 1908

Икона, о которой рассказывается в книге, является особо почитаемой и известной святыней Южного Урала. Это один из ранних списков (увеличенная копия с лика) Казанской иконы Божией Матери. С ней связана история регионального крестного хода, охватывающего территории Оренбургской и Уфимской епархий.

Модестов Н. Н., свящ. Село Табынское и Вознесенская пустынь. Табынская икона Божией Матери и крестный ход из села Табынского в г. Оренбург и другие места Оренбургской епархии. Оренбург, 1908

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери являлся значительным событием в церковной жизни Южного Урала во второй половине XIX — начале ХХ века. Это торжественное действо по своей территориальной масштабности и значительному влиянию на население привлекало внимание своих современников. Описания этого крестного хода присутствуют во многих трудах, посвященных Оренбургским губернии и епархии. Подробно данный вопрос рассмотрел священник Николай Модестов в своей работе.

Явление Табынской иконы Божией Матери

Обратимся к истории Табынской иконы Божией Матери на Южном Урале. По преданию, она была обретена, в первой четверти XVII века иеродиаконом Вознесенской пустыни, которая существовала близ Табынска с начала XVII века до волнения, поднятого башкирским старшиной Сеитом Садировым в 1676 году. После гибели Пустыни икона исчезла и вновь была найдена на том же самом месте в середине XVIII столетия (соляной источник, названный «Святой ключ»).  Согласно преданию, в 1590-х годах икона была явлена на Солёном ключе возле Вознесенской пустыни, ныне находящейся в селе Курота, Башкортостан. Она была названа Казанской, а с 1765 года хранилась в крепости Табынской. которая позже стала селом Табынское в Гафурпйском районе Башкортостана. Отсюда и произошло её название — Табынская икона Божией Матери. К сожалению, в середине XX века икона исчезла, и её местонахождение остается неизвестным до сих пор.

В память обретения стали ежегодно совершать крестный ход с иконой из Вознесенской церкви на Святой ключ в воскресенье, следующее за девятой пятницей после Пасхи. 

С этим днём, кроме воспоминаний об обретении иконы, соединяется память об избавлении Табынска от одного из башкирских набегов. Казаки, служившие в Табынске, после совершения молебного пения перед святой иконой, выступили против башкир и одержали победу. Так было положено начало крестному ходу с Табынской иконой Божией Матери, который изначально был неразрывно связан с утверждением православия на Южном Урале и покровительством казачеству.

Дальнейшее развитие крестный ход получил в 1848 году. Причиной тому послужило желание жителей г. Стерлитамака принести в свой город Табынскую икону для спасения от эпидемии холеры, разбушевавшейся в Оренбургском крае. Разрешение на этот чрезвычайный крестный ход было устно дано Преосвященным Иоанникием. С принесением иконы холера ослабила свое действие и затем прекратилась. 

С тех пор граждане Стерлитамака, в память своего избавления, положили обетом ежегодно брать к себе прямо со Святого источника в девятую пятницу по Пасхе икону Богоматери, что они и продолжали делать с устного разрешения своих архипастырей. 

По свидетельству В. И. Даля, служившего в Оренбурге при губернаторе В. А. Перовском чиновником особых поручений (с 1833 по 1841 годы), благочестивый обычай брать на девятую пятницу после Пасхи святую икону из села Табынского в другие селения Оренбургской губернии существовал еще и ранее 1848 года, и к этому шествию стекалась большая масса народа. Можно предположить, что в этом случае ведущую роль играло желание местного населения прикоснуться к святыне, сподобиться посещения чудотворной иконы, что было особенно важно потому, что Оренбургская губерния, как край новый, был не богат не только святынями, но даже и храмами.

Дальнейшее развитие данного действа, превращение локального крестного хода с Табынской иконой Божией Матери в масштабное торжество, произошло в 1855–1856 годах. 

Жители Оренбурга в период очередной эпидемии холеры обратились с просьбой к Преосвященному Антонию (Шокотову) внести в город Табынскую икону Божией Матери. К прошению также присоединились и жители Стерлитамака, желая получить от нового архиерея подтверждение прежних устных разрешений. Одного устного разрешения, как раньше, было уже недостаточно. Были произведены расследования о древности и досточтимости иконы, запрошены отзывы от Оренбургского генерал-губернатора В. А. Перовского и определение Святейшего Синода. Только после этого вышел указ о дозволении ежегодно вносить в Стерлитамак и Оренбург чудотворный образ Табынской иконы Божией Матери в сопровождении крестного хода. Наблюдение за порядком и благочинием этого хода было возложено на местную полицию. При этом оренбургский купец Чернышев обязывался при перенесении иконы в Оренбург миновать все татарские деревни, а сам перенос иконы осуществлял на свои средства.

Такая осторожность епархиальной власти в вопросе об учреждении крестного хода по территории Оренбургского края и даже ограничение его миссионерских возможностей не случайны. Преосвященный Антоний (Шокотов) — личность «глубоко просвещеннейшая и благороднейшая, отличный проповедник»; епископ, понимающий необходимость развития миссионерского дела в епархии. При нем в начале 1854 года начала работу среди Оренбургского края язычников специальная миссия, но через четыре месяца, по требованию генерал-губернатора В. А. Перовского, приостановила свою деятельность, а затем окончательно прекратила её. 

Ввиду бывшей в то время Крымской войны с Турцией (1853–1856 гг.) у светской власти возникли опасения возмущения язычников и, прежде всего, мусульманского населения. Миссионерские действия среди язычников, особенно там, где обитали мусульмане, способствовали активизации слухов о насильственном обращении в христианство мусульман. Эти страхи нередко перерастали в волнения и стихийные выступления. Очередной всплеск данных процессов наблюдался в 1854 году. Отсюда и осторожность Преосвященного в учреждении крестного хода по епархии.

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери в города Стерлитамак и Оренбург с течением времени не оставался статичным и район следования иконы все более и более расширялся. 

К концу 1860 — началу 1870-х годов маршрут следования Табынской иконы Божией Матери четко определился. По установленному порядку икона из села Табынска выносилась после девятой пятницы по Пасхе и вскоре вступала на территорию Оренбургской епархии по Верхнеуральскому уезду, посещала города Верхнеуральск, Троицк, Орск, а также, при ранней Пасхе, Челябинск и Кустанай с их уездами. 

Затем икона вносилась в Оренбург и, после пребывания в нем, некоторое время следовала по Оренбургскому уезду, а затем двигалась в Самарскую губернию, иногда захватывая и Уральск. Каждый год маршрут следования Крестного хода с Табынской иконой Божией Матери публиковался в «Оренбургских епархиальных ведомостях». Так продолжалось до 1917 года.

Табынская икона в Верхнеуральске в 1904 году.jpg
Табынская икона в Верхнеуральске в 1904 году.

Во время Гражданской войны по благословению уфимского епископа Андрея (Ухтомского) икона, вместе с остатками Оренбургской армии, под руководством атамана А. И. Дутова, в марте 1920 года была доставлена в Китай, где находилась в городе Суйдун провинции Синьцзянь, а после 1937 года она находилась в Николаевском храме в г. Кульдже той же провинции. 

Первый храм этой иконы за рубежом был в монастыре г. Харбина. В Китае чудотворная Табынская икона пребывала до 1948 г. Затем Табынская икона попала в Австралию. Далее архимандрит Филарет, будущий предстоятель Русской церкви за границей, перевез икону в г. Сан-Франциско.

В СССР празднования в честь Табынской иконы в девятую пятницу по Пасхе всячески пресекались властями.

В наши дни крестный ход со списком иконы Божией Матери «Табынская» был возрожден по благословению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона в Уфимской епархии в 1992 году, а в Оренбургской епархии по благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина — с 2000 года.

Галина
Автор: Соболева Галина
Последние публикации автора


План Победы в СВО: что предлагает НОД, что может сделать народ, Путин ждёт поддержки

«Наша битва за суверенитет, за справедливость носит, без всякого преувеличения, Национально-освободительный характер», — Владимир Путин.

Национально-освободительное движение и Конституция РФ. Национально-освободительное движение — общественное движение, ведущее борьбу за суверенитет какого-либо народа от внешнего управления, в настоящее время — это предусмотрено в Уставе ООН.Национально-освободительное движение (НОД) зародилось в 2012 году. Цель НОД — восстановле... Читать 8 мин.

План Победы в СВО: что предлагает НОД, что может сделать народ, Путин ждёт поддержки

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины предложил чистейшее финансовое мошенничество

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины, предложил чистейшее финансовое мошенничество: конфискацию российских активов для выдачи так называемого «репарационного кредита».

Цена европейского воровства: $190 миллиардов. Этот акт финансового самоубийства показывает, что Евросоюз исчерпал все имевшиеся ресурсы и не желает выделять деньги из собственного бюджета. Активы, заблокированные в Euroclear (Бельгия): Около $209 миллиардов. Риск для ЕС (прямые инвестиции в Россию): Минимум $190 миллиардов потенциальных потерь. Эта аван... Читать 1 мин.

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины предложил чистейшее финансовое мошенничество

Почему после 1972 года на Луну никто не летал?

С 1969 по 1972 год 12 американских астронавтов побывали на Луне в рамках шести экспедиций программы "Аполлон". Но уже в 1972 году президент Ричард Никсон свернул пилотируемые полёты.

Главная цель программы была политическая — Штаты одержали победу над Советским Союзом в космической гонке за Луну.Луна обошлась американцам в $25 млрд (более $150 млрд в переводе на наши цены), а новой научной ценности при таких расходах обнаружено не было. Деньги были нужнее на войну во Вьетнаме; в отношениях с СССР наступила разрядка. С... Читать 2 мин.

Почему после 1972 года на Луну никто не летал?

Разрыв власти с народом, что происходит

Разрыв власти с народом за последние 33 года, по оценке агенства «Равенства», принёс России ущерб, который превышает потери периода гитлеровской оккупации 1941–1945 годов.

Провозглашение «независимости» 12 июня 1990 года стало политическим оформлением разрушения плановой экономики, начатого ещё в перестройку. Новая элита встроила страну в глобальный капитализм как сырьевую периферию, что привело к утрате экономического и политического влияния.Небольшая часть людей смогла разбогатеть и уехать на Запад, тогда как страна в ц... Читать 1 мин.

Разрыв власти с народом, что происходит

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?

Поддержка военной спецоперации основана на общедоступных фактах и понимании того, что нацизм на Украине взращивается против России. Российское руководство стремилось не допустить геноцида русских людей и предотвратить дальнейшую агрессию против России.

Вооружённый конфликт начался в 2014 году, и этому предшествовали следующие события:. 1991 год: Нарушение закона. Руководство Украины незаконно вышло из СССР, захватив территории Донбасса и Крыма, которые должны были провести референдумы, чтобы определить свою дальнейшую судьбу. Закон и интересы народа были проигнорированы.2014 год: Г... Читать 1 мин.

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Адхамджон  Джанобиддинов
Адхамджон Джанобиддинов
12.12.2025
Узбекистан и Парагвай открывают новую главу в своей истории: президенты встречаются в Ташкенте
Президент Парагвая Сантьяго Пенья стал первым президентом Латинской Америки, посетившим Уз...
Михаил Советский
Михаил Советский
13.12.2025
Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?
Поддержка военной спецоперации основана на общедоступных фактах и понимании того, что наци...
Михаил Советский
Михаил Советский
14.12.2025
Почему после 1972 года на Луну никто не летал?
С 1969 по 1972 год 12 американских астронавтов побывали на Луне в рамках шести экспедиций ...
Wsem обо Всём
Юлия Надточий
09.12.2025
Упражнения, кейсы, игры, задания для развития познавательной активности учащихся, часть 6
В серии постов «Упражнения, кейсы, игры, задания для развития познавательной активности уч...
Редакция «Всем!ру»
Артамонов: Оборона России
16:00
Поражённый американец: «Теперь я понимаю, почему русские такие сильные»
Когда я повёл своего друга-американца в русскую церковь, я думал, что его впечатлит архите...
Михаил Советский
Михаил Советский
13.12.2025
Разрыв власти с народом, что происходит
Разрыв власти с народом за последние 33 года, по оценке агенства «Равенства», принёс Росси...