Конференция проекта ДНК России. Разработка особенности государственности.
Участники:
— Анна Брайнес, заместитель директора Департамента государственной молодёжной политики и образовательной деятельности Министерства науки и образования Российской Федерации;
— Профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин;
— Екатерина Соколова, заместитель исполнительного директора по стратегии и прогнозированию Экспертного института социальных исследований;
— Заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов;
— Декан факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, председатель совета директоров Экспертного института социальных исследований Андрей Шутов;
— Проректор Государственного академического гуманитарного университета Вячеслав Сутырин.
Модератор — политолог, политический комментатор радиостанции «Говорит Москва», член Общественной палаты города Москвы Александр Асафов.
ДНК России Конференция
С момента старта проекта «ДНК России» прошло менее полугода, но его концептуальные разработки уже были применены при пересмотре основ государственной политики в области культуры и традиционных ценностей. Проект также окажет влияние на образовательный процесс.
Сегодня участники проекта разрабатывают учебно-методическое пособие по курсу «Основы российской государственности» (рабочее название). Его содержание должно охватывать три ключевых блока: социально-политические характеристики России как особой цивилизации, ценностно-мировоззренческий консенсус и его параметры, стратегия развития нашего государства.
Каково значение проекта «ДНК России» для настоящего и будущего страны?
Цели проекта ДНК России
Проект «ДНК России» — амбициозная инициатива российского правительства, направленная на продвижение традиционных ценностей в стране и укрепление чувства национальной гордости. Он включает в себя ряд инициатив, в том числе разработку курсов по основам российской государственности и подписание указа Президента России об основах государственной политики сохранения традиционных ценностей. Основными целями проекта являются оказание академической поддержки лицам, определяющим политику, и предоставление гражданам знаний и навыков, необходимых для принятия обоснованных решений о будущем своей страны.
Этот проект уже имеет ряд успехов, включая привлечение академического сообщества и разработку курсов по основам российской государственности. Эти курсы направлены на то, чтобы вооружить студентов знаниями и навыками, необходимыми для понимания политической структуры страны и её государственных учреждений. Кроме того, проект направлен на то, чтобы граждане могли принимать обоснованные решения о будущем своей страны, а также воспитывать патриотизм и гордость за нацию. В дальнейшем проект будет продолжать развиваться, чтобы ещё больше укрепить национальную идентичность. Крайне важно, чтобы проект оставался инклюзивным и доступным для всех граждан, чтобы каждый мог воспользоваться возможностями, которые он предоставляет. При поддержке правительства этот проект может сформировать будущее страны, подготовив граждан к принятию обоснованных решений.
Основная гипотеза «ДНК России» и курса заключается в том, что современной России необходимо выработать общий набор ценностей, согласованный культурный код и общее понимание своего прошлого, настоящего и будущего. Это поможет создать чувство единства и доверия среди граждан, заложит основу для успешных национальных проектов. Важно признать разнообразие идей, мнений и опыта россиян, чтобы создать истинное чувство принадлежности к нации. Кроме того, важно обеспечить, чтобы молодые люди имели доступ к возможностям получения образования, профориентации и ресурсам для принятия обоснованных решений относительно своего будущего.
Данный курс, несомненно, будет иметь воспитательный эффект и положительно повлияет на развитие политической науки в России.
Задачей государственной молодёжной политики является не только создание курса на государственность, но и изменение отношения молодёжи к государству и его роли в жизни общества, а это очень сложный процесс и он требует много работы.
В первую очередь необходимо объяснить молодёжи, почему нужно уважать государство и почему его необходимо учитывать при принятии решений в обществе.
Нужно разъяснить молодёжи исторические и культурные корни Российского государства, его роль в развитии страны и значение для сохранения национальной идентичности. Также важно продемонстрировать преимущества наличия государства, такие как социальная защита и безопасность, экономическое регулирование и правовая защита. В то же время важно подчеркнуть ответственность граждан перед своим правительством и важность соблюдения демократических ценностей и принципов. Наконец, важно привести примеры из истории страны, когда государство способствовало достижению больших успехов, таких как победа в Великой Отечественной войне или запуск первого искусственного спутника Земли. Эти примеры помогут молодым людям понять роль государства в жизни нации и вдохновят их на активное участие в развитии собственной страны.
Этот курс поможет молодым людям понять свое место в мире и то, как они могут формировать свое будущее, понимая свои ценности и культуру. Это поможет им принимать обоснованные решения о своей карьере и лучше понимать динамику общества. Также поможет стимулировать междисциплинарные исследования и сотрудничество между различными науками, что позволит проводить дальнейшие исследования и открытия. Кроме того, я думаю, что это побудит молодых людей понять и оценить свое культурное наследие и позволит им стать активными участниками развития своей страны.
Все дисциплины следует поощрять к взаимодействию и обмену знаниями, а также поощрять открытый диалог. Это поможет нам навести мосты между различными областями знаний и создать более целостный подход к решению проблем. Мы также должны стремиться создать среду, в которой можно было бы делиться и обсуждать различные точки зрения, не опасаясь осуждения или цензуры. Наконец, мы должны стремиться к созданию атмосферы сотрудничества, в которой различные дисциплины могут работать вместе, чтобы найти инновационные решения проблем.
Большая часть обсуждения была сосредоточена на необходимости сотрудничества университетов в разработке и внедрении курсов. Мы должны осознавать опасности навязываемых нам западноцентричных теорий и ценностей и вместо этого сосредоточиться на создании собственных ценностей и теорий, отражающих нашу культуру и убеждения. Вот почему важно изучать прошлое и рассматривать наше будущее с учётом опыта прошлых поколений. это основа курса, и именно поэтому мы ориентированы на диалог, на открытый диалог и на то, чтобы всегда учитывать мнение других, но в то же время опираясь на собственные ценности, собственный опыт и собственную историю.
Ценности, которые присутствуют в российской культуре и обществе, безусловно, не являются эксклюзивными для России; их можно найти в любой культуре или обществе.
Однако у России есть свой уникальный набор ценностей, выработанных веками истории и сформировавших российскую идентичность. Эти ценности включают в себя уважение к семье и сообществу, стремление к тяжелой работе и самосовершенствованию, уважение к красоте и культуре, а также стремление защищать и заботиться друг о друге. Именно эти ценности делают Россию особой цивилизацией и способствуют её особому пути мессианизма.
Здесь опять можно провести параллель между двумя цивилизациями, сравнить их, и в этом случае мы можем увидеть, что Россия — уникальная цивилизация, имеющая свои особенности и константы. Сравнительное изучение разных цивилизационных образований и тех ценностей, которыми они обладают внутри себя, представляет собой интересную и сложную задачу. это требует глубокого анализа, чтобы понять принципиальные различия между ними. это также позволяет нам лучше понять нашу собственную культурную идентичность и то, как она формируется окружающей нас средой.
Российская государственность всегда характеризовалась четырьмя основными ценностями: мессианством, сверхприспособляемостью, общинностью и соборностью.
Эти ценности были частью русской культуры на протяжении веков и оставались неизменными в разные периоды её истории. Они глубоко укоренились в коллективном сознании россиян и имеют основополагающее значение для понимания их собственного пути и того, как подходить к жизненным проблемам. Хотя времена могут меняться, а тенденции приходят и уходят, эти четыре основные ценности российской государственности остаются неизменными.
Оно должно быть внутри нас, иначе мы обрекаем себя на второсортность и те задачи, которые были сформулированы руководством нашей страны и решаются сегодня, активно обсуждаются научной и педагогической общественностью. Безусловно, они окажут очень существенное влияние на социогуманитарные дисциплины и изменят, естественно, систему координат в этих дисциплинах. Но здесь важно отметить, что процесс не строится на директивах, хотя государство явно декларирует свои интересы и приоритеты в постановке задачи.
Одна из основных проблем вообще — это образ человека, потому он находится в центре гуманитарных наук, и именно то, как мы формулируем этот образ человека и определяем его для себя сегодня и наш образ завтра, определяет, как будут развиваться наши гуманитарные дисциплины. И здесь мы опять разошлись с Западом.
Нам нужно выработать свою позицию по тому, что сейчас происходит, потому что с точки зрения результатов дискуссий, которые мы имеем. Можно сказать, что у нас до сих пор формируется такой консенсус вокруг образа человека как человека, который, с одной стороны, придерживается разумных консервативных ценностей. Это ценности семьи, ценности страны, ценности государства, но с другой стороны, будущее, которое направлено на улучшение окружающего мира.
То есть мы не пытаемся поставить кого‑то там выше или ниже, и в этом смысле, опять же, это наше самостоятельное мировоззрение и наш подход.
Должен быть консенсус в ответах на вопрос, что такое Россия, как мы живем и к чему стремимся. Это те вопросы, которые мы решаем в рамках нашей работы. И очень важно, что этот процесс сейчас идет.
В заключение можно сказать, что формирование нового видения гуманитарных дисциплин в России является важным процессом, так как поможет сформировать образ человека, который будет использоваться для определения ценностей и ориентиров при принятии решений в будущем. Это видение должно учитывать как консервативные ценности, так и желание улучшить мир. Он также должен обеспечивать равноправие людей и цивилизаций, избегая при этом любой формы тоталитаризма или авторитаризма. Этот процесс будет определяться дискуссиями, которые проводятся среди научного и преподавательского сообщества, и есть надежда, что он приведет к более целостному и полезному пониманию гуманитарных дисциплин.
Изучение политики и связанных с ней дисциплин необходимо для понимания сложной динамики развития нации. Россия не является исключением, и нынешние усилия по лучшему пониманию уникальной истории, культуры и ценностей страны должны быть высоко оценены. С помощью различных научных и интеллектуальных источников можно создать целостную картину России, которой можно поделиться со всем миром. Это поможет нам ещё больше открыть нашу страну миру и достичь новых высот развития.
ДНК России взгляд
Вопрос Андрею Шутову: — Вы сказали, что политология в самом широком смысле этого слова это наука о государстве, а как будет обеспечена связь политологии и основ государственного управления? У нас есть большая составляющая ценностного мировоззрения, как они будут сочетаться?
Действительно, здесь возникает проблема такого чисто методологического порядка и различия государства XVIII века и государства XXI века — раз.
Это совсем другие институты, и в этом отношении, конечно, определения политологии как науки о государственности в наше время будет явно недостаточно. Но определение политологии, как науки о власти и её инфраструктуре, нам вполне понятно, когда мы работаем с нашими курсами, учебниками. Воспользуемся этим определением, как бы синтетическим по отношению к ходу становления российской государственности.
Политическая наука — это наука, основанная на ценностях и наука о будущем, наука о том, как государство достигает каких-то новых высот в своем развития через его политическую систему и политический курс, или наоборот, бывает, что такие примеры уходят в зону застоя и распада история уже не раз показывала и такого рода примеры, так что, конечно, это синтетическая методология. Это история, это также и социология. Это и психология, если хотите.
На таком солидном политологическом фундаменте, мне кажется, если мы выдержим этот подход то этот курс будет строгим, логичным, законченным и вполне воспринимаемым студентами.
— Вопрос в том, какие ещё подходы можно было бы использовать для поддержки этого политологического фонда?
Один из подходов может заключаться в том, чтобы использовать существующие исследования и литературу по политологическим темам для обеспечения контекста и более глубокого понимания материала. Это могут быть книги, журнальные статьи, официальные документы и другие источники информации от уважаемых авторов и экспертов в области политических наук. Кроме того, включение тематических исследований и примеров из реальной жизни в материалы курса может помочь воплотить материал в жизнь и обеспечить более конкретное понимание рассматриваемых концепций. Наконец, гостевые лекции или приглашение экспертов прийти и обсудить свои исследования и опыт могут быть эффективным способом дополнить материал курса.
В заключение можно сказать, что формирование нового видения гуманитарных дисциплин в России является важным процессом, так как поможет сформировать образ человека, который будет использоваться для определения ценностей и ориентиров при принятии решений в будущем. Это видение должно учитывать как консервативные ценности, так и желание улучшить мир. Он также должен обеспечивать равноправие людей и цивилизаций, избегая при этом любых форм тоталитаризма или подчинения. Этот процесс будет определяться дискуссиями, которые проводятся среди научного и преподавательского сообщества, и есть надежда, что он приведет к более целостному и полезному пониманию гуманитарных дисциплин.
Изучение политики и связанных с ней дисциплин необходимо для понимания сложной динамики развития нации. Россия не является исключением, и нынешние усилия по лучшему пониманию уникальной истории, культуры и ценностей страны должны быть высоко оценены. С помощью различных научных и интеллектуальных источников можно создать целостную картину России, которой можно поделиться со всем миром. Это поможет нам ещё больше открыть нашу страну миру и достичь новых высот развития.