Парадокс? Вот и мы с вами его не видим, а он есть!
Налицо, по нашему мнению, очевидный парадокс: успехи в экономическом росте и развитии государств, автоматически не определяются их социально-экономическим строем! Безусловно, «кое‑что» и от него зависит, но это уже фактор второго плана. А вот на первом, подозреваем, присутствует нечто другое.
Найдите сходство с одного раза
Биографии Сергея Королева и Илона Маска чрезвычайно богаты событиями тех времён, в которых им довелось жить. И они разительно отличаются между собой.
Один — пионер ракетной техники на заре космонавтики, заключённый ГУЛАГ, живший в тоталитарном социалистическом государстве. Совершил прорыв человечества — организовав запуск первого искусственного спутника Земли и первого человека в Космос!
Другой - выпускник университета, с детства мечтающий о грандиозных достижениях, вплоть до вывода нашей цивилизации на просторы Солнечной системы. Уже сегодня создавший прорывные прототипы и серийные образцы инновационных продуктов, и что удивительно, сразу в нескольких, но не связанных между собой сферах человеческой деятельности. Успешный предприниматель, и как нам постоянно говорили, в государстве с «загнивающим» капиталистическим строем.
Но уже подобного беглого сравнения представляется вполне достаточным, чтобы усомниться в решающей роли социально-экономического строя.
На самом деле действительным двигателем выступает Человек. Как говорится, упорство и труд горы свернут!
Так вот, несмотря на то, что и С. Королев, и И. Маск совершенно разные люди: Королёв — государственный служащий, достигший своих успехов в условиях плановой социалистической экономики, а Маск — предприниматель свободного рынка, их всё же объединяет одно поразительное сходство.
Каждый из них — признанный лидер, талантливый инженер и организатор, способный предвосхитить пути дальнейшего развития. Отец-прародитель прорывных инновационных продуктов. Упорно идущий к своей цели, несмотря на все превратности судьбы.
Каждому из них, для достижения своих целей, пришлось делать одно и тоже, потребовались одни и те же способности и навыки.
Подбирать и мотивировать способных для нового дела специалистов, разбираться в вопросах конструирования техники и организации производства, неоднократно бывать на нём, искать и вкладывать очень крупные финансовые средства, в т.ч. привлекать для нового дела своих сторонников даже в правительствах.
Как например, Королев того же Д. Ф. Устинова, а И. Маск — членов конгресса США. Создавать целые отрасли — ракетную индустрию в СССР или гигафабрику в Неваде, завод электромобилей в Китае.
А чего только стоят для обоих, знаменитые «Сорок секунд — полет нормальный!».
Р-7 С. Королёва Сверхракета И. Маска
Одним словом, если именно таким, увлечённым делом всей жизни людям, оказываются доступными необходимые ресурсы, то считай, рано или поздно, даже через череду неудач, к ним приходит крупный успех.
Но в любом случае “правда” всегда остается за такими людьми, лично инициирующими новые пути развития, порой уже позже своей смерти!
И одни миллиарды, как у Илона Маска, тут абсолютно не причём!
Примером тому, наша собственная история с «Ё-мобилем»!
Хождение за «Ё-мобилем»
История автомобиля началась в январе 2010 года. Стало известно, что владелец инвестиционной группы «ОНЭКСИМ», миллиардер Михаил Прохоров задумал разработку и последующее производство компактного авто городского типа.
Было объявлено о планах по созданию гибридного автомобиля «Ё-мобиль» и строительстве 5–7 сборочных заводов в регионах России.
Но в 2014 году, оказалось, что компания «Ё-Авто», специально созданная Прохоровым под проект «Ё-мобиля» прекращает работу. Позже несостоявшийся автопроизводитель продал за символическую сумму в один евро все свои наработки НАМИ, а недостроенный завод в Санкт-Петербурге выставил на торги.
А до Прохорова, кстати, был ещё и Берёзовский со своим «народным автомобилем» на АвтоВазе!
Да, Маск пришел уже в «эмбрион» Tesla Motors, которую Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг из Калифорнии основали в 2003 году. Но в отличие от нашего миллиардера, сумел поставить дело на широкую ногу, стремясь избавить США от нефтяной зависимости, и более того, в перспективе перестроить и перевести на «зеленую» технологию всю электроэнергетическую отрасль этой страны .
В 2022 году на заводе Tesla Motors в Шанхае выпустили более 700 тысяч электромобилей, что составило 52% от всего их мирового производства.
Эх ты доля, моя доля…
Это о бизнесе, о непростой доле предпринимателей
В конце 80-х, не раз бывая в местном райисполкоме, часто приходилось видеть многочисленных посетителей, пришедших на регистрацию своих частных предприятий. И что показательно — подавляющее большинство собирались заниматься «делом» — от организации деревообработки и ремонта автомобилей до пекарен и парикмахерских. Среди них не было ни торговцев недвижимостью, ни фарцовщиков типа «займи до зарплаты», и тем более, желающих поруководить Норникелем!
Начнем с малого бизнеса: в нем, как в капле воды отражается самая суть. Тема достаточно избитая, но мы поговорим не столько о собственно бизнесе, как о связке экономической системы государственного строя с его системой власти.
В малом бизнесе поначалу всё достаточно просто: организуй ячейку по производству продукции или по предоставлению услуг, вкачай в неё необходимые ресурсы, но главное — реши вопросы по сбыту.
Но в действительности, последнее самое сложное. Летом во множестве дачных кооперативов можно видеть одну и ту же картину — как с личных автомобилей «колхозники» продают свои кисломолочные продукты. Их неплохо покупают и качество вполне приличное.
Спрашиваешь у продавцов — а откуда «дровишки”? — отвечают помявшись, — издалека, а порой, и из далёкого далека!
У этой категории самозанятых «предпринимателей» всё необходимое для их «производства», что называется уже “на мази”, за исключением такой “малости” как сбыт собственной продукции. Какой-то парадокс получается: есть производство, есть готовые работать люди, а его продукция, как будто никому и не нужна!
Для среднего бизнеса дела обстоят уже намного серьёзнее. Примером тому может служить АО «Русская механика», сейчас успешная российская компания, выпускающая снегоходы и мотовездеходы — но начало-то её истории советский снегоход «Буран». Спасибо специалистам компании, не только сохранившим это наследие, но и приумножившим его!
Даже для маломальского производства потребуется оборудование, желательно современное и инфраструктура. К тому же, пока тихо и не назойливо, но тотчас зазвучит сакраментальное — а где деньги-то, Зин?!
И конечно, опять извечная проблема любого бизнеса — сбыт продукции.
Крупный бизнес на то и крупный, что его проблемы не идут ни в какое сравнение с другими категориями. И дело не только в огромных суммах доходов.
Предприятия крупного бизнеса, как правило, являются производителями массовой продукции — в миллионах и миллиардах штук, тонн и кубометров, имеют огромный парк высокопроизводительного оборудования, занимают значительные производственные площади, располагают сложной инфраструктурой и многотысячным штатом работников. Требуют ёмких рынков сбыта и постоянного совершенствования технологии для успешной конкурентной борьбы на них.
При этом ни одно, даже крупное предприятие, не может обходиться без смежников, без организации сложных кооперационных и логистических сетей.
В одном из недавних интервью, И. Маск убеждённо заявил, что столкнувшись с необходимостью организации крупных производств, понял на сколько это сложное дело, даже сложнее, чем конструирование инновационной техники!
А сейчас, разве «один в поле воин»?
Цифры, одни только цифры
Для иллюстрации нашей мысли обратимся к документу Федеральной службы государственной статистики «Труд и занятость в России, 2021 г.»
На 2020 год население России составило 146, 2 млн человек, из которых 81,9 млн находились в трудоспособном возрасте, а 70,6 млн были занятыми — что составило 48,3% от всего населения.
В реальном секторе экономики и инфраструктуры в России работало 30,51 миллионов человек, что от общего числа занятых составило только 43%.
Причем, у нас в обрабатывающем производстве, исключительно в котором и производят абсолютно все товары «материальной» природы, трудятся 10,019 млн человек, что к занятым составляет всего 14%, а к населению России и того меньше 7%.
Численность наших российских «производственников» — 7% от населения страны, даёт и без какого-либо ерничества с нашей стороны, качественную картину подобно той, как «один с сошкой, а семеро с ложкой”.
Либо у нас суперэффективное производство, что маловероятно, либо огромное значение имеет импорт: от ширпотреба до средств производства.
Санкции, и как следствие необходимость импортозамещения, это обстоятельство только подтверждают.
А с учётом имеющихся у нас объективных ограничений по трудовым ресурсам и явного лимита времени, итак, далеко не простая задача по укреплению и дальнейшему развитию реального сектора нашей экономики, усилиями лишь одних производственников успешна решена быть не может.
Очевидно, и другое — назрела необходимость в кардинальном изменении подходов в организации и формах необходимых для нас производств при непосредственном участии государства.
«Попутный ветер» от государства — реальная помощь производству
Без сомнения, набор социальных и экономических отношений, правил и институтов, которые определяют организацию, функционирование общества при том или ином строе, недооценивать и тем более игнорировать, по меньшей мере, глупо.
Но в тоже время, надо признать, что существующий строй может как всемерно способствовать прогрессу и развитию, так и притормаживать его.
Образно говоря, это как полёт клина журавлей: в небе спокойном, либо штормящим до ураганной силы.
И с удовлетворением констатируем, что наконец-то, «лёд тронулся, товарищи дорогие!
Примеров подобного в последнее время уже немало, взять хотя бы решение нашего Правительства от 7 декабря 2023 года о целевых займах с общим объёмом до 200 млрд.рублей под крупные инвестиционные проекты для достижения технологического суверенитета страны.
Решение своевременное и масштабное, с долгосрочным и, безусловно, положительным эффектом.
Об одной, мало известной нашей «червоточинке»
Творческих, нестандартно мыслящих людей в России всегда хватало.
Взять последних наших лауреатов Нобелевской премии — Жореса Ивановича Алферова, Андрея Гейма и Константина Новосёлова!
А вот в области организационного управления — понятия, введенного в оборот академиком В. М. Глушковым ещё в начале 80-х годов, наши соотечественники пока далеко не блещут.
Все значимые инновации в области организационного управления принадлежат зарубежным ученым, практикующим бизнесменам или военным.
Одна из последних — парадигма сетецентрических войн, убийственную эффективность которой, мы на практике наблюдаем на фронте СВО — в частности, войсковые сети связи на базе Starlink, единое информационное пространство поля боя в реальном времени.
Но сейчас для большинства, и даже младших школьников, более известна другая технология организационного управления — управление проектом. Заметим, что ей‑то от роду уже более 80-ти лет, ещё в 1942 году именно таким образом, американский генерал Гровс, управлял Манхэттенским проектом по созданию первой в мире атомной бомбы.
Промышленные группы – слагаемые успеха «азиатских тигров ”
Успехи в промышленном развитии таких стран, как Япония и Южная Корея, помимо прочих факторов, связываются и с организационно-правовыми формами ведения бизнеса, в частности, с кэйрэцу.
Кэйрэцу — японская форма организации бизнеса, которая представляет собой группу взаимосвязанных компаний, объединённых путем акционерного контроля и взаимного участия. Кэйрецу являясь типичными для японской экономической модели, сыграли важную роль в развитии и успехе японских компаний.
Так в чем состоят зримые преимущества этой организационной формы?
Группы создаются из компаний с целью формирования устойчивых технологических цепочек для производства финишной продукции - её поставщик становится головным в группе. Чаще всего это делается для массового производства.
Они могут формироваться, что называется от руды и до финишной сборки готового изделия. Такой например, была фирма Генри Форда в начале прошлого века.
К ключевым преимуществам этой формы, в том числе и для компаний входящих в группу, можно отнести:
- исключение проблем со сбытом продукции — для компаний нижних уровней, которые друг для друга и являются “рынками сбыта”. В их качестве с успехом выступают предприятия малого и среднего бизнеса, автоматически получающие в группе более комфортную бизнес-среду, нежели при автономном “плавании”.
- гибкое регулирование отпускных цен и себестоимости производства на всех его переделах, осуществляемое головной компанией в соответствии с тенденциями на её рынках сбыта.
- наращивание объёмов производства в компаниях группы под планы реализации продукции головной компании, снижение себестоимости их продукции от “масштабов производства”.
- расшивка “узких мест” и техническое перевооружение в производственных процессах группы, за счёт своевременной реализации капиталоемких внутригрупповых инвестиционных проектов по совершенствованию её технологической базы.
- устойчивость бизнес-структуры за счёт весомой доли группы на рынках сбыта, в первую очередь, благодаря развёртыванию массового производства и низкой себестоимости.
На сегодня мировой опыт полон многочисленными примерами успешных и эффективных ассоциаций групповых производителей для всех категорий бизнеса.
Производственные объединения в России
Одним из первых в этой части был Закон РФ «О финансово-промышленных группах” (ФПГ) принятый 30 ноября 1995 года и отмененный, как морально устаревший, в 2007 г.
Примечательной особенностью этой формы организации бизнеса, достаточно широко распространённой в мире, является включение в состав промышленной группы собственного банка. Отдельные ФПГ до сих пор существуют и в России.
Помимо ФПГ, есть и другие современные формы интеграции: индустриальные (промышленные) парки, промышленные кластеры и холдинги.
Отмеченные организационные формы уже зарекомендовали себя как эффективные инструменты развития промышленной инфраструктуры с мерами государственной поддержки.
Кстати, в недалёком прошлом, например в Финляндии, кластеры доказали свою эффективность, в частности, в лесопереработке и целлюлозно-бумажной промышленности.
К тому же, с организационно-правовыми вопросами касающихся ассоциаций, на сегодня в российском законодательстве никаких принципиальных проблем не существует!
Более того, на государственном уровне решен и чрезвычайно злободневный вопрос по финансированию развития производства с помощью новых для нас инвестиционных институтов и целевого проектного финансирования.
К настоящему времени в России наибольшее распространение получили холдинговые компании.
Но несмотря на отсутствие правового статуса, практика показала, что холдинг является эффективной формой организации предпринимательской деятельности, сочетающий гибкость и мобильность малого бизнеса с масштабами среднего и крупного.
Лидеры нужны везде, а сейчас и во Власти
В небе, штормящем до ураганной силы
И как тут, нам опять не вспомнить аналогию с журавлиным клином!
Как‑то одного нашего коллегу — заместителя генерального директора, производственника, с более чем с 40-летним стажем, пригласили в региональное министерство на совещание по вопросам промышленного развития нашего субъекта Федерации.
Совещание вела молодая женщина модельной внешности, принявшаяся с места в карьер, энергично поучать собравшихся. Вскоре, наш коллега просто не выдержал и досрочно покинул сей спектакль, а в последствии, не раз вспоминал и сокрушался о произошедшем.
Представим хотя бы на минутку, что наш доморощенный «маск», пришел в сие министерство со своей очередной «сумасшедшей» идеей — и что из этого у него могло бы получиться? Правильно, ни-че-го!
До тех пор, пока «девочки с подиума» будут заправлять развитием нашего промышленного производства, ничего хорошего от этого ждать не стоит!
В качестве примера убогости понимания сути вопроса, приводим пресс-релиз одного из провинциальных индустриальных парков:
- В парке расположены оборудованные грузоподъёмными механизмами производственные помещения (цеха) общей площадью 43 399,7м2 и открытые бетонные/складские площадки общей площадью более 70 000м2.
- Имеются собственные железнодорожные подъездные пути, примыкающие к федеральной магистрали.
- Подъездные пути оборудованные 5 фронтами одновременной погрузки-выгрузки вагонов, также имеются места отстоя вагонов, что позволяет обрабатывать по 20–25 вагонов в сутки.
Такое «богатство» услуг, которое этот парк собирается предложить для организации производства, по большому счету — ничто, разве что, крыша над головой да примыкающая железнодорожная ветка.
По сути, это банальное объявление о сдаче в аренду производственных площадей, но никак, не манифест подлинного индустриального парка!
Поражает, как нам кажется, наличие в отдельных провинциальных городах, запредельного обилия всяких там институтов и инструментов промышленного развития — типа корпораций, агентств и прочих фондов, наперебой предлагающих предпринимателям, свои как бы квалифицированные услуги!
Причем в рядах их специалистов, не редкость встретить и достопочтимых менагеров старой закваски, и лиц, стремящихся за контролем приличных финансовых потоков, и кадровую чехарду, в том числе и первых лиц!
Лучше меньше, да лучше!
Один, из возможных рецептов по изменению сложившейся ситуации со стимуляцией промышленного роста, достаточно просто объяснить на примере гидропоники — специальной среды для взращивания новой жизни!
Убедительным примером является и уже многолетняя деятельность Сергея Викторовича Чемезова и успешность организованного им РОСТЕХА!
По сути, в лице Ростеха наша страна, имеет уже на современном уровне аналог прошлого Министерства вооружений СССР.
По аналогии с Ростехом и не вдаваясь в подробности, можно предложить:
- Принудительно и с непосредственным участием Государства, организовывать необходимые производственные «объединения» с соответствующими технологическими цепочками.
- С их оснащением современным высокопроизводительным оборудованием, с комплексной инфраструктурой.
- С достаточным для этого объёма целевых инвестиционных ресурсов.
Подобный подход силами самих субъектов Федерации обеспечит:
- производство в кратчайшие сроки необходимой продукции требуемого качества;
- рост производительности труда и трудосбережение, в том числе в части квалифицированного производственного менеджмента;
- повышение занятости трудоспособного населения, особенно, в удалённых районах и в сельской местности.
- Предоставит место под солнцем массе малых и средних предприятий, будет способствовать их становлению и дальнейшему росту.
- Усилия головных компаний сосредоточатся только на тех рынках, которые действительно актуальны сегодня и в перспективе для того или иного региона, или Федерации. К тому же, эти компании будут кровно заинтересованы в обеспечении должного технологического уровня производства для всех участвующих в нем.
Первоначально, собственником головных компаний должно выступить государство.
Но по мере их развития и, соразмерно с достигнутыми результатами, доля государства должна снижаться до разумных пределов, с одновременной передачей ответственности за бизнес частному капиталу. На деле государственно-частное партнёрство, а может быть и «народные предприятия».
Целевой характер организации новых производств, соответственно, повысит и эффективность целевого использования выделяемых финансовых средств.
По сути, при новом подходе, чиновникам придётся непосредственно возглавить организацию новых производств, ликвидировать существующие не дееспособные и избыточные административные структуры, создавать реальные полигоны для обучения и помощи тем предпринимателям, кто в последствии, получив от них эстафетную палочку, продолжат, но уже самостоятельно начатое дело.
Для организации новых производств на базе как существующих, так и новых компаний, не потребуется раздутых, как сейчас штатов различных «контор»— для этого нужен только действительный лидер и горстка отменных спецов, доподлинно знающих, что надо делать!
И те, и другие у нас с вами УЖЕ ЕСТЬ!
Но наш разговор вслух, ещё не совсем окончен.
Социально-экономический строй государства и его влияние на проживающих в нем свою жизнь граждан, на его экономику многогранен.
Тут есть о чем и поговорить, на дворе уже другие времена — времена перемен!