«Поиск тайны гораздо интереснее, чем владение ею»
Вольф Мессинг
Исторический поиск
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Территории происхождения и перемещения кольца — печатки
С интересом рассматриваю перстень — печатку. Вещь явно старинная. В прямоугольной оправе из белого металла чёрная вставка, на просвет коричневого цвета. Этими свойствами обладает полудрагоценный камень — халцедон. На нём гемма — инталия в технике углублённого рельефа с погрудным профильным изображением молодого мужчины в рыцарских доспехах и в шлеме с плюмажем из 3-х птичьих перьев. Смотрится средневековым итальянским кондотьером. Размер щитка 22 х 15 мм. Шинка (дужка) распилена. Возможно, кольцо снято с пальца умершего. Общий вес изделия 6,3 граммов.
Как кольцо — печатка попало в Беларусь
Это кольцо-печатку белорусский скульптор Заир Азгур (1908–1996) подарил своей приятельнице, потомственной графине, организовавшей в 1968 году по случаю 60-летия юбиляра, пышные торжества, со словами: «Носи, Аллочка, ты это любишь». На вопрос: «Откуда оно?», даритель ответил: «Получил после изготовления памятника московскому хирургу Очкину». К слову, этот очень известный и плодовитый скульптор изваял два бюста профессора медицины Алексея Дмитриевича Очкина (1886–1952):
— один памятник в бронзе изготовлен по Постановлению Правительства СССР в ознаменование заслуг этого врача. Он установлен в 1955 году перед хирургическим корпусом московской городской больницы имени С. П. Боткина;
— второй памятник изготовлен в красном граните, предположительно по заказу вдовы Антонины Фёдоровны, и установлен на Новодевичьем кладбище (2 участок, 28 ряд, 2 место).
Оба скульптурных произведения выполнены с максимальной портретной схожестью, что делает честь мастеру. Конкретно, за какой памятник и кто мог отблагодарить скульптора Заира Азгура кольцом-печаткой, мы пока не знаем, но надеемся узнать.
Столичный эскулап А. Д. Очкин получил от Советской власти массу привилегий, почестей и материальных благ. О его состоятельности упомянул коллега и приятель Сергей Сергеевич Юдин (1891–1954) 1 августа 1951 года на допросе, проводимом ст. следователем следственной части МГБ СССР майором И. Меркуловым, — «Со слов хирурга Алексея Дмитриевича Очкина, он в 1936 или 1937 году вместе с академиком Сергеем Ивановичем Спасокукоцким в больнице Кремля успешно провёл хирургическую операцию на внутренних органах Генерального секретаря Коммунистической Партии Испании Хосе Диаса, за что Очкин был награждён орденом Ленина, автомобилем и 30 тыс.рублями».
Справочно: отпускная цена автомобиля «Победа» в то время составляла 16 тыс.рублей.
Тогда же С. С. Юдин дал следователю ещё одно показание по этой теме: «Старый друг А. Д. Очкина художник Борис Васильевич Желтухин в течение многих лет добывал для картинной галереи А. Д. Очкина, картины фламандских и голландских мастеров».
Сфорца. Как кольцо-печатка попала в Москву
Со слов широко известного белорусского скульптора З. И. Азгура, знаменитый московский хирург А. Д. Очкин, побывавший по делам в городе Милане, не дал умереть от сердечного приступа какому-то господину. За это его отблагодарили перстнем-печаткой со словами: «Это Сфорца».
Напомним читателю, Лодовико Мария Сфорца, прозванный Моро (1452–1508), в 1480 году стал регентом герцога Миланского Джана Галеаццо Мария Сфорца (1469–1494), а по сути — единоличным правителем герцогства.
У него при дворе были мастера ювелирных дел: Энзоло Джиан Франческо (1430–1513) и сверстник регента Кородоссо ди Фоппо (1452–1527). Оба искусные камнерезы-миниатюристы. Каждый из них мог изготовить эту гемму с портретной схожестью молодого Лодовико Сфорца в доспехах кондотьера, коими в действительности были все мужчины рода Сфорца.
Во время «железного занавеса», далеко не каждый советский врач мог побывать за границей на конференциях, симпозиумах, съездах врачей. Преуспевающий хирург А. Д. Очкин такую возможность имел. В 1922 году его включили в кадровый состав лечебно-санаторного управления Кремля. Здесь он познакомился с Секретарём ЦК КПСС с 1921 по 1930 год Вячеславом Михайловичем Молотовым. В 1921 году 31-летний Вячеслав Молотов (Скрябин) женился на 24-летней активистке Полине Семёновне Жемчужиной (Перл Соломоновна Карповская). В молодые годы она работала на папиросной фабрике набивщицей, где подорвала своё здоровье. В год свадьбы заботливый муж отправил молодую жену в Карловы Вары, Чехословакия подлечиться. А в 1922 году, Молотов, получив отпуск, поехал к жене.
Огромный объём выполняемой Вячеславом Михайловичем ответственной работы, постоянное нервное напряжение в общении с И. В. Сталиным, породили у него приступы стенокардии. Пишут, что за свою долгую жизнь В. М. Молотов перенёс семь инфарктов миокарда на ногах и в больничных условиях. С восьмым инфарктом 96-летний пациент Кунцевской больницы не справился.
Таким образом, В. М. Молотов нуждался в наблюдении квалифицированного врача, могущего своевременно оказать необходимую медицинскую помощь.
Возвращались супруги в Москву с заездом в Милан, Италия. Сопровождал ли квалифицированный врач Алексей Очкин Вячеслава Молотова по маршруту Москва — Карловы Вары — Милан - Москва, мы не знаем. Но арестованный 22 декабря 1948 года по делу «Врачей-вредителей» С. С. Юдин на допросе. проводимом ст. следователем по особо важным делам майором И. Меркуловым, сообщил: «Очкин говорил мне, что в послевоенные годы он не раз выезжал за границу, сопровождая В. М. Молотова при выездах на международные конференции и заседания.» Делаем вывод — вполне возможно, что в одной из служебных поездок с В. М. Молотовым или самостоятельно, врач А. Д. Очкин мог вернуть к жизни человека, поражённого инфарктом. И в благодарность получить перстень-печатку.
Официальное подтверждение подлинности кольца-печатки
Зная, что в собрании коллекций Государственного Эрмитажа находятся подобные миниатюры (инвентарные номера И-3630, И-3633) работы придворных ювелиров Энзоло Джиан Франческо и Карадоссо ди Фоппо, я послал фотографию кольца-печатки весьма компетентному специалисту Эрмитажа по античным геммам (инталии и камеи) Олегу Яковлевичу Неверову. Тот ответил: «Если чёрный камень на просвет коричневый, то камень подлинный». Так оно и есть. Когда собрался посетить Эрмитаж, оказалось. что этот светила умер. Но администрация мне любезно ответила: «…Государственный Эрмитаж не правомочен проводить консультации и экспертизы предметов, не входящих в его коллекцию. Вы можете обратиться в Центр экспертизы в Вашем городе».
В Национальном художественном музее Республике Беларусь в городе Минске взялись провести художественно-историческую атрибуцию представленного кольца-печатки. Эксперты определили время изготовления данного ювелирного изделия ХУ‑ХУI век, Италия. По их мнению, «Изображение рыцаря на халцедоне отличается высоким профессионализмом, патетикой образа, точностью рисунка, изысканностью линий, тончайшими нюансами резьбы, градациями рельефа. Произведение имеет историческую, культурную, высокую художественную и музейную ценность».
Также эксперты «В ходе исследования обнаружили сходство изображение рыцаря на инталии с автопортретом герцога Милана Лодовико Сфорца, прозванного Моро, сохранившегося на стене тюремной камеры замка Лош, Франция, в которой Моро провёл последние годы жизни».
Поясним читателю. Герцог Ломбардии с 1494 года Лодовико Мария Сфорца в свои 48 лет был пленён французами в сражении под Новарой, Италия 10 апреля 1500 года и остаток дней провёл в заключении по прихоти короля Людовика ХII. Французский писатель Эдмонт Готье в своей работе упомянул о находке в замке Лош записи, что узник Моро доставлен из большой башни Буржа и помещён в башню Мартеле замка Лош в 1501 году.
Великий Леонардо да Винчи, посетив в 1517 году замок Лош, пометил в своей записной книжке: «Старый тюремщик показал башню, где 8 лет томился и умер в заключении в 1508 году герцог Ломбардии Лодовико Моро». За время пребывания в башне Мартеле замка Лош, Моро разрисовал стены тюремной камеры и нацарапал гвоздём над камином свой профиль в рыцарских доспехах и в шлеме с плюмажем из трёх птичьих перьев. Гид замка Лош Марина Габлен подтвердила, что этот автопортрет ещё различим над камином. Вот этот автопортрет эксперты нашли схожим с изображением рыцаря на кольце-печатки. В такой ситуации, герцог Лодовико Сфорца смотрится особенно причастным к имеющемуся кольцу-печатке. Если этот перстень был на пальце узника, то он мог его рисунок повторить на стене тюремной камеры. А после смерти Моро 17 мая 1508 года по Юлианскому календарю в соответствии с католическими правилами его сняли с усопшего. Допускается хоронить католика только с обручальным кольцом. В этом случае не покидавший герцога все 8 лет верный камердинер Пьетро Франческо да Пантремоли разрезал серебряную дужку (шинку) и снял кольцо-печатку с пальца покойника. В этом случае он оставил перстень-печатку себе в память о своём господине. Возможности передать эту вещь в Милане кому-нибудь из рода Сфорца у него не было — все родственники и близко общавшиеся с Моро покинули столицу Ломбардии, спасаясь от французских оккупантов.
У кого после камердинера да Понтремоли находился перстень-печатка нам на первом этапе исследования отследить не удалось.
Может что-нибудь прояснит проживающая в Москве наследница Миланского рода Сфорца. Но её ещё надо найти по имеющейся фотографии. Здесь я очень надеюсь на помощь читателей, любителей подлинной истории. С Вами развязка будет быстрее.
Миланские герцоги Сфорца
ГЛАВА ВТОРАЯ. Поиск причастности герцога Милана Лодовико Мария Сфорца к имеющемуся кольцу-печатке.
По следу официального атрибуционного заключения
В конце 2019 года эксперты Национального художественного музея Республики Беларусь в рамках заказанной художественно-исторической атрибуции, установили время (ХУ-ХУ1 век) и место изготовления (Италия) кольца-печатки, с изображением на холцедоне средневекового рыцаря в доспехах и в шлеме с плюмажем из трёх птичьих перьев, схожим с автопортретом экс-герцога Милана Лодовико Мария Сфорца, выполненным на стене тюремной камеры замка Лош, где по «милости» короля Франции ЛюдовикаХ11 (1462–1515) узник содержался с начала ХУ1 века вплоть до своей смерти 17 мая 1508 года.
Из этого явствует, что заключённый замка-тюрьмы Лош 50-летний экс-герцог Милана Лодовико Сфорца нацарапал гвоздём на стене камеры над камином автопортрет, копируя изображение на кольце-печатке, когда ему было около 30 лет. И с тех пор Моро мог носить его на мизинце левой руки. Чёрный цвет камня символизирует силу, мужество, стремление к победе. Коричневый цвет камня на просвет, является цветом династии Сфорца.
Интригующее упоминание в интернете прославленного правителя Ломбардии Лодовико Сфорца подвигло нас узнать о нём как можно больше в привязке к кольцу-печатке. Мы без труда установили следующее. Лодовико Мария Сфорца, прозванный Моро (1452–1508), был третьим сыном герцога Милана Франческо I Сфорца. (1401–1466).
Он в прошлом легендарный кондотьер. И, тем не менее, Моро сумел в гонке за герцогство обойти старших братьев, став «не мытьём, так катаньем», регентом шестого герцога Милана Джана Галеаццо Мария Сфорца (1469–1494), а затем достойно самодержавно управлял государством в качестве седьмого герцога Милана. Его биографы и летописцы в основном положительно о нём отзывались. Моро содействовал политическому равновесию государств Италии., «вытащил Милан из грязи», наводнил герцогство одарёнными в искусстве людьми, сделал много поучительного и полезного.
При дворе герцога с 1482 по 1499 год плодотворно творил итальянский эрудит Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452–1519). Этому гению и его господину человечество обязано созданием (1495–1498) шедевральной настенной росписи (не фрески) «Тайная вечеря» или «Последний ужин», находящейся в трапезной монастыря при доминиканской церкви Санта Мария делле Грациа в Милане. Это гениальное творение перед COVID-19 посещало до 250 тыс. туристов в год, принося в казну до 5 млн евро.
Собранного материала мне было достаточно, чтобы в 2019 году написать и издать книгу «Тайна кольца-печатки или код Сфорца» (LM), ISBN 978–985–596–333–3.
Нет смысла пересказывать содержание отдельных страниц книги. Она есть в свободной продаже и опубликована для онлайн — чтения на сайте «Валентин Павлов 2».
На каждый роток не накинешь платок
О знаковой фигуре герцога Людовика Мария Сфорца в эпоху Возрождения Италии, написано очень много. К сожалению, в ряде случаев, авторы не приводят доказательств (нет пруфов) или их материалы противоречат историческим фактам, т. е. «высосаны из пальца». Для примера. Одни авторы поведали, что Моро умер в своей тюремной камере вскоре после осуществления процедуры отпущения грехов. Последнее его слово было имя любимой жены Беатриче. Другие авторы красочно описали смерть помилованного королём Моро на выходе тюрьмы от инфаркта. вызванного ярким солнцем. Третьи необоснованно утверждают, что коварный король Франции Людовик XII содержал Моро в железной клетке и сгноил в подземелье. Подробно читайте в последующих статьях.
Вопрос о месте захоронения экс-герцога Милана периодически встаёт и подогревается неопределённостью на фоне множества домыслов и догадок.
По мнению одних авторов, могила Сфорца находится в середине нефа при замковой соборной церкви Сент-Урс, чуть ниже могилы капитана замка Лош барона Роллана де Лескуэ, умершего в 1467 году.
По мнению других, Сфорца покоится на дне большого распятия, установленного на балке у входа в хор.
Третьи убеждены, что могила Сфорца находится в часовне Сент-Морис, расположенной вне церкви на северной её стороне.
Четвёртые считают, тело Лодовико Сфорца похоронено с почестями в соответствии с его званием, однако, место погребения Моро настолько забыто, что его нельзя назвать определённо.
На этом фоне пишущая братия манипулирует информацией о месте захоронения Лодовико Сфорца по своему усмотрению без стыда и совести. Их описания доведены до абсурда: останки Моро находятся в замке Сфорца в Милане; покоятся в кафедральном соборе Дуомо; лежат в усыпальнице доминиканской церкви Санта Мария делле Грациа, где в январе 1497 года была изначально похоронена жена герцога Беатриче де Эсте; в Павийской Чертозе в парном мраморном саркофаге рядом с женой. Но там пусто — это кенотаф.; в церкви в Турине, где хранится плащаница Христа и в других местах. Всё это небылицы для ушей нетребовательных туристов. Вообщем, чушь собачья. В ходе проведенных 3 года назад археологических раскопок в церкви Сен‑урс найдены кости барона де Лескуэ и Лодовико Сфорца, которые находятся в институте Болонья на экспертизе. Подробности в статье «Где искать могилу Лодовико Сфорца» за март 2023 года на моём канале.
К россказням можно добавить широко растиражированную легенду о приёме королём Франции Людовиком ХII послов Милана в составе приора-настоятеля доминиканской церкви Санта Мария делле Грациа Маттио Банделло (1485–1561) и монаха.
Якобы они в 1508 году прибыли с миссией получить разрешение монарха на эксгумацию останков Сфорца и вывоз их на родину в Милан. У одних авторов монарх сказал: «пожалуйста, забирайте». Мы считает, что такого решения в принципе не могло быть. Король не желал перевозить останки герцога в Милан из боязни народного волнения под флагом Сфорца, пусть даже покойника, против французских оккупантов.
Другие авторы написали: «Король разрешил взять останки экс-герцога Милана с условием перезахоронения вне территории Италии».Будто бы это решение монарха устраивало приора-настоятеля Маттио Банделло, который не хотел везти прах Сфорца на родину из боязни, что находящийся на службе у короля губернатор Ломбардии, рождённый в Милане, Джан Джакомо Тривульцио мог прямо или косвенно надругаться над останками своего врага.
Поэтому, приор-настоятель принял решение перевезти останки соотечественника к друзьям-доминиканцам во французский город Тарасконе, находящийся в 700 км от Лош и перезахоронить в тамошнем доминиканском Соборе. По нашему убеждению, не было здравого смысла в перезахоронении итальянца Сфорца на территории враждебной Франции. На запрос в турфирму города Тарасконе получен отрицательный ответ.
По третьему варианту, самому вероятному, король отказал Миланским послам в их просьбе. Мол пусть себе, похороненный со всеми почестями экс-герцог Лодовико Сфорца, спокойно лежит в изначально отведенном ему месте. Об этом, в привязке к обращению послов, никто не написал.
В итоге, более 500 лет прах Лодовико Сфорца спит, забытый на чужой земле, и даже камень не указывает прохожим, где лежат кости того, кто был герцогом Миланским.
Некоторое разнообразие в этом вопросе внесли проводимые периодически с 2019 года археологические раскопки в Соборной церкви Сент-Урс, затянувшиеся до наших дней из‑за незнания точного места захоронения и пандемии. Как поведал во французской прессе главный археолог от Департамента Эндрю и Луара господин Пьер Попен, поисковики извлекли из могилы останки барона Роллана де Лескуэ. Рядом обнаружен тяжёлый каменный саркофаг с мощами Лодовико Сфорца, уверен Пьер Попен. Но гроб уходит под бермой (насыпь), к нему трудно подобраться. Ученым для исследования нижней части тела мало. Им нужны зубы покойного. После очередного финансирования, их конечно достанут и в части идентификации всё встанет на своё место. Благо прах предков Сфорца для проведения тестов ДНК сохранился.
Относительно будущего скелета Лодовико Сфорца, Пьер Попен сказал: «Ещё ничего не решено. Далее дело за политическим решением». По нашему мнению, французам выгодно оставить прах Лодовико Сфорца в Лоше. Пусть его мощи послужат укреплению экономики региона. Дело в том, что туристы со всего мира едут в Амбуаз, находящийся в 35 км от Лош, чтобы посетить музей Леонардо да Винчи. Спору нет, он непревзойдённый гений в своём разнообразии. А герцог Лодовико Сфорца 18 лет был его работодателем. При легализации в Лош могилы с останками Моро, идея перенаправить сюда из Амбуаза поток туристов очень привлекательна как с познавательной, так и с экономической точки зрения. Пожелаем всем удачи.
К сожалению, документально закрепить принадлежность имеющегося перстня-печатки конкретно к кому‑то из династии Сфорца, нам на первом этапе исследования не удалось.
Что-нибудь могла бы прояснить героиня статьи московской журналистки Ларисы Геннадьевны Жуковой от 16.10.2016 года (обновлено 03.03.2020) наследница Миланского рода Сфорца, проживающая в Москве и работающая акушером-гинекологом в одном из родильных домов под фамилией русского мужа. Но её ещё надо найти по имеющейся фотографии. Мне — «не продвинутому юзеру», это не удаётся сделать. Здесь я очень надеюсь на помощь читателей, любителей подлинной истории. С Вами развязка будет быстрее.
Продолжение следует. Ваш Валентин Павлов