В 2025 году Минцифры России подготовило проект постановления правительства об отказе от централизованных закупок офисного и антивирусного программного обеспечения для федеральных органов власти, за исключением специализированного программного обеспечения для ведения бюджетного учета, закупаемого Федеральным казначейством. Данный шаг является ключевым этапом в развитии государственной контрактной системы, отражающим изменения в IT-инфраструктуре государственных органов и эффективности управления закупками.
Идея централизованных закупок офисного и антивирусного ПО была принята правительством в 2018 году с целью экономии бюджетных средств через «эффект масштаба» и упрощения управления лицензиями. Пилотные проекты стартовали в 2019 году, однако уже тогда выявились значительные сложности, в частности, длительное оформление передачи прав конечным пользователям и отсутствие системного мониторинга активации лицензий. В 2021 году действие норм по централизации было временно приостановлено из-за изменений требований к программному обеспечению и ухода ряда поставщиков с рынка.
Параллельно с централизованными закупками Минцифры активно внедряет облачные сервисы и отечественное программное обеспечение, обеспечив значительную часть федеральных органов права самостоятельной организации закупок для нужд своих специалистов. Примечательно, что с 2022 года эта тенденция усилилась, и многие ведомства уже перешли на российский софт, что сделало централизованную закупку менее актуальной.
Новое постановление предлагает сохранить полномочия по централизованным закупкам только за Федеральным казначейством, которому поручено курирование закупок специализированного ПО для бюджетного учета. Данное программное обеспечение, кроме пользовательских программ, включает базы данных и работает на инфраструктуре, соответствующей требованиям безопасности, включая защищённые дата-центры под контролем ФНС. Такой подход обеспечивает консолидацию закупок в профильной сфере с высокой степенью контроля и соответствием требованиям безопасности.
На общероссийском уровне такая реформа отражает тенденцию к децентрализации закупок в менее специализированных сегментах и концентрацию усилий на ключевых сферах с особыми требованиями, что соответствует практике многих государств, где закупки специализированных IT-продуктов централизуются для повышения прозрачности и безопасности, а менее критичные сегменты предоставляются на откуп ведомствам с большей свободой выбора.
Таким образом, предлагаемая реформа в закупках программного обеспечения демонстрирует движение в сторону гибкости, технологической независимости и безопасности, одновременно порождая новые вызовы для управления конкурентной средой и ценовой политикой в IT-секторе.
Материал подготовлен страшим преподавателем кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Бабаяном Левоном Кареновичем.







