Заместитель Председателя Правительства Александр Новак провёл совещание по увеличению доли креативных индустрий в экономике в рамках национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика». В мероприятии приняли участие представители Министерства экономического развития, Министерства культуры, Росстата, АСИ, центра «Российская кластерная обсерватория», НИУ ВШЭ, депутаты Госдумы, представители региональных властей, бизнеса и т. д.
По итогам будет разработана «дорожная карта» развития отрасли, где будут прописаны цели по увеличению вклада отрасли в ВВП страны, инициативы развития, а также ожидаемые результаты. Одной из основных задач также станет выход отечественных креативных индустрий на устойчивый рост экспортного потенциала, в целях укрепления международных связей и популяризации российских производителей.
На рынке труда специалисты креативных технологий становятся все более популярными. Перспективные молодые люди чаще выбирают для себя траекторию обучения креативным специальностям — веб-дизайну, промышленному дизайну, геймдизайну, видео- и контент-мейкингу, диджитал- и бренд-маркетингу, направлениям киноиндустрии.
Своим мнением о развитии креативных индустрий поделилась эксперт Владимирского филиала Президентской академии, кандидат экономических наук, доцент Наталья Тихонюк.
Задачи удвоения вклада креативных индустрий в ВВП страны, безусловно, амбициозны. Но системный институциональный подход, который мы уже видим сейчас, поможет решить эти задачи.
Наиболее удачный международный пример — опыт Армении. Страна ещё в 2017 году сделала креативные индустрии своим основным вектором молодёжной политики. Цель этой программы не только связана с развитием экономического потенциала, но и решением демографической задачи оттока молодого населения. Необходимо, чтобы были интересные для молодёжи сферы деятельности, в котором они могли бы раскрыть свой потенциал. К таким и относится сфера креативных индустрий.
Приведем примеры развития направления во Владимирской области. В сводном рейтинге уровня и условий развития креативного сектора в российских регионах в 2023 году область заняла 49 место. Но в текущем году ситуация начала меняться.
В сентябре 2024 года в области был проведен первый форум креативных индустрий. На нем были озвучены планы развития регионального рынка. В фокусе внимания- туристические продукты с высоким потребительским спросом. Это было наглядно проиллюстрировано в ходе празднования 1000-летия города Суздаль: в городе-музее появились новые туристические объекты, созданные художниками-студенты факультета сценографии ГИТИСа, уникальная сувенирная продукция от различных мастеров-ремесленников. Реализация ярких арт-событий также была в центре внимания: от бранчей на закате в ГЭС на Нерли до светоцветового шоу на стенах древнего Кремля. Однако, для развития отрасли в регионе необходимы кадры. Для решения этой проблемы уже работает школа креативных индустрий во Владимире, активно поддерживаемая Министерством культуры области. В этом году в планах — расширение этого проекта и открытие таких школ в Гусь-Хрустальном и Муроме. Наиболее привлекательной сферой для развития молодёжного креативного кластера является блогосфера и SMM маркетинг. Раскрытие творческого потенциала должно быть реализовано, но пока системного подхода. Простое использование инструментов (например, видеоконтент) без целеполагания, контрольных показателей, стратегического позиционирования не приведет к нужному результату. Необходимо выстраивать единую образовательную программу, включающую как технические навыки, так и креативное мышление, проектный подход, маркетинговую составляющую, юридическую защиту авторских прав, что возможно только при коллаборации практиков и профессиональных преподавателей.