То, что искусственный интеллект активно используется для повышения качества государственного управления, уже не новость. Например, системы анализа больших данных помогают оптимизировать процессы принятия решений, прогнозировать риски и выявлять коррупционные схемы; чат‑боты упрощают взаимодействие граждан с госорганами, автоматизируя обработку запросов и предоставление услуг; машинное обучение используется для мониторинга и планирования (в частности, в целях оценки развития территории). Однако, границы применения искусственного интеллекта остаются ещё не определёнными. В этой связи интересен опыт Албании, где предпринята попытка использования модели на базе искусственного интеллекта в качестве «ИИ-министра». «Диелла», именно такое имя получила ИИ-министр, будет отвечать за госзакупки, что по мнению членов правительства Албании повысит прозрачность и активизирует борьбу с коррупцией. Прототип «Диеллы» был представлен в январе этого года, а в сентябре уже было первое выступление с речью в парламенте.
Данный кейс не только демонстрирует колоссальные успехи в развитии ИИ, но и ставит ряд острых вопросов как этического, так и юридического плана. Фактически, общество и власть адаптируются к идее использования ИИ-чиновников. Несмотря на опасения по поводу замены человеческого труда в сфере государственного управления, эксперты-управленцы осознают преимущества автоматизации рутинных процессов. Но для успешного внедрения указанных технологий необходимы правовые нормы, регулирующие деятельность ИИ, а также дальнейшее повышение цифровой грамотности как чиновников, так и населения. Важно обеспечить открытость и понятность действий ИИ-чиновников, чтобы граждане доверяли новым технологиям и понимали их роль в государственном управлении.
Материал подготовлен доцентом кафедры “Государственное и муниципальное управление” Факультета “Высшая школа управления” Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Зуденковой Светланой Александровной.







