Процесс, на самом деле, взаимный.
- “Как скучно на уроках!”
- “Этот учитель очень неинтересно преподаёт!”
- “Вы же должны заинтересовать детей материалом, замотивировать!”
Кто-то это регулярно слышит, а кто-то это часто произносит.
Установлено, что, если в течение 15 секунд новая информация не заинтересовала ребёнка, то он переключает своё внимание на другое, отвлекается. Поэтому первые минуты и даже секунды урока должны быть феерически интересными и яркими.
Казалось бы — какая дикость! Урок, обучение — это далеко не всегда спектакль, игра, развлечение и лёгкость. Это рутина, отработка, мышление, закрепление, анализ. Это развитие, а оно не проходит без труда и напряжения. А если дальше наши дети будут уделять новому 5 секунд, то мы должны будем изощриться, чтобы в эти мгновения впихнуть всё самое интересное и заманчивое?! Не лучше ли не идти за тенденциями, на поводу лени и распущенности, а подтягивать развитие детей к более высокому уровню?
Не всё так однозначно…
Клиповое мышление
Клиповое мышление детей и молодёжи, о котором всё чаще говорят, как феномен было сформулировано Тоффлером ещё в начале XX века. Это, строго говоря, и не мышление вовсе, а восприятие информации, но так уж повелось использовать этот термин.
Элвин Тоффлер описывает этим термином поверхностное, фрагментарное, несвязанное восприятие информации. Развилось оно вместе с активностью СМИ, когда, борясь за внимание читателя и зрителя, они стали таким образом предъявлять материал, чтобы он мгновенно бросался в глаза, вызывал эмоции и заинтересовывал, чтобы не приходилось прилагать усилий к его осмыслению, а можно было бы просто “проглотить” как есть.
Теперь, существуя в бесконечном потоке разрозненной информации, гаджетах, Интернете, наши дети только к такому способу потребления и привыкли. И нельзя назвать это молодёжной субкультурой, возрастными особенностями или ещё чем-то локальным и временным. Это реальность. Это новая действительность, в которой живём уже мы все. Мы развиваемся в сторону многозадачности,переключаемости, словесного минимализма, схематичности и большей визуализации. И тогда, если ничего не менять в системе образования, традициях обучения, то оно не будет адаптировать детей к реальности…
- …Только в каких семьях останется традиция давать ребёнку энциклопедию, когда он задаёт вопросы?
- Сколько людей будут бережно хранить привычку (и потребность!) прочесть книгу, осмыслить, сформулировать собственные умозаключения и доказать их?
- Будут ли цениться на вес золота люди с развитыми аналитическими способностями и словесно-логическим мышлением или они не выдержат конкуренции с людьми поверхностными, но с лучшей реакцией?
Мир преобразуется так стремительно, что, думаю, мы даже успеем сделать собственные выводы…
P.S. Какие качества развивать как наиболее полезные — выбор за Вами.