На чём ездит Россия?
Давайте разбираться. На момент написания статьи в России имеется 5 тыс.430 рабочих пассажирских трамваев. Это на 150 единиц меньше, чем в Германии, но в 2 раза больше, чем в США.
На данный момент трамвайные системы в России очень разнородны: есть примеры Москвы, Таганрога, Верхней Пышмы, где ездят только новые вагоны, а есть Екатеринбург, Ижевск, Барнаул, где новых вагонов раз‑два и обчёлся.
Тем не менее, сейчас в стране трамвайный ренессанс: массово ремонтируются пути, закупаются новые вагоны, строятся новые линии (Екатеринбург, Москва и Краснодар). Тем любопытнее посмотреть, на каких же вагонах ездят жители нашей страны?
1 место. Татра Т3 (1 тыс.16 единиц)
Годы производства: 1962—1999 (самая старая в России — 1968 года)
Основные операторы: Екатеринбург (299 штук), Самара (130 штук), Волгоград (124 штуки).
Классические чешские трамваи, известные своей плавностью хода и неприхотливостью. На данный момент определённо требуют замены, несмотря на имеющийся запас прочности в 5–10 лет.
2 место. КТМ-5 (743 единицы)
Годы производства: 1969–1992
Основные операторы: Челябинск (112 штук), Набережные Челны (60 штук), Старый Оскол (59 штук).
Самый массовый трамвайный вагон в мире, простой и надёжный. Тем не менее, морально и физически уже устарел. Стоит сказать, что в последнее время от них очень активно избавляются.
3 место. «Витязь» (536 единиц)
Годы производства: 2014 — н.в.
Основные операторы: Москва (449 штук) и Санкт-Петербург (87 штук).
Современный трёхсекционный трамвайный вагон, эксплуатируется в Москве и Петербурге. К сожалению, поставки в другие города не производятся. (Есть 1 Витязь в Краснодаре, но сейчас он находится на ремонте).
4 место. КТМ-19 (495 единиц)
Годы производства: 1999 — 2012.
Основные операторы: Тула (44 штуки), Ярославль (44 штуки), Ульяновск (34 штуки).
Последний высокопольный трамвай усть-катавского производства. На данный момент не устарел физически, но устарел морально: он высокопольный, без кондиционера и прочих прелестей современных вагонов.
5 место. КТМ-23 (430 единиц)
Годы производства: 2009 — н.в.
Основные операторы: Краснодар (121 штука), Магнитогорск (61 штука), Москва (41 штука).
Усть-катавский вагон с переменным уровнем пола прошёл большой путь от средненького трамвая до вполне современной модели.
6 место. «Львёнок» (297 единиц)
Годы производства: 2014 — н.в.
Основные операторы: Пермь (58 штук), Москва (40 штук), Череповец (26 штук).
Первый в СНГ односекционный трамвайный вагон со стопроцентно низким уровнем пола вытесняет старичков уже который год. Относится к высокому ценовому сегменту.
На данный момент, в России только половина трамвайных вагонов относится к современным образцам. Тем не менее лет 5 назад в большинстве городов совсем не было новых трамваев. Работы по замене старого подвижного состава предстоит ещё много, но главное, что начало положено.