Создание единого реестра добросовестных работодателей — вопрос крайне актуальный, поскольку служит инструментом борьбы с нарушениями законности, вывода бизнеса из серой зоны, упрощения работы контролирующих органов в рамках риск-ориентированного подхода, повышения уровня мотивации работодателя к охране труда и т. д.
Подобная практика не является нововведением, во многих странах определено понятие «добросовестности» как «честности» (США), «справедливости и разумности» (Нидерланды), а в КНР существует, напротив, реестр недобросовестных работодателей, являющийся достаточно востребованным. В России уже существует реестр работодателей с нелегальной занятостью, реестр недобросовестных налогоплательщиков, реестр недобросовестных поставщиков. Реестры добросовестных работодателей формируются в отдельных регионах.
Проблема заключается в отсутствии единого реестра, основанного на тождественных критериях, что затрудняет объективный подход, оценку, обоснование решений и качество выводов. Унификация критериев позволит создать единый реестр, повысит прозрачность оценки добросовестности, упростит деятельность как самих работодателей (например, в плане понимания факторов конкурентоспособности на рынке труда), так и лиц, ищущих работу, и контролирующих органов. Упростить процесс расчёта индекса и создания реестра, а также поиска связанной с ним информации позволит применение информационных технологий.
В настоящее время инициативной группой из представителей Финуниверситета, Социального фонда России и Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова готовится концептуальная разработка и программное обеспечение рейтинга добросовестных работодателей. Индекс добросовестности строится на 19 критериях, которые можно разделить на финансовые (например, отсутствие задолженностей, уровень зарплаты), правовые (отсутствие нарушения, результаты проверок), социально-трудовые (снижение уровня травматизма, проведение СОУТ — специальной оценки условий труда) и иные (наличие положительных отзывов, трудоустройство лиц с ограниченными возможностями).
Источниками данных могут выступать Министерство труда и социальной защиты РФ, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба судебных приставов России, Федеральная служба государственной статистики, Социальный фонд России, Всероссийский союз страховщиков. Возможно проведение дополнительного сбора информации, например, путем соцопросов работодателей, работников и других лиц, владеющих информацией по данному вопросу.
Материал подготовлен доцентом кафедры “Государственное и муниципальное управление” Факультета “Высшая школа управления” Финансового университета при Правительстве РФ, к.соц. н. Харченко Константином Владимировичем.







