Победить в СВО

В статьях нашего школьного цикла о новой для «Школы» парадигмы и “Образовательные страты и учебно-смысловые блоки” мы отметили важность для организаторов школьного образования в России понимания назначения и смыслов тех знаний, с которыми выпускники школы однажды покинут её навсегда!

В частности, знаний «Специального образовательного базиса», которые должны облегчить им выбор дальнейшего жизненного пути и освоение “наук” на последующей ступени уже их профессионального образования.

Нам кажется, что это и так очевидно, а просто по тому, что школа лишь первый шаг в этом направлении, но вместе с тем и чрезвычайно важный.

Широко известно, что попусту потраченные с молодости годы, потом очень трудно возместить. И в этом, в том числе, источник появления немалого числа, так сказать, «неприкаянных» по жизни.

Они постоянно не удовлетворены, меняют условия и места работы, и все это может продолжаться добрую половину их трудовой жизни, а потом смиряться и доживают свой век уже как придётся.

Такое вряд ли кто осмелиться назвать простым человеческим счастьем!

А как трудно с таким персоналом работать на любом «производстве», да и связанная с ним текучка кадров систематически их руководству создает множество проблем.

Но мы — все родом из детства.

Новой “Школе” необходимо, хотя бы постараться исключить те крупные ошибки в первоначальном выборе её выпускниками своего профессионального пути, которые, как правило, в последующем оборачиваются значительными издержками и моральными невзгодами. А для этого, у неё есть и время и возможности — девять или одиннадцать лет целенаправленно поработать со своими питомцами!

Вы, наверное, находите достаточно странным название этой статьи? И мы с вами полностью согласны! Правда, странное. Хотя объяснение этому будет очень простое.

К большому нашему сожалению, оказалось, что начинать разговор по существу о собственно профориентации школьников: её целях и необходимых подходах, без “переориентации” её самой, преждевременно.

Выше уже отметили, что необходимость ещё раз переосмыслить “ориентацию” профориентации, возникла у нас, исходя из более общей задачи по качественной стратификации содержательных смыслов “Специального образовательного базиса”, который уже упоминался в статье.

Из этого соображения мы и будет исходить в наших дальнейших рассуждениях.

 

Первое обстоятельство

Что касаемо вопросов соответствия “индивида” и “профессиональной деятельности”, имеется огромное число публикаций, в которых подчас даже трудно ухватить их суть.

Но, сначала обратим ваше внимание на особенности двух понятий: “Профориентации” и “Профотбора”. В русском языке это однокоренные слова, т. е. с одним смысловым корнем!

Но притом, это все‑таки слова разные. Так в чем могут состоять их смысловые различия?

Думаем, что они отражают “взгляд” каждой из сторон в связке “Индивид - Деятельность”, “соискатель — принимающая сторона”.

А что “Школа”? Очевидно, что она в лице своих выпускников готовит “соискателей”, а все другие участники этого процесса выступают как “принимающая сторона”.

Причем, последнее слово всегда принадлежит именно принимающей стороне, и это в данном случае - принципиально!

И как правило, в “серьёзных” сферах человеческой деятельности, предъявляемые требования к соискателям весьма жёсткие, даже без апелляционные! Именно они для нас и пример.

Ради интереса ознакомьтесь с их требования к абитуриентам в лётных училищах или в Рязанском ВДВ и им подобных. А какие же испытания они предъявляют к соискателям, как дотошно выясняют действительно ли они имеют необходимые на то основания.

Если соискатель не обладает требуемыми функциональными способностями, коренным образом отвечающим критериям эффективности в той или иной профессии, он признается профессионально непригодным.

 

Второе обстоятельство

Реестр областей и сфер профессиональных деятельности Минтруда России очень наглядно демонстрирует наличие фантастического разнообразия и множества дел, которыми ежедневно занимаются миллионы наших граждан. Причем эти сферы из года в год изменяются, появляются новые и исчезают старые, привычные.

А что “Школа”? Да, в такой ситуации, очень трудно организовать целенаправленное просвещение своих питомцев, это сродни тому, что как гоняться за солнечным зайчиком.

 

Третье обстоятельство

Но скажите, а что может быть общего в деятельности лётчика-истребителя и девчушки за кассой в супермаркете? Или ученого-исследователя и полицейского «следока»?

Хотя, безусловно, их деятельность и осуществляется в совершённо различных профессиональных сфера.

Ответ, с определёнными допущениями, будет следующим: первые – преимущественно «операторы», а вторые «аналитики».

 

Четвёртое обстоятельство

Профессиональная ориентация это, в сущности, процесс диагностики способностей личности к различным профессиональным видам деятельности и прогноз успешности в выбранной деятельности.

Андрей Беломестнов

Функциональная грамотность (и добавим, перефразируя А. А. Леонтьева функциональная готовность) рассматриваемые — как способность использовать приобретённые знания для решения задач в различных сферах деятельности человека, общения и социальных отношений»

Присоединяемся к авторам и полностью разделяем их точку зрения.

 

Пятое обстоятельство

Начнем с известной поговорки: “Если не знаешь, то научим …”. Надеемся, что и “Школа” её прекрасно помнит. Но кого, кто и когда?

Вот мы и подошли к итоговому заключению.

А все‑таки какой должна бы быть “ориентация” профориентации школьников?

  1. Обязательно, «ориентацией» на требования образовательных учреждений последующей после «Школы» ступени.
  2. Ориентировать выпускников не на области и сферы человеческой деятельности, а на собственное для школы их видение.
  3. Быть «заточенной» на всемерное выявление способностей выпускников и следуя им, рекомендовать подходящий именно этим школьникам род занятий, но уже на профессиональной стезе.
  4. Помнить, что «Школа» не конечная, а первая ступень образования молодёжи, ведь за ней последуют и другие.

Попробуем все выше сказанное свести воедино, представив, на сколько нам это удастся, в интегрированном виде, но в простом для вашего понимания существа данного вопроса.

Очевидно, что мы имеем дело с «улицей двухстороннего движения».

С одной стороны, «Школа», а с другой — специальные учебные заведения последующего уровня образования молодёжи.

Именно последние, а не «Школа», в большинстве своем непосредственно и работают с «рынком труда», знают его требования к соискателям, отражают у себя его изменения.

Выставлять подобные требования ещё и к «Школе» бессмысленно, находясь в начале общеобразовательного процесса, результат которого — молодые специалисты для огромного числа областей и сфер профессиональной деятельности, школа не в состоянии их выполнить при всем её желании.

Выходом из этого положения может быть введение в государственную Систему профориентации «Обликов „виртуальных“ соискателей», которые должны создаваться усилиями образовательных учреждений, следующих за «Школой».

Что это за «облики», какими они могут быть и для чего?

В принципе, «Облик» – есть смысловая модель «типа» абитуриента (подобного “оператору”,"аналитику» и пр.) содержащая «данные» о требуемой от него функциональной готовности, плюс особые требования.

Причем этот облик должен быть «привязан» к конкретным областям и сферам профессиональной деятельности уже молодых специалистов. Примеры конкретных профессий и специальностей только приветствуются.

Что это даёт? «Школа» освобождается от неблагодарного «гадания на кофейной гуще», очень резко сужается типаж её собственных «продуктов» - «обликов школьников», воплощённых в тех её выпускниках, которые вероятнее всего и будут все‑таки соответствовать требованиям учреждений последующей ступени образования.

«Облик» школьника — выпускника «Школы» по построению будет аналогичен «обликам» принимающей стороны, но отличающийся от первого конкретными данными о действительно существующем «абитуриенте».

Организационно подготовка выпускников школ сможет выполняться по принципам кластеров, объединяя учащихся в однородные группы, и тем самым, упрощая планирование их учебных занятий.

Также очевидно, что профориентация должна начинаться буквально с первого класса и проводиться весь период школьного обучения.

На наш взгляд, такая возможность есть, и даже не очень затратная. Но об этом поделимся в следующем нашем материале.

А что происходит сейчас. На примере одной из школ, с контингентом учащихся под тысячу ребят, видим, что профориентацией занимается один (!) психолог с привлечением к ней классных руководителей, помимо прочих их обязанностей. Работа со школьниками систематически не ведется, ограничивается лишь отдельными беседами и мероприятиями. Но"Школа» в этом не виновата!

И ещё одно последнее соображение.

Представляется очень важным, как одни и те же «знания» (например, математики) в процессе их преподавания в «Школе» и в «принимающей стороне» распределяются между ними?

Все‑таки кажется, что «Школа» должна, в первую очередь, своим выпускникам обеспечивать достаточно широкий кругозор ("на все времена» – а для этого располагать и необходимыми учебными часами), а специальные знания — уже прерогатива последующей ступени их образования.

К слову, хотелось бы знать, а зачем всем нашим школьникам вдруг знать «теорию вероятностей», ведь раньше её в учебных планах не было? А что на это скажут те “предметы” разных наук, о которых нет даже и упоминания?!

Волхв
Автор: Волхв
Последние публикации автора


Как пенсионеры с мошенниками массово лишают людей квартир и денег: дело Долиной

СМИ указывают, что в 2025 году около 3 тыс. российских семей остались на улице без денег из‑за пенсионеров-мошенников.

 Цифра громкая, официальной информации по ней нет. Но что уж точно есть, так это то, что Россию захлёстывает волна мошенничества с жильём, и что идёт волна возвратов проданного пенсионерами жилья через суд, но при этом деньги покупателям не возвращаются. Тут нужно уточнить, что основная часть этих пенсионеров сами являются жертвой мо... Читать 11 мин.

Как пенсионеры с мошенниками массово лишают людей квартир и денег: дело Долиной

Депутат Госдумы Евгений Федоров о мирном плане Трампа

Из интервью депутата Госдумы Евгений Федоров о мирном плане Трампа.

Может ли быть исполнен план Трампа?В мире 193 государства, невозможно договориться иначе, кроме как с позиции права. ️Мы живем с вами в обществе. В обществе всё основано на правовой основе. Мы договариваемся в обществе на базе права, что вот это можно, а вот это нельзя. Вот, может, мне деньги нужны, я пошел, взял в банк и деньги. Вот если я их взял... Читать 2 мин.

Депутат Госдумы Евгений Федоров о мирном плане Трампа

Путин отменил визы для китайских туристов

Мера будет действовать до 14 сентября 2026 года.

Граждане Китая получили право на въезд в Россию без оформления визы, если они отправляются в страну с туристическими или деловыми целями не более чем на 30 дней. Это следует из указа президента РФ Владимира Путина.Согласно положениям документа, до 14 сентября 2026 года граждане КНР смогут въезжать и находиться на территории России без виз сроком до 30 д... Читать 1 мин.

Путин отменил визы для китайских туристов

Встреча Владимира Путина с Виктором Орбаном в Москве

В Кремле прошла встреча Владимира Путина и Премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Какие темы были рассмотрены и какова реакция Европы.

Кто участвовал в переговорах Путина и Орбана. Кроме Владимира Путина с российской стороны в беседе участвовали Министр иностранных дел Сергей Лавров, Заместитель Председателя Правительства Александр Новак и помощник Президента Юрий Ушаков.  С венгерской, кроме Виктора Орбана — Министр внешнеэкономических связей и иностранны... Читать 8 мин.

Встреча Владимира Путина с Виктором Орбаном в Москве

Средства массовой информации являются четвёртой властью

Во всём мире есть устоявшиеся мнение о том, что средства массовой информации являются четвёртой властью — после законодательной, судебной и исполнительной. Она управляет нами, выбирает политиков и формирует культуру.

Но эта власть сосредоточена в руках очень узкой группы людей. Как показывают исследования, пять мировых медиа-гигантов являются собственниками большинства основных СМИ. А эти гиганты, в свою очередь, принадлежат банкирам — тем самым, кто владеет Федеральной резервной системой США.Это не совпадение. Кто владеет деньгами, тот и владеет инфо... Читать 2 мин.

Средства массовой информации являются четвёртой властью
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Wsem обо Всём
Пресс служба компании УРАЛ
25.11.2025
УРАЛ: Бренд года 2025 в двух номинациях!
20 ноября 2025 года компания «Урал» вновь подтверждает свои лидерские позиции на рынке, ст...
Евгений Федоров
Евгений Федоров
21.11.2025
Мирный план Трампа по Украине — это часть обмана
Об этом рассказал депутат Госдумы России, координатор Национально-освободительного движени...
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
25.11.2025
Саммит G20: о чём договорились, итоги для России, бойкот США
Саммит G20 в этом году запомнится сразу несколькими «рекордами». Это первый съезд G20 в Аф...
Wsem обо Всём
Рустем Садыков
02.12.2025
Плохое усвоение свежих овощей зимой: миф или особенность организма?
В зимний период многие отмечают, что тянет на тёплую, плотную пищу, а вот свежие овощи и з...
Михаил Советский
Михаил Советский
27.11.2025
Интервью Юрия Дудя* с рэпером Птахой о специальной военной операции
Недавно вышло интервью Юрия Дудя с рэпером Птахой. Это уже третий человек, которого Юра зо...
Михаил Советский
Михаил Советский
21.11.2025
Почему Прибалтика ненавидит Россию, но добровольно войдёт в её состав?
К западу от России находятся три небольших государства:◾ Эстония,◾ Латвия и ◾ Литва. Их е...