Победить в СВО

В статьях нашего школьного цикла о новой для «Школы» парадигмы и “Образовательные страты и учебно-смысловые блоки” мы отметили важность для организаторов школьного образования в России понимания назначения и смыслов тех знаний, с которыми выпускники школы однажды покинут её навсегда!

В частности, знаний «Специального образовательного базиса», которые должны облегчить им выбор дальнейшего жизненного пути и освоение “наук” на последующей ступени уже их профессионального образования.

Нам кажется, что это и так очевидно, а просто по тому, что школа лишь первый шаг в этом направлении, но вместе с тем и чрезвычайно важный.

Широко известно, что попусту потраченные с молодости годы, потом очень трудно возместить. И в этом, в том числе, источник появления немалого числа, так сказать, «неприкаянных» по жизни.

Они постоянно не удовлетворены, меняют условия и места работы, и все это может продолжаться добрую половину их трудовой жизни, а потом смиряться и доживают свой век уже как придётся.

Такое вряд ли кто осмелиться назвать простым человеческим счастьем!

А как трудно с таким персоналом работать на любом «производстве», да и связанная с ним текучка кадров систематически их руководству создает множество проблем.

Но мы — все родом из детства.

Новой “Школе” необходимо, хотя бы постараться исключить те крупные ошибки в первоначальном выборе её выпускниками своего профессионального пути, которые, как правило, в последующем оборачиваются значительными издержками и моральными невзгодами. А для этого, у неё есть и время и возможности — девять или одиннадцать лет целенаправленно поработать со своими питомцами!

Вы, наверное, находите достаточно странным название этой статьи? И мы с вами полностью согласны! Правда, странное. Хотя объяснение этому будет очень простое.

К большому нашему сожалению, оказалось, что начинать разговор по существу о собственно профориентации школьников: её целях и необходимых подходах, без “переориентации” её самой, преждевременно.

Выше уже отметили, что необходимость ещё раз переосмыслить “ориентацию” профориентации, возникла у нас, исходя из более общей задачи по качественной стратификации содержательных смыслов “Специального образовательного базиса”, который уже упоминался в статье.

Из этого соображения мы и будет исходить в наших дальнейших рассуждениях.

 

Первое обстоятельство

Что касаемо вопросов соответствия “индивида” и “профессиональной деятельности”, имеется огромное число публикаций, в которых подчас даже трудно ухватить их суть.

Но, сначала обратим ваше внимание на особенности двух понятий: “Профориентации” и “Профотбора”. В русском языке это однокоренные слова, т. е. с одним смысловым корнем!

Но притом, это все‑таки слова разные. Так в чем могут состоять их смысловые различия?

Думаем, что они отражают “взгляд” каждой из сторон в связке “Индивид - Деятельность”, “соискатель — принимающая сторона”.

А что “Школа”? Очевидно, что она в лице своих выпускников готовит “соискателей”, а все другие участники этого процесса выступают как “принимающая сторона”.

Причем, последнее слово всегда принадлежит именно принимающей стороне, и это в данном случае - принципиально!

И как правило, в “серьёзных” сферах человеческой деятельности, предъявляемые требования к соискателям весьма жёсткие, даже без апелляционные! Именно они для нас и пример.

Ради интереса ознакомьтесь с их требования к абитуриентам в лётных училищах или в Рязанском ВДВ и им подобных. А какие же испытания они предъявляют к соискателям, как дотошно выясняют действительно ли они имеют необходимые на то основания.

Если соискатель не обладает требуемыми функциональными способностями, коренным образом отвечающим критериям эффективности в той или иной профессии, он признается профессионально непригодным.

 

Второе обстоятельство

Реестр областей и сфер профессиональных деятельности Минтруда России очень наглядно демонстрирует наличие фантастического разнообразия и множества дел, которыми ежедневно занимаются миллионы наших граждан. Причем эти сферы из года в год изменяются, появляются новые и исчезают старые, привычные.

А что “Школа”? Да, в такой ситуации, очень трудно организовать целенаправленное просвещение своих питомцев, это сродни тому, что как гоняться за солнечным зайчиком.

 

Третье обстоятельство

Но скажите, а что может быть общего в деятельности лётчика-истребителя и девчушки за кассой в супермаркете? Или ученого-исследователя и полицейского «следока»?

Хотя, безусловно, их деятельность и осуществляется в совершённо различных профессиональных сфера.

Ответ, с определёнными допущениями, будет следующим: первые – преимущественно «операторы», а вторые «аналитики».

 

Четвёртое обстоятельство

Профессиональная ориентация это, в сущности, процесс диагностики способностей личности к различным профессиональным видам деятельности и прогноз успешности в выбранной деятельности.

Андрей Беломестнов

Функциональная грамотность (и добавим, перефразируя А. А. Леонтьева функциональная готовность) рассматриваемые — как способность использовать приобретённые знания для решения задач в различных сферах деятельности человека, общения и социальных отношений»

Присоединяемся к авторам и полностью разделяем их точку зрения.

 

Пятое обстоятельство

Начнем с известной поговорки: “Если не знаешь, то научим …”. Надеемся, что и “Школа” её прекрасно помнит. Но кого, кто и когда?

Вот мы и подошли к итоговому заключению.

А все‑таки какой должна бы быть “ориентация” профориентации школьников?

  1. Обязательно, «ориентацией» на требования образовательных учреждений последующей после «Школы» ступени.
  2. Ориентировать выпускников не на области и сферы человеческой деятельности, а на собственное для школы их видение.
  3. Быть «заточенной» на всемерное выявление способностей выпускников и следуя им, рекомендовать подходящий именно этим школьникам род занятий, но уже на профессиональной стезе.
  4. Помнить, что «Школа» не конечная, а первая ступень образования молодёжи, ведь за ней последуют и другие.

Попробуем все выше сказанное свести воедино, представив, на сколько нам это удастся, в интегрированном виде, но в простом для вашего понимания существа данного вопроса.

Очевидно, что мы имеем дело с «улицей двухстороннего движения».

С одной стороны, «Школа», а с другой — специальные учебные заведения последующего уровня образования молодёжи.

Именно последние, а не «Школа», в большинстве своем непосредственно и работают с «рынком труда», знают его требования к соискателям, отражают у себя его изменения.

Выставлять подобные требования ещё и к «Школе» бессмысленно, находясь в начале общеобразовательного процесса, результат которого — молодые специалисты для огромного числа областей и сфер профессиональной деятельности, школа не в состоянии их выполнить при всем её желании.

Выходом из этого положения может быть введение в государственную Систему профориентации «Обликов „виртуальных“ соискателей», которые должны создаваться усилиями образовательных учреждений, следующих за «Школой».

Что это за «облики», какими они могут быть и для чего?

В принципе, «Облик» – есть смысловая модель «типа» абитуриента (подобного “оператору”,"аналитику» и пр.) содержащая «данные» о требуемой от него функциональной готовности, плюс особые требования.

Причем этот облик должен быть «привязан» к конкретным областям и сферам профессиональной деятельности уже молодых специалистов. Примеры конкретных профессий и специальностей только приветствуются.

Что это даёт? «Школа» освобождается от неблагодарного «гадания на кофейной гуще», очень резко сужается типаж её собственных «продуктов» - «обликов школьников», воплощённых в тех её выпускниках, которые вероятнее всего и будут все‑таки соответствовать требованиям учреждений последующей ступени образования.

«Облик» школьника — выпускника «Школы» по построению будет аналогичен «обликам» принимающей стороны, но отличающийся от первого конкретными данными о действительно существующем «абитуриенте».

Организационно подготовка выпускников школ сможет выполняться по принципам кластеров, объединяя учащихся в однородные группы, и тем самым, упрощая планирование их учебных занятий.

Также очевидно, что профориентация должна начинаться буквально с первого класса и проводиться весь период школьного обучения.

На наш взгляд, такая возможность есть, и даже не очень затратная. Но об этом поделимся в следующем нашем материале.

А что происходит сейчас. На примере одной из школ, с контингентом учащихся под тысячу ребят, видим, что профориентацией занимается один (!) психолог с привлечением к ней классных руководителей, помимо прочих их обязанностей. Работа со школьниками систематически не ведется, ограничивается лишь отдельными беседами и мероприятиями. Но"Школа» в этом не виновата!

И ещё одно последнее соображение.

Представляется очень важным, как одни и те же «знания» (например, математики) в процессе их преподавания в «Школе» и в «принимающей стороне» распределяются между ними?

Все‑таки кажется, что «Школа» должна, в первую очередь, своим выпускникам обеспечивать достаточно широкий кругозор ("на все времена» – а для этого располагать и необходимыми учебными часами), а специальные знания — уже прерогатива последующей ступени их образования.

К слову, хотелось бы знать, а зачем всем нашим школьникам вдруг знать «теорию вероятностей», ведь раньше её в учебных планах не было? А что на это скажут те “предметы” разных наук, о которых нет даже и упоминания?!

Волхв
Автор: Волхв
Последние публикации автора


Подписан указ о призыве в 2026 году пребывающих в запасе граждан РФ

Путин подписал указ о военных сборах 2026 года.

Документ размещён на портале правовых актов и вступает в силу сразу после официального опубликования. Формально всё выглядит привычно, но сама тема традиционно вызывает повышенное внимание.Речь идёт о россиянах, которые находятся в запасе. Закон определяет этот статус как воинский учёт без несения службы в мирное время. В эту категорию входят мужчины, п... Читать 1 мин.

Подписан указ о призыве в 2026 году пребывающих в запасе граждан РФ

Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам отметил роль мужчины в жизни семьи

Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам отметил роль мужчины в жизни семьи

Семья основывается на взаимном уважении, на участии в воспитании детей обоих родителей. Поэтому наряду с поддержкой материнства нужно продумать и меры поддержки так называемого вовлечённого, ответственного отцовства. По сути, речь идёт о том, чтобы мужчины более активно участвовали в семейных заботах, в принятии решений о рождении детей и боль... Читать 1 мин.

Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам отметил роль мужчины в жизни семьи

Заявления Владимира Путина на Совете по стратегическому развитию и нацпроектам

Владимир Путин провёл в Кремле заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам. 8 декабря 2025 года.

▪️Инфляция в РФ по итогам года может быть ниже 6%.▪️Президент рассчитывает, что повышение НДС с 20% до 22% будет временным решением.▪️Принятых мер в сфере демографии недостаточно, рождаемость продолжает снижаться.▪️Поручил актуализировать региональные программы повышения рождаемости и подготовить комплексные решения в этой сфере.▪️Запланированы новые ме... Читать 1 мин.

Заявления Владимира Путина на Совете по стратегическому развитию и нацпроектам

Поражённый американец: «Теперь я понимаю, почему русские такие сильные»

Когда я повёл своего друга-американца в русскую церковь, я думал, что его впечатлит архитектура, иконы, золото, хор.

Но он остановился у входа, оглядел всё вокруг и выдал фразу, которую я запомню на всю жизнь: «В ваших храмах люди приходят не просить — а пережить что-то, что сильнее их самих». Я, человек, выросший в этой культуре, вдруг понял, что никогда так на это не смотрел. Он сказал, что в США церковь — это больше про рациональность: чисто, удобно, пред... Читать 1 мин.

Поражённый американец: «Теперь я понимаю, почему русские такие сильные»

В России ожидается заметное повышение цен в 2026 году: что сильнее всего подорожает

Новая ставка НДС 22% коснётся всех, но есть ли ещё причины для повышения цен? И что делать россиянам?

Повышение стоимости услуг ЖКХ в 2026 году. Правительство утвердило новые тарифы, которые изменятся в большую сторону уже с 1 января. К тому же индексация в 2026-м будет дважды — не только в январе, но и в октябре. В следующем году цены на коммунальные услуги вырастут в два раза.. «Такой подход объясняется объективными различиями между субъекта... Читать 11 мин.

В России ожидается заметное повышение цен в 2026 году: что сильнее всего подорожает
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Михаил Советский
Михаил Совесткий
Только что
Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины
Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины, предложил чистейшее ...
Волхв
Волхв
21.04.2024
Нам есть кем гордиться: «Штурмовики» Вооруженных Сил России!
Контактный бой — самый тяжелый и опасный, из всех видов вооруженной борьбы. Именно такая...
admin
Наталья Иванова
01.12.2025
Сроки хранения документов по законодательству РФ на 2025 год
Архивное хранение документов — важнейший аспект делопроизводства любой организации. Правил...
Волхв
Волхв
20.04.2024
«Мы готовы к переговорам, но на период переговоров делать пауз в боевых действиях не будем»!
Главное, из уже порядком избитой темы «переговоров» России с Западом, - большое интервью М...
Евгений Федоров
Евгений Федоров
05.12.2025
Путин договаривается с Индией о мировом устройстве после Победы России
Об этом заявил депутат Госдумы, координатор НОД Евгений Фёдоров.
Wsem обо Всём
Диана Грабко
06.12.2025
Представлена программа X форума «Время инноваций»: фокус — на технологиях будущего
11–12 декабря в Ташкенте эксперты, технологические директора и инвесторы обсудят, как инно...