Top.Mail.Ru
Победить в СВО

В статьях нашего школьного цикла о новой для «Школы» парадигмы и “Образовательные страты и учебно-смысловые блоки” мы отметили важность для организаторов школьного образования в России понимания назначения и смыслов тех знаний, с которыми выпускники школы однажды покинут её навсегда!

В частности, знаний «Специального образовательного базиса», которые должны облегчить им выбор дальнейшего жизненного пути и освоение “наук” на последующей ступени уже их профессионального образования.

Нам кажется, что это и так очевидно, а просто по тому, что школа лишь первый шаг в этом направлении, но вместе с тем и чрезвычайно важный.

Широко известно, что попусту потраченные с молодости годы, потом очень трудно возместить. И в этом, в том числе, источник появления немалого числа, так сказать, «неприкаянных» по жизни.

Они постоянно не удовлетворены, меняют условия и места работы, и все это может продолжаться добрую половину их трудовой жизни, а потом смиряться и доживают свой век уже как придётся.

Такое вряд ли кто осмелиться назвать простым человеческим счастьем!

А как трудно с таким персоналом работать на любом «производстве», да и связанная с ним текучка кадров систематически их руководству создает множество проблем.

Но мы — все родом из детства.

Новой “Школе” необходимо, хотя бы постараться исключить те крупные ошибки в первоначальном выборе её выпускниками своего профессионального пути, которые, как правило, в последующем оборачиваются значительными издержками и моральными невзгодами. А для этого, у неё есть и время и возможности — девять или одиннадцать лет целенаправленно поработать со своими питомцами!

Вы, наверное, находите достаточно странным название этой статьи? И мы с вами полностью согласны! Правда, странное. Хотя объяснение этому будет очень простое.

К большому нашему сожалению, оказалось, что начинать разговор по существу о собственно профориентации школьников: её целях и необходимых подходах, без “переориентации” её самой, преждевременно.

Выше уже отметили, что необходимость ещё раз переосмыслить “ориентацию” профориентации, возникла у нас, исходя из более общей задачи по качественной стратификации содержательных смыслов “Специального образовательного базиса”, который уже упоминался в статье.

Из этого соображения мы и будет исходить в наших дальнейших рассуждениях.

 

Первое обстоятельство

Что касаемо вопросов соответствия “индивида” и “профессиональной деятельности”, имеется огромное число публикаций, в которых подчас даже трудно ухватить их суть.

Но, сначала обратим ваше внимание на особенности двух понятий: “Профориентации” и “Профотбора”. В русском языке это однокоренные слова, т. е. с одним смысловым корнем!

Но притом, это все‑таки слова разные. Так в чем могут состоять их смысловые различия?

Думаем, что они отражают “взгляд” каждой из сторон в связке “Индивид - Деятельность”, “соискатель — принимающая сторона”.

А что “Школа”? Очевидно, что она в лице своих выпускников готовит “соискателей”, а все другие участники этого процесса выступают как “принимающая сторона”.

Причем, последнее слово всегда принадлежит именно принимающей стороне, и это в данном случае - принципиально!

И как правило, в “серьёзных” сферах человеческой деятельности, предъявляемые требования к соискателям весьма жёсткие, даже без апелляционные! Именно они для нас и пример.

Ради интереса ознакомьтесь с их требования к абитуриентам в лётных училищах или в Рязанском ВДВ и им подобных. А какие же испытания они предъявляют к соискателям, как дотошно выясняют действительно ли они имеют необходимые на то основания.

Если соискатель не обладает требуемыми функциональными способностями, коренным образом отвечающим критериям эффективности в той или иной профессии, он признается профессионально непригодным.

 

Второе обстоятельство

Реестр областей и сфер профессиональных деятельности Минтруда России очень наглядно демонстрирует наличие фантастического разнообразия и множества дел, которыми ежедневно занимаются миллионы наших граждан. Причем эти сферы из года в год изменяются, появляются новые и исчезают старые, привычные.

А что “Школа”? Да, в такой ситуации, очень трудно организовать целенаправленное просвещение своих питомцев, это сродни тому, что как гоняться за солнечным зайчиком.

 

Третье обстоятельство

Но скажите, а что может быть общего в деятельности лётчика-истребителя и девчушки за кассой в супермаркете? Или ученого-исследователя и полицейского «следока»?

Хотя, безусловно, их деятельность и осуществляется в совершённо различных профессиональных сфера.

Ответ, с определёнными допущениями, будет следующим: первые – преимущественно «операторы», а вторые «аналитики».

 

Четвёртое обстоятельство

Профессиональная ориентация это, в сущности, процесс диагностики способностей личности к различным профессиональным видам деятельности и прогноз успешности в выбранной деятельности.

Андрей Беломестнов

Функциональная грамотность (и добавим, перефразируя А. А. Леонтьева функциональная готовность) рассматриваемые — как способность использовать приобретённые знания для решения задач в различных сферах деятельности человека, общения и социальных отношений»

Присоединяемся к авторам и полностью разделяем их точку зрения.

 

Пятое обстоятельство

Начнем с известной поговорки: “Если не знаешь, то научим …”. Надеемся, что и “Школа” её прекрасно помнит. Но кого, кто и когда?

Вот мы и подошли к итоговому заключению.

А все‑таки какой должна бы быть “ориентация” профориентации школьников?

  1. Обязательно, «ориентацией» на требования образовательных учреждений последующей после «Школы» ступени.
  2. Ориентировать выпускников не на области и сферы человеческой деятельности, а на собственное для школы их видение.
  3. Быть «заточенной» на всемерное выявление способностей выпускников и следуя им, рекомендовать подходящий именно этим школьникам род занятий, но уже на профессиональной стезе.
  4. Помнить, что «Школа» не конечная, а первая ступень образования молодёжи, ведь за ней последуют и другие.

Попробуем все выше сказанное свести воедино, представив, на сколько нам это удастся, в интегрированном виде, но в простом для вашего понимания существа данного вопроса.

Очевидно, что мы имеем дело с «улицей двухстороннего движения».

С одной стороны, «Школа», а с другой — специальные учебные заведения последующего уровня образования молодёжи.

Именно последние, а не «Школа», в большинстве своем непосредственно и работают с «рынком труда», знают его требования к соискателям, отражают у себя его изменения.

Выставлять подобные требования ещё и к «Школе» бессмысленно, находясь в начале общеобразовательного процесса, результат которого — молодые специалисты для огромного числа областей и сфер профессиональной деятельности, школа не в состоянии их выполнить при всем её желании.

Выходом из этого положения может быть введение в государственную Систему профориентации «Обликов „виртуальных“ соискателей», которые должны создаваться усилиями образовательных учреждений, следующих за «Школой».

Что это за «облики», какими они могут быть и для чего?

В принципе, «Облик» – есть смысловая модель «типа» абитуриента (подобного “оператору”,"аналитику» и пр.) содержащая «данные» о требуемой от него функциональной готовности, плюс особые требования.

Причем этот облик должен быть «привязан» к конкретным областям и сферам профессиональной деятельности уже молодых специалистов. Примеры конкретных профессий и специальностей только приветствуются.

Что это даёт? «Школа» освобождается от неблагодарного «гадания на кофейной гуще», очень резко сужается типаж её собственных «продуктов» - «обликов школьников», воплощённых в тех её выпускниках, которые вероятнее всего и будут все‑таки соответствовать требованиям учреждений последующей ступени образования.

«Облик» школьника — выпускника «Школы» по построению будет аналогичен «обликам» принимающей стороны, но отличающийся от первого конкретными данными о действительно существующем «абитуриенте».

Организационно подготовка выпускников школ сможет выполняться по принципам кластеров, объединяя учащихся в однородные группы, и тем самым, упрощая планирование их учебных занятий.

Также очевидно, что профориентация должна начинаться буквально с первого класса и проводиться весь период школьного обучения.

На наш взгляд, такая возможность есть, и даже не очень затратная. Но об этом поделимся в следующем нашем материале.

А что происходит сейчас. На примере одной из школ, с контингентом учащихся под тысячу ребят, видим, что профориентацией занимается один (!) психолог с привлечением к ней классных руководителей, помимо прочих их обязанностей. Работа со школьниками систематически не ведется, ограничивается лишь отдельными беседами и мероприятиями. Но"Школа» в этом не виновата!

И ещё одно последнее соображение.

Представляется очень важным, как одни и те же «знания» (например, математики) в процессе их преподавания в «Школе» и в «принимающей стороне» распределяются между ними?

Все‑таки кажется, что «Школа» должна, в первую очередь, своим выпускникам обеспечивать достаточно широкий кругозор ("на все времена» – а для этого располагать и необходимыми учебными часами), а специальные знания — уже прерогатива последующей ступени их образования.

К слову, хотелось бы знать, а зачем всем нашим школьникам вдруг знать «теорию вероятностей», ведь раньше её в учебных планах не было? А что на это скажут те “предметы” разных наук, о которых нет даже и упоминания?!

Последние публикации автора


Срочное заявление Владимира Владимировича Путина

Заявление Президента РФ в ответ на нанесение по территории России ударами дальнобойных ракет производства стран НАТО.

В.Путин:  «Хочу проинформировать личный состав Вооружённых Сил Российской Федерации, граждан нашей страны, наших друзей во всем мире, а также тех, кто продолжает питать иллюзии о возможности нанесения стратегического поражения России, о тех событиях, которые происходят сегодня в зоне проведения специальной военной операции,... Читать 4 мин.

Срочное заявление Владимира Владимировича Путина

Сообщается о первом боевом применении МБР без ядерного заряда по объектам ВПК на Украине в Днепропетровске

Сообщают о первом боевом применении межконтинентальной баллистической ракеты без ядерного заряда, нацеленной на объекты военно-промышленного комплекса в Днепропетровске.

Сообщается о первом боевом использовании межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) без ядерной боеголовки по объектам военно-промышленного комплекса в Днепропетровске, Украина. Перед запуском боеголовка делится на шесть разгонных блоков, каждый из которых, в свою очередь, разделяется на шесть световых стержней. Поймать это практически невозможно. М... Читать 1 мин.

Сообщается о первом боевом применении МБР без ядерного заряда по объектам ВПК на Украине в Днепропетровске

Пентагон призывает к диалогу с Россией для предотвращения ядерной войны

США следует начать диалог с Россией, Китаем и КНДР ради предотвращения ядерной войны, заявил представитель Стратегического командования США, контр-адмирал Томас Бьюкенен.

В условиях нарастающей геополитической напряженности и угрозы ядерного конфликта, Пентагон выступил с призывом к Белому дому начать диалог с Россией, Китаем и Северной Кореей. Контр-адмирал Томас Бьюкенен, представитель Стратегического командования США, подчеркнул важность открытых каналов общения для обеспечения международной безопасности. По словам Бь... Читать 1 мин.

Пентагон призывает к диалогу с Россией для предотвращения ядерной войны

Василий Небензя раскритиковал вето США на резолюцию о прекращении огня в Газе

В связи с недавним вето, наложенным Соединенными Штатами на проект резолюции Совета Безопасности ООН, который призывал к прекращению огня в секторе Газа, постоянный представитель России при ООН Василий Небензя выразил свое решительное осуждение этого шага.

В свете недавнего наложенного Соединенными Штатами вето на проект резолюции Совета Безопасности ООН, призывающей к прекращению огня в секторе Газа, постоянный представитель России при ООН Василий Небензя выступил с резким осуждением этого действия. Он подчеркнул, что Совет должен был объединиться в требовании о полном прекращении огня, обеспечении защит... Читать 1 мин.

Василий Небензя раскритиковал вето США на резолюцию о прекращении огня в Газе

Байден идет ва-банк, чем ответит Путин на разрешение Украине бить по территории России дальнобойными ракетами

Сразу несколько международных изданий сообщили о разрешении Джо Байдена использовать Украиной дальнобойные ракеты для нанесения ударов по территории России. 20 ноября НАТО нанесли удар ракетами Storm Shadow по Курской области. Ответ Путина: обновление ядерной доктрины России.

Дальнобойные ракеты по России. Сначала 17 ноября об этом сообщила The New York Times в статье «Байден разрешает Украине наносить удары по России американскими ракетами большой дальности». В статье указывается, что разрешение бить ракетами дано только на глубину 50 миль (около 80,5 км) и только по Курской области. Речь идет о ракетах ... Читать 5 мин.

Байден идет ва-банк, чем ответит Путин на разрешение Украине бить по территории  России дальнобойными ракетами
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Евгения
Антон Неклюдов
20.11.2024
В России подсчитали стоимость нового нацпроекта по экономике
Новый национальный проект, который будет рассчитан не менее чем на шестилетку и продлится ...
oleg@wsem.ru
Александр Фадеев
19.11.2024
Владимир Путин утвердил обновленную ядерную доктрину России
Президент России Владимир Путин утвердил новую ядерную доктрину страны.
Евгения
Евгения Степкина
20.11.2024
Россиянам объяснили, чем нельзя запивать таблетки
При употреблении таблеток необходимо знать, какими напитками можно запивать назначенные вр...
Национальный Курс
Александр Фадеев
3 ч. назад
Сообщается о первом боевом применении МБР без ядерного заряда по объектам ВПК на Украине в Днепропетровске
Сообщают о первом боевом применении межконтинентальной баллистической ракеты без ядерного ...
Волхв
Волхв
21.04.2024
Парашютный спорт: внимание — подарочный сертификат!
Вручать «по случаю» имениннику или юбиляру подарочный сертификат прочно вошло в нашу повсе...
Григорий
Владимир Фролов
20.11.2024
Глава МАГАТЭ Гросси: ситуация на ЗАЭС остается нестабильной
Гросси назвал ситуацию на Запорожской атомной электростанции нестабильной.
Редакция Wsem.ru
Редакция Всем!ру
19.11.2024
Саммит G20 в Бразилии с Байденом и тенью Трампа
В Бразилии 18 - 19 ноября 2024 года проходит саммит G20. Рассказываем о задачах форума, пр...