Top.Mail.Ru
Победить в СВО

В предыдущих статьях «школьного цикла» мы уже заявили о необходимости для России коренной ревизии общего подхода к школьному образованию, пересмотра его приоритетных целей и организации учебно-воспитательного процесса на базе новой парадигмы.

Сформулировали двуединые цели образования наших школьников, представили существо возможного подхода и новые инструменты, которые могут способствовать их достижению.

В данной статье приводим заключительные результаты смысловой декомпозиции «Специального образовательного базиса», как инструмента «Школы» по подготовке школьника к успешному выбору своего профессионального пути и следования ему в соответствии с имеющимися у них устремлениями и склонностями, реальными способностями.

Отметим, что эта задача действительно сложная – своей многоаспектностью, отсутствием до сих пор не решенных ряда важнейших проблем, и не только педагогического окраса.

Выдвигая свои утверждения, обсуждая их и предлагая новые подходы, мы исходили из обыкновенного здравого смысла, жизненного опыта – и предлагаем тем, кто обнаружит «соринку» в нашем глазу, руководствоваться тем же!

Свое изложение начнем с констатации ряда действительно имеющих место фактов, которые для данной темы следует безусловно учитывать!

Новая парадигма Школы: процесс

Представим в общем виде описание процесса, с которым и имеем мы дело.

Процесс этот – Большая система (рис.1), включающая помимо «Школы» еще, по крайней мере, две «страты» Государства: «Специальное образование» и практически весь спектр областей и сфер профессиональной деятельности граждан страны: от государственного управления, реального сектора экономики и до науки, и её Вооруженных Сил.

 

 

Рис. 1 “Школа” в Большой Системе Государства

В этой связи, рассматривать «Школу» как субъекта этой Системы, отдельно от других ее составляющий бессмысленно.

С другой стороны – «Школа», как и каждый из её «партнеров», имеют к тому же и собственный специализированный функционал.

Для общего успеха всей Системы в целом, а значит и для Государства, её «партнеры» должны транслировать «Школе» свои встречные требования.

Вообще-то это и происходит на самом деле, этот трансферт действительно существует. Но как показал наш анализ, в большей степени в неявном виде, греша расплывчатостью своих формулировок. Исключением является Министерство обороны России, выкладывая свои четкие требования к абитуриентам. Желающих самим в этом убедиться, рекомендуем официальные сайты военных учреждений. Например, Рязанского Гвардейского Высшего Воздушно-Десантного Командного Училища имени генерала Армии В.Ф. Маргелова.

Какое же решение может быть, касаемое взаимодействия «Школы» с многочисленными субъектами большой Системы, следующими за ней.

 

Полагаем, что нужен Государственный образовательный стандарт, как это обычно и делается в подобных случаях, в четком формализованном стиле раскрывающий «облик» виртуального абитуриента, все основные требования к «Школе» со стороны образовательных учреждений, принимающих ее выпускников.

Какой структуры и содержания он мог бы быть, в числе прочего, и пойдет наше дальнейшее изложение.

В принципе, «Облик», его структура и содержание – есть смысловая модель «типа» абитуриента, содержащая «данные» о требуемой от него функциональной готовности, плюс особые требования

Причем этот облик должен быть «привязан» к конкретным областям и сферам профессиональной деятельности уже молодых специалистов, иметь различные структурные построения – «типы» облика, в силу наличия достаточно многочисленных вариантов предъявляемых к абитуриенту требований.

Примеры конкретных профессий и специальностей в этом случае будут только приветствоваться. 

Что это даёт? «Школа» освобождается от неблагодарного «гадания на кофейной гуще», очень резко сужается типаж её собственных «продуктов» – «обликов школьников, воплощённых в тех её выпускниках, которые вероятнее всего и будут все‑таки соответствовать требованиям учреждений последующей ступени образования. 

«Облик» школьника — выпускника «Школы» по построению должен быть аналогичным «обликам» принимающей стороны, но отличающийся от него конкретными, документально подтвержденными «данными» о действительно существующем «абитуриенте». 

В этом случае, «Школа» должна будет, как бы по матрице, на протяжении всех лет школьного обучения (9 или 11 лет) «выращивать» своих питомцев, и постепенно, переходя с уровня на уровень уже школьного образования, подводя их к тому типу «облика» виртуального абитуриента, который будет в большей степени соответствовать их устремлениям и выявленным способностям. Чтобы в итоге, проще говоря, добиться соответствия функциональной грамотности собственного выпускника ожидаемой функциональной готовности для принимающей стороны (рис.2).  

 

Рис.2 Процесс формирования “Облика” школьника

Новая парадигма Школы: первичная декомпозиция смыслов «Облика» Школьника

Задача стратификации «Специального образовательного базиса» школьника, вскрытия его смысловой структуры, аналогична подходу к «разложению» «Общеобразовательного базиса», но уже применительно к «Обликам» выпускников «Школы».

Для представления результатов декомпозиции смыслов «Облика» школьника, удобно воспользоваться формами записей Бэкуса- Наура из  формальных грамматик. 

В одном из первых вариантов этих форм, еще полвека назад использовались  записи следующего вида, например

Специалист ::= /(Ф,И,О)/ Год рождения, Место рождения/Образование)/;

Запись читается так: «Специалист» - это ФИО, год и место рождения, образование.

Скобки (…) указывают, что их содержимое является списком, т.е. множественное.

Просто и наглядно, причем, как и в нашем случае, удобно подобными записями  представлять декомпозиции иерархических структур, даже не смотря на их частую  изменчивость.

При наличии списков из подобных записей, не сложно в последующем  организовать их автоматическую компьютерную обработку в Базах данных  коллективного пользования. В «окна» (…) каждой такой записи, как по шаблону, записываются конкретные  данные, а выводить их можно через множество макетов форм.

Совершенно очевидно, что «Облик» школьника носит комплексный характер и включает как минимум три смысловых страты: личность обучаемого, его общеобразовательный и специальный «багаж» из знаний, умений и навыков (ЗУН) (рис.3).

 

Облик ::= /(Школьник)/(Класс)/Функциональная грамотность/;

Школьник ::= /Ф,И,О/;

Класс ::= /(1…11)/;

Функциональная грамотность ::= /Матрица Личности/;

/Общеобразовательный базис/Специальный базис/;

Общеобразовательный базис ::= /Мироздание и мировоззрение/ Общество/Государство/;

Специальный базис ::= /Универсальные ЗУН общеобразовательного базиса/

/(Тип Облика)/;

Тип Облика ::= /(Профиль профподготовки)/;

 

Рис. 3 Страты “Облика” выпускника “Школы” (9 и 11 классы)

Краткое пояснение к рисунку 3.

«Матрица Личности» – как набор универсальных и специальных характеристик личности обучаемого, безусловно, важнейший компонент «Облика» школьника. С чем он «пришел» в школу, и с чем уйдет из неё, будет зависеть не только его личная судьба и профессиональный путь, но и организация учебно-воспитательных процессов, их результативность, а по большому счету, и судьба Государства. Полагаем, что всем это понятно и без объяснений!

С этой целью, в «Школе» необходимо буквально с первого класса организовать «измерения» и анализ личностных характеристик своих питомцев, использовать их результаты в повседневной педагогической работе. Технологические возможности для этого у нас уже есть.

 

В попытке более конкретно представить вам возможную декомпозицию универсальных (на все времена) и специальных (относительно будущих профессиональных требований) характеристик личности школьников, мы, уже в очередной раз, столкнулись с безбрежным числом пересекающихся всевозможных классификаций на этот счет, что сейчас и заставило нас отказаться от их дальнейшей смысловой декомпозиции. Надеемся, что это не усложнит понимание наших рассуждений, а подлинные специалисты своего дела без труда смогут восполнить наш пробел.

«Общеобразовательный базис», как знания, умения и навыки на «все времена» предполагаем теми же, что и приведены нами в отдельной статье.

«Специальный базис», по его определению, необходим школьникам для выбора своего профессионального пути и подготовке к обучению в учреждениях профессионального образования.

В связи с наличием в школе двух периодов обучения (9 или 11 лет), “специальная подготовка” выпускников должна иметь и соответствующие раздельные образовательные маршруты. 

 

Какой смысл мы подразумеваем за стратами Специального базиса? Обратимся к толковому словарю. 

«Универсальный» - пригодный для множества сильно отличающихся случаев, а «Специальный» – особый, предназначенный для чего-нибудь индивидуально.

К «Универсальным ЗУН» на все времена, но все-таки «специальным» по своей сути, по нашему видению должны относиться знания, умения и навыки, таких обязательных школьных предметов, как русский язык (письменная речь), чтение и литературная речь, иностранный язык, основы математики, информатики и им подобных. Их особенность в том, что эти предметы не «учат» школьников ролевому поведению «по жизни», а являются, если хотите, их «оснащением», технологическим инструментарием. Причем, очевидно с заранее ограниченным «сверху» рациональным объемом. Последнее наблюдение полагаем чрезвычайно важным!

 

Помимо сущностей «смыслов», скрывающихся за элементами форм записей – это, еще и «Знания».

Знаниями, из принятых в «Искусственном интеллекте», кстати науки,существующей уже с середины прошлого столетия, можно ограничиться лишь двумя типами:

Декларативными - знаниями заявительного характера, эти знания ещё называют «фактографическими», т.е. «фактами». 

Процедурными - знаниями о «действиях», о предписанных «процедурах» к действию, исполнению.

В последующем, при  обсуждение «страт», их сущности будем разделять в соответствии с этими типами знаний.

Новая парадигма Школы: общий подход к обучению специальным знаниям, умениям и навыкам

До завершения полной декомпозиции «Специального базиса» на его нижестоящие смысловые страты, нам необходимо остановиться еще на ряде важных для этой темы вопросов, таких как:

  • Модульное представление учебно-образовательных материалов.
  • «Восходящая спираль» в организации образовательных маршрутов.
  • Особенности организации обучения школьников по целям и уровням образования.
  • «Скрытая» профориентация школьников.
  • Задача, требования к смысловому содержанию “Специального базиса” и организации специального обучения.
  • Учебно-образовательные «модули – оселки».
  • Сетевое взаимодействие образовательных учреждений.

 

Модульное представление учебно-образовательных материалов

Любой цельный продукт всегда может быть представлен некоторой совокупностью  его составляющих. Не составляют исключения и учебные материалы для 

школьников.

Здесь мы имеем: учебники, предметы, отдельные темы и уроки, их раскрывающие.

Считаем, что в подходе к организации образовательных маршрутов целесообразно учесть преимущества модульного построения учебно-смысловых блоков.

Предполагаем, что их модульные «конструкции» представления учебного

материала окажутся наиболее эффективны и перспективны.

В этом отношении показателен опыт Вооруженных Сил, Минобороны России.

Речь идет об их воинских уставах.

Сначала об общем впечатлении от них. Их очень много, что называется на все и 

вся.Но притом, каждый устав в отдельности, достаточно компактен, представляет 

из себя, как правило, не большую по объему книжицу.

https://wsem.ru/upload/article/34b/r3muxfnthvqt2hb88shk40gv12i5bova.png
Рис. 4 Воинские уставы

 

Каждый Устав начинается с четкого изложения понятийного аппарата, а последующие статьи – лаконичны, написаны простым для понимания языком и не допускают двоякого истолкования!

Если все уставы свести в один – получится фолиант, ничем не уступающий знаменитому роману «Война и Мир»! Поди ты, быстро разберись где и что, и тем более его освой. 

А притом, а как же его корректировать, ведь придется все-таки и в него вносить изменения! 

И вот тут веское слово принадлежит модульному подходу. Если уж надо что-то переиздать, а может и исключить, то, вместо переиздания всей «Войны и Мира», изменяют и переиздают только небольшие книжицы. Да и с появлением в военном деле новых взглядов проблем не возникает: одни уставы изымают, а более современные вводят.

Используя аналогичный подход к структуризации уже учебных материалов, «Школьное образование» ежегодно экономило бы для страны, наверное, миллиарды, так нужных «Школе» бюджетных денег! 

Может организаторам российского образования стоит, хотя бы приглядеться к этому опыту. 

Близок по духу к «модульности» и вопрос о «сетевом взаимодействии общеобразовательных учреждений», но о нем чуть позже.

 

«Восходящая спираль» в организации образовательных маршрутов

Если принять, что на смену традиционным учебникам по каждому  предмету, придет совокупность компактных «образовательных модулей», то возникает вопрос об их рациональном использовании в ходе учебного процесса.

На наш взгляд, может представлять интерес обучение по «восходящей спирали» и, в первую очередь, применительно к содержанию «Общеобразовательного базиса», универсальных знаний, но и не только их (рис. 5).

 

Рис. 5 Восходящее и тематически циклически повторяющееся преподавание учебно-смысловых блоков “Общеобразовательного базиса”

В чем суть такого подхода.

Сразу заметим, и это очень отрадно, в нашем школьном образовании тому уже есть наглядный пример. 

Естественно-научный профиль подготовки старшеклассников в российской  школе обретает системный законченный вид (рис. 6), включающий:

  • начальное обучение по предмету “Окружающий мир”;
  • на уровне основного образования эстафету последовательно принимают “Природоведение”, “География”, “Биология”, “Физика”, “Химия”, “Астрономия”, а в завершении обучения - уже углубленное изучение отдельных предметов по профилю для предстоящего выбора школьниками путей своего дальнейшего профессионального образования.
Рис. 6 Восходящая спираль на примере “Естественно-научного направления” Функциональной грамотности школьника

К тому же полагаем, что “учебные модули”, относящиеся к разным образовательным маршрутам, целесообразно объединять в специальные «Учебно-образовательные блоки» с целью обеспечения целостности восприятия школьниками учебного материала, в первую очередь, комплексных 

по сути тем (рис.5).

Вместе с тем, наш анализ содержания и позиционирования ряда предметов по уровням школьного образования, показал и недостаточную “по вертикали” преемственность их содержания, стремление к неоправданному наращиванию количества предлагаемых тем и объемов учебных материалов. Эти оценки относятся, например, к таким предметам, как “Информатика”, “Технология” и “Черчение”, “Физическая культура” и ОБЖ". 

Кстати, уже задним числом нам, из публикаций в Интернете, стало известно о намерениях финнов сделать что-то подобное: ввести у себя вместо предметов традиционных, предметы междисциплинарные (даже включая в них и математику).

В данном случае, российское образование их опережает!

Особенности организации обучения школьников по целям и уровням образования

Каждому уровню школьного образования требуется устанавливать собственные цели, контекстно детализирующих двуединые цели «Школы» в целом.

Для уровня 1 - 4 классов основной должна быть задача как “Школьнику научиться УЧИТЬСЯ”, для чего необходимо формировать его начальный уровень  «функциональной грамотности», а что в свою очередь, обеспечит ему возможности по приобретению более сложных знаний, умений и навыков, но уже на следующих уровнях школьного образования.

Четвертый класс, завершающий «Начальное образование», должен явиться первым из формируемых «Школой» «официального» облика школьника (рис. 2,3). Он сложиться из его характеристик «Матрицы Личности», сведений и результатов обучения после прохождения школьником образовательных маршрутов «Общеобразовательного базиса» и «Универсальных ЗУН» Специального.

С 5-го по 9-й классы задачи школьного обучения приобретают уже комплексный характер. С одной стороны, требуется с 5-го класса продолжить и к 9-му завершить формирование основных знаний, умений и навыков на «все времена» «Общеобразовательного базиса» и универсальных ЗУН «Специального». Это особенно важно по причине того, что выпускники 9-х классов могут навсегда уйти из школы. В этом смысле, делать из них «недоделанных» (простите нас за не литературное слово), по сравнению с выпускниками средней школы – недопустимо! По этой же причине дальнейшее преподавание учебных материалов, входящих в «Общеобразовательный базис» и «универсальных» Специального базиса, прекращается. Полагаем, что для их наполнения девяти лет систематического обучения вполне хватает!

Пятилетний отрезок времени с 5-го по 9-й классы должен, исходя из двуединых целей «Школы», стать периодом активного изучения личностей учащихся и их профориентации. С этой целью в «Школе», в разрезе «специальных ЗУН9» Специального базиса, должны быть развернуты специальные образовательные маршруты модульно-специальной подготовки учащихся.

Девятый класс, завершающий «Основное образование», станет вторым обликом школьника и первым своего выпускника, формируемых «Школой» по результатам уже девяти лет их школьного образования (рис. 2,3).

10 – 11 классы. Логично считать, что два последних школьных года выпускники должны максимально сосредоточиться на своём будущем, интенсивно «примерять» на себя ту или иную профессиональную деятельность, учиться стать «взрослыми»!

Для чего «Школа» должна располагать и соответствующими возможностями: иметь специализированные, рационально выстроенные маршруты профильного обучения с основой на деятельный подход и элементы самообразования, гарантировать выпускникам достаточный объем учебных часов для их освоения (причем, не отвлекая их на многочисленные «глупости»).

Выпускной 11 класс. Завершает «Среднее образование» выпускников и является последним годом их пребывания в «Школе».

Как говорится, «цыплят по осени считают», а «Школа» предъявляет Обществу свой долгожданный «продукт» - результирующий за 11 лет обучения «Облик выпускника Школы» (рис. 2,3), его функциональную готовность соответствовать требованиям «принимающих сторон»!

 

Но на что, мы хотели бы обратить ваше внимание, в этой связи?

Считаем, что организация обучения первоклашек, должна в корне отличаться от организации обучения в других классах школы.

Во-первых, необходимо исключить появления у ребятишек, что называется с порога, отвращения к школе, не желания в неё ходить, не травмировать психологически. Ведь как только первоклашка переступит порог "Школы", он в классе неожиданно, сразу же попадает в необычные для себя условия. Сталкивается с достаточно жестким порядком время провождения, принуждением, отсутствием возможности побегать и подурачиться - а растущий организм требует этого, не менее чем и учитель уже ради своих задач. 

А во-вторых, «Школа» наоборот, должна заинтересовать их тем, что присутствие именно в ней для них будет и интересно, и заманчиво. 

Здесь будет поучительным изучить подход к начальному обучению, практикующийся в Финляндии. Подкупает их здравый смысл, вплоть до особой планировки классных аудиторий!

Рис. 7. Начальная школа в Финляндии

Но начинать обучать вчерашних беззаботных ребятишек, конечно же надо. Но как?

Наличием особых условий, в которых должно начинаться их обучение: всемерной поддержкой их естественного любопытства, разжиганием интереса к учебным темам уроков, их образной, яркой и запоминающейся иллюстрацией, с самым широким использованием современных технологий, и не только образовательных. Исключить, до поры до времени их «сегрегацию» по результатам оценки их успехов.

С точки зрения двуединых целей образования питомцев «Школы», полагаем, что с первого класса в учебных планах должны появиться, в дополнении к обязательным предметам по стратам общеобразовательного базиса и предметов универсальной подготовки специального базиса, еще и специальные «модули» для изучения личностных характеристик обучаемых и документирования их данных в «Матрице личности».

Таким образом, в школе и должна начинаться многолетняя работа по профориентации своих выпускников.   

«Скрытая» профориентация школьников

Преподавание школьникам знаний учебных предметов обоих образовательных базисов – общеобразовательного и специального, должно учитывать и то обстоятельство, что они фактически все уже отражают области и сферы человеческой деятельности, а потому могут служить еще и целям профориентации учащихся. 

Профориентации, которую можно годами, начиная с первого класса начальной школы, проводить систематически и исподволь («скрытно»), а не от случая к случаю. К тому же этот способ не потребует каких-либо дополнительных существенных усилий, хотя творческого воображения, наверное.

Поясним, о какой возможности может идти речь.

Излагая любой учебный материал, педагогу не составит особого труда и упомянуть, что он появился благодаря знаниям специалистов таких-то профессий, из таких-то областей человеческой деятельности, благодаря их упорному труду, а подчас и с риском для жизни. 

Визуализация, наглядность при этом только приветствуется! Так в пример этому, наш материал (рис.7).

Рис. 8 Иллюстрация “скрытой” профориентации школьников

То есть, излагая смыслы основной темы урока, например, «Вооруженные Силы России» в страте «Государство», помнить и о стоящей в этот момент и «сверхзадачи»: не навящего, как бы мимоходом сообщить ребятам и о том, что за военными структурами и боевым «железом» всегда находятся те, для кого это повседневная профессиональная деятельность – и в войсках, и на предприятиях «оборонки». Да еще подчеркнуть, что эта деятельность, чрезвычайно важная нам всем, нашему Государству! На подобное изложение хватит и пяти минут учебного времени, но делать это надо систематически на всех уроках изо дня в день, практически целое десятилетие пребывания ребят в школе.

Задача, требования к смысловому содержанию “Специального базиса” и организации специального обучения

Повторим, что задача и смысловое содержание «Специального базиса» должны состоять в том, чтобы школьникам облегчить выбор своего профессионального пути и дать им предварительную подготовку для освоения знаний и практических навыков на последующих после школы этапах уже профессионального обучения. Конечно же, в соответствии с их устремлениями, склонностями и реальными способностями.

И в этом смысле, чтобы «Школа» все-таки оправдала ожидания своих выпускников, ей необходимо иметь и соответствующий для этого «инструментарий». В конечном счете, «Школа» должна так подготовить будущих абитуриентов, так сформировать их специальную «функциональную грамотность» плюс особые требования, чтобы у принимающей стороны не было сомнений уже в их «функциональной готовности». 

Для этого у «Школы» есть возможность от пяти до семи лет целенаправленно, специально и ежедневно готовить школьников, и это не такой уж малый срок.

 

Но с этой целью, вначале еще раз обратим ваше внимание на учебные процессы и содержание образовательных пространств, которые формируются на протяжении всего периода обучения учащегося в школе, и которые индивидуально, как невесомый шлейф, принадлежат только ему.

Полагаем, что вы уже догадались, что под «шлейфом» мы пониманием «Личное Портфолио школьника». Образно говоря, это может быть «папкой» в Базе данных, в которой находятся сведения, подтверждающие его знания, навыки и умения в том или ином виде учебно-образовательной деятельности за весь на тот момент период обучения. И конечно же, в «папке» размещается и «Матрица Личности» школьника.

 

А что подобное понимание результатов этих процессов, сейчас по существу во многом скрытых от большинства из нас, дает для общего подхода к специальному обучению питомцев школ?

Как мы уже заявляли, профориентацию учащихся надо начинать с первого класса, а заканчивать включительно либо в 9-ом или в 11-ом классах. 

В частности, в начальной школе весь период обучения проводить «скрытую» профориентацию – планомерно и системно, просвещая и «накачивая» их декларативными знаниями об областях и видах деятельности взрослых, занося и закрепляя в их сознании и соответствующий понятийный аппарат, подкрепляя его броским запоминающимся иллюстративным материалом. Большего для их возраста, «Школа» объективно сделать не может. Подобную организацию начала специального обучения назовем «пассивной» профориентацией.

Но и для «активной» уже с первого класса профориентации есть поле деятельности, но до поры известного только одним педагогам. Речь идет о начале знакомства с Личностями обучаемых и десятилетним периодом их изучения. Для этого, как кому-то и покажется странным, то же уже есть реальные возможности. Ниже некоторые из них, в качестве примера, мы рассмотрим. Более подробно их раскроет наша следующая статья школьного цикла о Системе аттестации результатов школьного образования.

Считаем, что начальное образование должно завершаться построением для каждого учащегося первой «Матрицы Личности», на основе сведений которой за первые 4-е года, «Школа» вынесет свои оценки в части наличия у школьника тех или иных «универсальных» и «специальных» характеристик личности. Этого в предварительном порядке и на основе документально подтвержденных данных, будет на тот момент вполне достаточно – вынести  суждения  о наличие отдельных профориентационных «признаков» в «Обликах» своих воспитанников.

В основной школе, сохраняя прежний в целом подход, «активная» профориентация должна только нарастать, вовлекая в этот процесс уже непосредственно и самих школьников, и новые для этого «инструменты».

Учебно-образовательные «модули – оселки». От оценки знаний к оценке способностей.

«Школе» необходимы специальные «инструменты», позволяющие интерпретировать имеющиеся сведения о школьнике в смысловую структуру его образовательного облика. 

На основе данных о прохождении школьником специально сконструированных учебно-образовательных модулей и иных сведений, «Школа» сможет, опять же в предварительном порядке, выносить «суждения» и давать оценки о наличии или отсутствия у него тех или иных способностей, склонностей и иных важных признаков, необходимых для объективной и интегрированной оценки его уровня развития, особенностей поведения и функциональной готовности к освоению той или иной профессии.

Вспомним, а как говорят в нашем народе, что «чужая душа потемки». И правда, трудно в ней, в чужой-то разобраться. 

А какого школьным педагогам, по этой аналогии, постигнуть глубину личности своих питомцев, вскрыть их подлинные черты личности, склонности и способности, их устремления?!

Вот на этот случай, мы предлагаем педагогам новый инструмент – учебно-образовательные «модули – оселки».

Слово «Оселок» в русском языке в переносном смысле означает «средство проверки, испытания кого-чего ни будь».

                   
Задача «оселка» специально создать условия для проявления школьником тех или иных действий, а затем интерпретировать полученные сведения в смысловую структуру его образовательного «Облика». 

По этой причине «модуль-оселок» должен психологами и педагогами конструироваться специально, под конкретно стоящие задачи, и в первую очередь, для профориентации учащихся.

Поэтому в школах необходим разумный спектр образовательных блоков с тематическими модулями-оселками, которые должны помочь педагогам проявить и, хотя бы предварительно, оценочно подтвердить наличие у воспитанников тех или иных способностей, иметь которые им необходимо.

 

В нашем предложении абсолютно нет новизны, просто это хорошо забытое старое, и тому приводим два показательных примера, хотя на самом деле их гораздо больше.

1. Качественные задачи в стиле П.Л. Капицы.

 

Вот что сказал о своих задачах сам П.Л. Капица: 

«Как их можно решать? Задача - есть первое приближение к небольшой научной работе. Решение этих задач - уже какое-то определённое исследование. 

Не то, что в средней школе, где достаточно подставить в формулу известные данные и т.д. Здесь решение задачи определяется вами самими. 

Вы можете показать свои знания и свое понимание физики в самых разных степенях. Это зависит от вас самих, где остановиться при решении задачи. 

Все задачи составлены так, что вы их можете и в двух-трех словах приблизительно решить и, углубляясь дальше, до неограниченного предела».

 

2. Ролевые игры в школьном образовании.

Несомненно, что в качестве модулей-оселков, кроме традиционных методик, целесообразно и применение возможностей «Ролевых игр», которые для этих целей подходят, что называется идеальным образом. На сегодня уже существуют платформы, позволяющие самим конструировать сценарии и “экстерьер” игр, от простеньких до самых серьезных, например, симуляторов боевых действий.

Но чтобы, в заключение хотелось особо отметить и подчеркнуть в этой связи, не развивая далее эту тему.

Модули - оселки должны создаваться специально и специально встраиваться в учебно-образовательные процессы, их “величина” существенной роли не играет, но они однозначно должны создавать такие целевые учебные ситуации, в которых ожидаемо проявление той или иной ответной деятельной активности испытуемого.

Только в этом случае удастся получить от школьника нужную информацию, а в последующем интерпретировать ее в нужные смысловые характеристики его личности. 

Что это вполне возможно пример ситуации, которую знают все педагоги:

содержание каждой новой учебной темы учащиеся постигают индивидуально, кто-то схватывает на лету, а некоторым требуется и дополнительный урок. В чем фишка в этом примере? Очевидно, что для выяснения тех или иных способностей у испытуемых, может оказаться достаточным варьировать временем отведенным на испытание, а возможно и умышленно создать стрессовую ситуацию. Ведь действительно, как это просто, и технологии, повторимся уже для этого тоже есть!

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений

О таком взаимодействии в российском образовании заговорили в начале нулевых, чему мы были непосредственными свидетелями и участниками этого «движения». Но в последующие годы, как-то не заметно, все стало сводиться к взаимодействию образовательных учреждений посредством Сети Интернет. Хотя, именно сетевое взаимодействие как новый подход, способствующий организации более успешной совместной деятельности разнообразных субъектов в различных отраслях, продолжал свое победное шествие по планете.

Но как известно, практически ни одно нововведение не возникает на пустом месте, это относится к сетевому взаимодействию. На самом деле этому способу совместной деятельности от роду более двух столетий, с момента зарождения массового промышленного производства. Его суть хорошо иллюстрирует известное выражение «И швец, и жнец, и на дуде игрец». Оказалось, что даже очень крупным корпорациям порой не под силу или откровенно не выгодно все и вся производить собственными силами, а поэтому они сознательно идут на «внешнюю кооперацию» со сторонними организациями. Именно этот термин, означавший особенность организации взаимодействия, был в советское время у нас в стране. Но, как и многие другие, в девяностые был забыт и заменен на иноземное «аутсорсинг», а сетевое взаимодействие выродилось в «социальные сети».

Одну особенность внешней кооперации, как способ поделить общую работу как бы «на двоих», мы только что отметили. Но с появлением новой коммуникационной технологии, этот способ получил новую дополнительную огранку.

Наверное, определенному кругу наших читателей, будет интересно узнать, что на сегодня сетевое взаимодействие превратилось не только в новый и очень полезный перспективный инструмент, оно стало даже подлинным оружием: все «арабские» и прочие вёсны, майданы и подобные катаклизмы были организованы благодаря именно ему! А почему, дело в том, что такое взаимодействие не только новый вид связи, он еще и предполагает предметно-деятельную активность «абонентов»!

Возвращаясь к теме школьного образования отметим, что сетевое взаимодействие образовательных учреждений и далее будет только нарастать, как и многие традиционные учебно-образовательные среды будут переходить в «виртуальную реальность». На сегодня продвинутая промышленность уже вовсю это демонстрирует.

«Школе» сетевое взаимодействие даст новые возможности, ранее отсутствовавшие: в первую очередь, привлекать дополнительно к своему и образовательный потенциал со стороны. 

В рамках обсуждаемой темы, совершенно реально хотя бы для старшеклассников организовать просмотры специально по профориентации созданных видео сюжетов, погрузить учеников в виртуальную операционную, поднять в космос, показать «рабочий день» студента и т.п. Сторонние «цифровые продукты» могут с успехом стать ещё и учебными модулями – оселками, что уже и происходит на практике: в Сети множатся, в том числе и весьма добротные, образовательные услуги с удаленным доступом по углубленному изучению профильных предметов, по профориентации.

Новая парадигма Школы: заключительная декомпозиция страт «Специального базиса» Функциональной грамотности Школьника

Приведем один из возможных результатов заключительной декомпозиции смысловых страт «Специального базиса» Функциональной грамотности Школьника (рис.3 ).

Облик ::= /(Школьник)/(Класс)/Функциональная грамотность/;

Школьник ::= /Ф,И,О/;

Класс ::= /(1…11)/;

Функциональная грамотность ::= /Матрица Личности/;

/Общеобразовательный базис/Специальный базис/;

Общеобразовательный базис ::= /Мироздание и мировоззрение/ Общество/Государство/;

Специальный базис ::= /Универсальные ЗУН общеобразовательного базиса/

/(Тип Облика)/;

 

Заключительная часть декомпозиции страт «Специального базиса»:

Тип Облика ::= /(Профиль профподготовки)/;

Профиль профподготовки ::= /(Направление)/(Подвид профиля)/(Специализированное образовательное пространство)/;

Направление ::= /(1…9)/;

Подвид профиля ::= /Аналитик/Оператор/;

Специализированное образовательное пространство ::= /(Специальные общеобразовательные маршруты)/("Введение в профессию")/;

Специальные общеобразовательные маршруты ::= /Курсы/Циклы/Предметы/ Модули/;

Введение в профессию ::= /(Программы и организация специального обучения в ВУЗе)/(Профессиональный образовательный базис)/.

Таким образом, искомый “Облик” школьника, его функциональная грамотность в части специальной подготовки оказываются связанными с “инструментами”, в качестве которых и выступают образовательные маршруты, специализированные на выбор школьником своей профессии и его предварительную подготовку к  ее освоению.

 

Обратим ваше внимание ещё на две особенности подхода к “конструкции” «Специального базиса».

Первая – существенные различия в задачах, стоящих перед основной и средней школами по профориентации школьников (см. выше), должны найти и соответствующие отражения в структуре и содержании образовательных маршрутов по профориентации школьников.

И вторая особенность - в отличие от Общеобразовательного «Специальный базис» изначально предполагает определенный типаж «Обликов» школьников, соответствующих одному из нескольких профилей обучения старшеклассников в средней школе.

Новая парадигма Школы: организация специальной подготовки школьников 5 - 9 классов к выбору профиля среднего образования

Но сначала одно на сегодня расхожее изречение – «а они же дети!». Что по факту таковым вовсе и не является, тому есть многочисленные подтверждения из нашей с вами истории: тринадцатилетние подростки в шахтах, на лесоповале, у станка, в разведке и в партизанских отрядах, - а это вам о чем-то говорит, хотя бы из биографии ваших же родных?! А то вот, беседуешь на выпускном, с каким-то «оболтусом» 17 – 18 лет отроду, а он так до сих пор даже и не знает, чем займется уже завтра по утру!

Кстати, по этой же теме, После объявления частичной мобилизации для СВО, на погранпереходах “внезапно” появились колонны молодых лиц, резво сбегающих от призыва! А спустя время, раздались сетования на отдельные недостатки, “вдруг” обнаружившиеся, как говорят, в преподавании предмета “Истории” в российских школах.

Полноте, уважаемые чиновники, разве только в истории дело-то состоит?! Что, до вас, действительно не доходит, что корни этого безобразного явления го-раз-до глубже!

Личную ответственность за собственную судьбу, за предстоящий выбор, школьникам надо «вдалбливать» с измальства!

 

Пятилетний отрезок времени с 5-го по 9-й классы должен, исходя из двуединых целей «Школы», стать периодом активного изучения личностей учащихся и их профориентации, подготовки школьников к выбору своего профессионального пути. И для этого выбора, как минимум «Школе» нужно иметь, а школьникам и знать, а что им предлагается-то? 

Нет, не только «профиль» обучения в средней школе с углубленной «долбежкой» пары знакомых предметов, а нечто большее, если, хотите - собственную судьбу!!

«Школа» должна и может, а для этого у неё есть все пять лет основного обучения, предложить к предстоящему выбору в рамках системно-деятельностного подхода специально сконструированные маршруты из учебных модулей, циклов и курсов, в обязательное ДОПОЛНЕНИЕ к параллельному общеобразовательному направлению школьников (рис. 9).

Рис. 9. Специальные образовательные маршруты “Специального базиса”

Предусмотрев при этом, как минимум, два варианта прохождения этих маршрутов: «слаломом» или «скоростным» подъёмом – для «тормозящих» и «смышленных» обучаемых. «Шлейф» от их прохождения школьником, в обязательном порядке должен размещаться в его «портфолио» - «Матрице Личности».

Считаем, что после пятилетнего периода подобного «катания по горкам» и с учетом результатов общеобразовательного обучения, хотя бы для предварительного суждения о склонностях и реальных способностях обучаемого в части его возможной дальнейшей профориентации, какая-то информация объективного характера, появиться, безусловно должна! 

Новая парадигма Школы: организация профильного обучения школьников 10- 11 классов средней школы

Вопрос о том, сколько профилей и в чем должно состоять существо подготовки выпускников средней школы, а в конечном счете, и как заключительный образовательный результат «Школы» в целом - объективно один из самых сложных в данной теме.

Но какого же было наше очередное разочарование, когда обнаружился недостаток в подобных материалах, тема-то в школьном образовании оказалась недостаточно разработанной. Хотя при это публикаций на сей счет полным-полно! 

Особенно заметны перлы от удаленных «частников», наперебой, и конечно же за деньги, предлагающие наилучше тесты по профориентации, и, к тому же, очень убедительно и содержательно аргументируют, а для чего выпускникам это всё так и нужно. К последнему мы горячо присоединяемся!

Но беда-то в другом – как не было, так и до сих пор нет государственной, именно Государственной Системы профориентации нашего молодого поколения. Да, ее фрагменты и подчеркнем, многочисленные и очень квалифицированные есть, а вот Системы-то и нет! Тем более, построенной на все 9 или 11 лет школьного образования.

«Школа» по-прежнему, как мантру повторяет – завершить среднее образование и правильно выбрать свой профессиональный путь Вы сможете на одном из трех или четырех направлений профильной подготовки (а это как ещё может и сложиться в конкретной школе), а для убедительности утверждает, что только углубленная «долбежка» в 10 – 11 классах ряда предметов и может вам обеспечить будущий успех.

С этим мы не согласны, в отдельных деталях, спору нет, резон есть, но в целом, категорическое НЕТ! Времена-то на дворе другие!

Начнем с простого примера. Допустим, Выпускник «Школы» с хорошим образовательным уровнем общего развития, спортсмен первого разряда по самбо, но страстно желающий стать именно офицером Вооруженных Сил России, гвардейцем-десантником – а чем он, в этом случае, кроме общей подготовки обязан «Школе», по какому профилю и ради чего?! Ну мы тут, в смысле его профориентации. Это, конечно же, очень хорошо, что молодой парень, не в пример его же одногодкам уже твердо знает, а где его подлинное призвание. 

И результат такого выбора не заставит себя долго ждать: обучение в Рязанском Высшем командном училище ВДВ очень нет простое и пройти его без мечты о заслуженно престижных офицерских погонах, наверное, просто невозможно. А каков отличный результат – биографии и подвиги воспитанников прославленного Училища у всех на виду, особенно сейчас!!!

Еще пример, можно сказать новейший, этого 2022 года. Парень, отличник по средней школе, хотел бы стать, не много ни мало «конструктором-оружейником»?! От все души, наш канал желает ему сотворить его  мечту во благо и личной судьбы, и судьбы его Родины! 

Но к большому сожалению, подобных примеров видимое меньшинство.

Еще раз заявим, для исправления создавшегося положения нужна целенаправленная работа, повторим все годы обучения в школе. Да и ВУЗам, и «производству» даже “углубленное” знание отдельных предметов и высокие баллы по математике и физике ЕГЭ сами по себе никак не гарантируют появления дееспособного инженера из вчерашнего абитуриента – выпускника «Школы». В этом и подобных случаях, одних баллов со школьных выпускных экзаменов знать-то маловато! 

Так как же все-таки можно порассуждать о том, сколько же профилей и в чем должно состоять существо подготовки выпускников средней школы? Повторим, вопрос этот действительно не простой, многосложный.

Начнем с официального документа «Общероссийского классификатора специальностей по образованию. ОК 009-2016 (утв. Приказом Росстандарта от 08.12. 2016 № 2007-СТ) по ссылке в Интернете normativ.kontur.ru.

В нем приведен следующий «Перечень областей образования, установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1059», включающий всего девять направлений:

  1. Математические и естественные науки.
  2. Инженерное дело, технологии и технические науки.
  3. Здравоохранение и медицинские науки.
  4. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки.
  5. Науки об обществе.
  6. Образование и педагогические науки.
  7. Гуманитарные науки.
  8. Искусство и культура.
  9. Оборона и безопасность государства. Военные науки.

 

Так вот, а разве эти 9-ть официальных направлений нельзя ли и взять за основу установления количества профильных направлений, нет не «углубленного» образования, а просто подготовки выпускников, но «профильной» по профориентации? Считаем, что здесь действительно будет иметь место, ожидаемая нами разница в подходах, притом достаточно существенная.

Допустим, что необходимое решение все-таки вдруг оказалось принято и мы имеем новых девять, но как бы старых «профилей». А что тогда дальше?

На основании всего выше сказанного, продолжим нашу общую мысль.

Начнем с того, а что мы сможем иметь на границе двух уровней образования – основного и среднего.

Очевидно, «шлейф» прохождения школьником профориентационных маршрутов за предыдущие пять лет, скрупулезный автоматизированный анализ которого, в концентрированном виде окажется, помимо прочих сведений, в его «Матрице Личности»

На этой основе, полагаем «Школа» будет в состоянии вынести как собственно ученику, так и его родителям, свой обоснованный, но рекомендательный вердикт: как лучше бы ему продолжить дальнейшее образование, какой из уже профильной профориентационной подготовке он лучше соответствует, и как говориться «туда ему и дорога»!

Что более детально может представлять эта профориентационная подготовка.

Напомним, что средняя «Школа» только первый, начальный этап на пути молодого человека к профессии. В большой системе (рис 1), его уже ждут и новые «учителя» - со своими требованиями, предметами и порядком обучения. Да и сам процесс становления абитуриента в специалиста растянется еще на добрых 10 – 12 лет, с учетом постижения им азов профессии, но уже молодым специалистом.

В качестве иллюстрации нашего видения возможной организации «профильной» подготовки старшеклассников, приводим пример из направления «Инженерное дело, технологии и технические науки», как наиболее известного нам из своей собственной профессиональной деятельности (рис. 10).

 

Рис. 10 Специальный базис функциональной грамотности школьника. “Инженерное дело”. Профиль профподготовки “Технарь”

Завершая изложение смыслов страт «Специального базиса» на примере «Инженерного дела», отметим наши основные посылки, из которых мы исходили, декомпозируя их:

Первая: «Предупреждён – значит вооружён», а вторая – помочь выпускнику достичь «специальной» функциональной грамотности для освоения выбранной профессии, все-таки не конечная цель «Школы» по профподготовке своего ученика, конечная же – подвести будущего абитуриента к «функциональной готовности», ведь его ожидает первый в жизни, но настоящий профотбор. Нет, не сразу по поступлению в ВУЗ, а в период своего обучения в нем, а затем и как молодого специалиста. Как вы понимаете, это “сверхзадача” гораздо шире, чем ещё раз предложить школьнику на сколько-то углубиться в пару-тройку профильных предметов (возможно, все-таки понимая, бессмысленности оного).

 

Страта “Направление” профиля инженер – “Технарь” детализирована нами на подвид /“Аналитик”/ и /“Оператор”/. Дело в том, что это разные инженеры, даже если и однокашники. Если “аналитика” отличает успешность в работа при “неопределенностях”, то “оператор” больше предпочитает стабильность и предсказуемость, наличия инструкций. На производстве первые креативны и изобретательны, занимаются новыми разработками и внедрением инноваций, то вторые – отличные эксплуатационники. Естественно, что они оба одинаково нужны.

Специальные образовательные маршруты, напротив вместо углубленного изучения отдельных профильных предметов школьного курса, предполагают общий “экскурс” в общеобразовательные предметы инженерного дела уже ВУЗа. Будущий студент, на наш взгляд, уже в школе должен иметь представления о том, что ему будут преподавать, как новые дисциплины будут связаны с его школьными знаниями.

С этой же целью выпускник должен знать программу обучения по выбранной специальности, организацию образования в высшей школе (рис. 11).

Рис. 11 Структура учебно-образовательного модуля “Организация обучения в ВУЗе”

Благодаря современным коммуникациям выпускник уже сейчас может знать ВУЗы, готовящих интересующих его специалистов, их программы обучения, области и сферы деятельности молодых специалистов уже на “производстве”.

Профессиональный образовательный базис, предполагая модульное построение с наличием “оселков”, должен служить реализации системно-деятельностного подхода, подтверждающего специфические аспекты функциональной готовности выпускника школы по требованиям принимающей стороны.

А итогом школьного образования вполне может стать заключительная структура, подобной на рис. 12.

Рис. 12 Заключительная структура  ”Функциональной готовности" выпускника “Школы” - абитуриента ВУЗа.

Благодарим всех тех, кто все-таки достиг финала этой неприлично большой статьи, надеемся, что это было не зря потраченное Вами время.

Последние публикации автора


ВСУ в Курской области: хроника и последствия атаки Украины на Курск

6.08.24 г. ВСУ перешли границу Российской Федерации и, смяв сопротивление пограничников, углубились в Курскую область, по пути расстреливая мирных жителей, разрушая дома и гражданские объекты. Последние новости на 15 сентября в конце статьи. Российские войска начали наступление в отдельных районах Курской области.

Немного истории.  Топоним «Курск» ассоциируется у россиян с трагедией и беспечной халатностью, приведшей к многочисленным жертвам.  12 августа 2002 года в рамках обычных учений произошла трагедия с атомной подводной лодкой К-141 «Курск», названной в честь победы на Курской дуге во время Великой Отечественной войны.  Погибло 118 человек, к... Читать 50 мин.

ВСУ в Курской области: хроника и последствия атаки Украины на Курск

Ядерный удар по США может стать реальностью

КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН (с) Марк Порций Катон

Все мы очень любим периодически гордо бить себя пяткой в грудь и называть нашу страну великой ядерной державой. Формально, это заявление действительности вполне соответствует. По информации Стокгольмского института исследования проблем мира, в январе 2023-го года в распоряжении Российской Федерации имелось порядка 4,500 ядерных боеголовок, в то вре... Читать 8 мин.

Ядерный удар по США может стать реальностью
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!