Правительство России внедрило новую модель управления разработкой информационных технологий для государственных нужд, призванную повысить эффективность и качество государственных цифровых сервисов. Эта модель основана на чётком разделении ответственности между тремя ключевыми игроками: профильные ведомства, Центр экспертизы и координации информатизации и Федеральное казённое учреждение «ГосТех». Это разделение призвано оптимизировать процесс создания ИТ-решений, избегая дублирования усилий и обеспечивая стандартизацию. Профильные ведомства, будучи наиболее близкими к пользователям государственных услуг, теперь отвечают за определение потребностей граждан и формулирование требований к будущим сервисам. Они определяют функциональность и удобство использования, фактически выступая в роли заказчика, описывающего, «что» именно нужно. Это принципиально важный шаг, обеспечивающий ориентацию на пользователя на самом раннем этапе разработки. Центр экспертизы и координации информатизации выступает в качестве единого функционального заказчика, превращая абстрактные пожелания ведомств в конкретные технические задания. ЦЭКИ не только определяет «как» должен работать сервис, но и обеспечивает его удобство и эргономичность для конечных пользователей. Для координации работы над ключевыми ИТ-системами, такими как ГИС «Нормотворчество», витрины данных, системы противодействия интернет-мошенничеству и система электронного документооборота, в ЦЭКИ созданы специализированные проектные офисы. Эти офисы функционируют как единая координационная площадка, обеспечивая соблюдение единых стандартов качества, контроль сроков и этапов реализации проектов, а также оказывают методическую поддержку профильным ведомствам. Работа проектных офисов направлена на обеспечение синергии между различными государственными структурами и предотвращение конфликтов на этапе интеграции различных систем.
Федеральное казённое учреждение «ГосТех» берет на себя техническую реализацию проектов. «ГосТех» отвечает за архитектуру информационных систем, закупки необходимого оборудования и программного обеспечения, организацию разработки и внедрение ИТ-решений в строгом соответствии с техническими требованиями, сформированными ЦЭКИ. Это означает, что «ГосТех» отвечает за «как» технически будет реализован сервис, обеспечивая его надёжность, безопасность и совместимость с другими системами. Централизация технических работ в «ГосТехе» позволяет избежать дублирования усилий, использовать уже разработанные компоненты и шаблоны, а также тиражировать успешные решения, что существенно экономит бюджетные средства и сокращает время разработки. Применение единых технических стандартов гарантирует совместимость различных государственных информационных систем, создавая единую цифровую экосистему. В целом, новая модель управления государственными ИТ-проектами ориентирована на повышение качества госуслуг, снижение затрат бюджетных средств и ускорение темпов разработки. Она способствует созданию более удобных и эффективных цифровых сервисов для граждан, а для государства — позволяет оптимизировать использование бюджетных средств и создать единую, интегрированную цифровую среду. Эта модель предполагает системный подход, где каждый участник выполняет чётко определённую функцию, что минимизирует риски и обеспечивает высокую предсказуемость результатов. Синергия работы профильных ведомств, ЦЭКИ и «ГосТеха» направлена на создание современной, эффективной и безопасной цифровой инфраструктуры для всей страны.
Более того, использование готовых решений и шаблонов в «ГосТехе» позволяет не только сэкономить средства, но и повысить скорость внедрения новых сервисов, что актуально для быстро меняющегося цифрового ландшафта. Эта система также способствует повышению прозрачности и контролируемости процесса разработки и внедрения государственных ИТ-решений. Единые стандарты качества гарантируют равномерный уровень сервиса для граждан независимо от региона или специфики ведомства. В долгосрочной перспективе, новая модель способствует созданию более устойчивой и масштабируемой государственной цифровой инфраструктуры.
Материал подготовлен доцентом кафедры “Государственное и муниципальное управление” Факультета “Высшая школа управления” Финансового университета при Правительстве РФ, к.соц.н. Кабановой Еленой Евгеньевной.







