Кластерная политика, как известно, в настоящее время является одним из современных механизмов стимулирования социально-экономического развития регионов, позволяющим активизировать взаимодействие предприятий, научных центров, образовательных учреждений и органов публичного управления в пределах определенных территорий.
Вопрос о том, могут ли региональные органы управления реализовывать такую политику на территории, где значительная часть производственных объектов принадлежит федеральным министерствам и ведомствам, что называется “с бородой”: он был камнем преткновения и в советский период истории России.
Основным обстоятельством, ограничивающим регионы в полном осуществлении кластерной политики, являются особенности правового статуса федеральных объектов.
Объекты федеральной собственности находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, ведомств и государственных корпораций. Их управление, контроль и использование вверенных им ресурсов регулируются федеральным законодательством, что создает определенные ограничения для региональных решений.
Тем не менее, практика показывает, что региональные органы могут успешно проводить на своем уровне мероприятия кластерной политики в пределах своей компетенции даже в отношении предприятий и организаций, принадлежащих федеральным органам государственного управления. Основные механизмы такого взаимодействия уже “наработаны”. Это — выстраивание партнерских отношений с федеральными органами государственного управления, использование межведомственных соглашений, а также создание совместных платформ для интеграции совместных проектов, выгодных как первым, так и вторым. Региональные органы государственного управления вправе инициировать разработку и реализацию программ по развитию смежных сфер, инфраструктуры, научно-исследовательских центров и инновационных платформ в зоне расположения федеральных объектов и, если “завязать” их на разработку и реализацию совместных проектов, то это как раз и будет началом формирования региональных кластеров.
Также важно учитывать, что региональные органы могут оказывать влияние через экономические стимулы на поддержку выстраивания внутрикластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов. Это возможно через создание инфраструктуры для действующих и новых предприятий, внедрения прогрессивных технологий и инноваций, какие имеются в открытом доступе и предлагаются федеральными органами государственного управления, например, Минпромторгом России из наработок вверенных ему научно-производственных объединений, развитие профессиональной подготовки и привлечения инвестиций на паритетной основе с частным бизнесом, закрепляемым договором государственно-частного партнерства.
В рамках соглашений о взаимодействии возможно скоординированное управление смежными производственными цепочками, что повышает эффективность кластерной политики и содержательно содействует укреплению межотраслевых и межтерриториальных связей.
Не исключается возможность формирования внутри региона кластерных образований, включающих преимущественно имущество и предприятия, находящиеся в ведении региональных и муниципальных органов управления. В этом случае региональные органы могут осуществлять более полномасштабное управление и развитие, стимулируя создание новых производственных связей, инициировать подписание соответствующих государственно-муниципальных соглашений.
В целом, несмотря на правовые ограничения, региональные органы государственного управления способны реализовывать элементы кластерной политики на территории с объектами федеральной собственностью, при условии развития эффективных межведомственных механизмов, партнерских отношений и согласованных действий с федеральными органами госуправления.
Такой подход требует выработки синхронизированных решений на межуровневом уровне и предусматривает формирование условий для развития инновационных и конкурентоспособных производственных объединений, способных обеспечить долгосрочное социально-экономическое развитие региона. Понятно, что реализация таких нужных стране решений предполагает соответствующих кадров, которые придут в органы государственного и муниципального управления после завершения СВО.
Материал подготовлен профессором кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Попадюком Никитой Кирилловичем







