Каковы Ваши впечатления от нынешней сессии клуба «Валдай» и от общения с его участниками?
Сергей Лавров:
Как всегда впечатления позитивные. Нравится эта аудитория – внимательная, не ангажированная, старается всегда прояснить те или иные аспекты, связанные с российской внешней политикой. Считаю это полезным начинанием. Мы не только рассказываем, отвечаем на вопросы участников, но и черпаем определенные идеи, которые в некоторых случаях воплощаются в практическую политику.
Какова позиция Москвы относительно плана Д.Трампа по урегулированию ситуации в Газе, который был объявлен в понедельник?
Как Вы оцениваете предложение о создании временного внешнего управления при международном участии и формировании международного контингента для оперативного развертывания в Газе?
Получила ли Москва какие-либо сигналы о возможности участия в этом контингенте?
Как Вы оцениваете шансы на успех данного плана в целом?
Сергей Лавров:
Не видели этого плана. Только слышали комментарии о том, из чего он состоит. Вы сейчас основные положения перечислили. Слышал, что этот международный орган, который «временно будет управлять Газой» планирует возглавить бывший премьер-министр Британии Т.Блэр. Он сам вроде бы уже об этом объявил. Повторю, деталями не владею. Не знаю, какие ему собираются предоставить полномочия, как к этому относятся арабские страны. Знаю, что некоторые из них уже приветствовали «план Д.Трампа». Однако определяться окончательно надо будет только тогда, когда мы узнаем мнение всех соседей Палестины, Израиля, стран региона, Лиги арабских государств, Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и, прежде всего, самих палестинцев. Слышал, что представителей Палестинской национальной администрации не хотят включать в этот временный орган даже в качестве наблюдателей.
Что касается международных сил по обеспечению безопасности. Нет, нас туда никто не приглашал. Повторю, мы в принципе только вчера услышали о новом плане. Но я читал, что Премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху, комментируя «план Д.Трампа» (который был оглашен после визита Б.Нетаньяху в Вашингтон), сказал, что, мол, план хороший, никаких изменений в нем не должно быть. Дескать, ХАМАС и все остальные должны с ним согласиться. Среди позитивных аспектов этого плана он заявил, что Израиль сохранит контроль за обеспечением безопасности в Газе. Это немного не коррелирует с созданием международных сил, поэтому надо сначала прояснить все детали.
Как Вы знаете, Китай недавно на самом саммите ШОС выдвинул инициативу глобального управления. Российская сторона поддержала эту инициативу. Как Вы думаете, каково практическое значение этой инициативы?
Обсуждалась ли возможность каких-либо совместных действий в рамках инициативы глобального управления на площадках ШОС и БРИКС?
Сергей Лавров:
Инициатива была выдвинута буквально за день. Вернее, мы узнали о ней за день до саммита ШОС, но считаем ее полезной, нацеленной на исправление ситуации, когда механизмы глобального управления полностью подчинены Западу.
Международный валютный фонд – там США препятствуют решению об увеличении квот для стран Глобального Юга. Всемирный банк, где идет злоупотребление ведущими позициями Запада.
Недавно глава Еврокомиссии У.фон дер Ляйен сказала, что они будут поддерживать Палестину. Дескать, Европейский союз выделяет 1,5 млрд евро на ее восстановление. Сказала это с гордостью – такая огромная сумма. А сколько они дают Украине? Не на то, чтобы восстанавливать Украину, а на то, чтобы она воевала против России. В сотни раз больше.
Некоторое время назад Украина обратилась во Всемирный банк попросить кредит на 38 млрд. Всемирный банк сказал, почему, дескать, 38, давайте 65 млрд. Предвзятость, злоупотребление многосторонними механизмами для продвижения своих односторонних геополитических, эгоистичных целей – это беда.
Всемирная торговая организация тоже нуждается в реформах. США там уже не один десяток лет блокируют работу органа по урегулированию споров. Прежде всего блокируют для того, чтобы этот орган не рассматривал обращения со стороны Китая о дискриминации, нарушении правил Всемирной торговой организации со стороны западных стран в торговле с КНР.
И, конечно, ООН. Реформа Совета Безопасности и других структур должна быть справедливой. Включая реформу Секретариата ООН, где ключевые позиции, от которых зависит и деятельность всей системы ООН, и распределение финансовых ресурсов в рамках секретариатских структур, оккупированы, приватизированы представителями НАТО и Евросоюза. Это непорядок. Будем выступать за реформу глобального управления.
Что касается практических аспектов. Исходим из того, что китайские товарищи как инициаторы этого предложения будут конкретизировать свои подходы. Будем активно этому содействовать.
На днях в Молдавии состоялись парламентские выборы. Результат уже известен: победила правящая партия. Скажите, можно ли говорить о том, что, используя выборные механизмы, в Молдавии укрепляют «антироссийский плацдарм»?
Сергей Лавров:
Конечно. Президент Молдавии М.Г.Санду давно уже стала одним из глашатаев антироссийской риторики. Выборы жульнические. Поражаюсь, как можно так откровенно манипулировать голосами избирателей.
Но самое главное, что даже с манипуляциями, с созданием препятствий для голосования жителей Приднестровья (там закрывали мосты, объявляли «карантины» – далеко не все смогли проголосовать) патриотическая оппозиция набрала внутри Молдавии больше, чем партия М.Г.Санду. Только задействование ресурсов при голосовании за рубежом, когда в Европе всех чуть ли не на руках носили на эти избирательные участки (а в России, в Москве открыли только два), помогло получить нужный процент.
При всех махинациях результат все равно показательный. Даже при таких жульнических методах получается у них не очень.
Много громких заявлений сейчас приходит из Вашингтона. Спецпосланник президента США К.Келлог в интервью «Fox News» заявляет о том, что у Украины якобы есть разрешение наносить удары вглубь территории России. Вице-президент США Дж.Д.Вэнс говорит о том, что обсуждается вопрос поставок Украине крылатых ракет большой дальности «Томагавк». Рассматривают ли это в Москве как проявление давления со стороны США на Россию?
Как в дипломатическом ключе будут реагировать российские власти?
Сергей Лавров:
Думаю, что это результат, прежде всего, давления Европы на Вашингтон. И США хотят показать, что они учитывают мнение своих союзников. Не думаю, что мы уже имеем дело с принятым решением. Американцы далеко не всем поставляют «томагавки». Если не ошибаюсь, из европейцев - в Испанию и в Нидерланды. Остальным как-то остерегаются. Если они считают, что Украина - это «ответственная держава», которая будет ими ответственно пользоваться, то это будет удивительно.
Да, К.Келлог и Дж.Д.Вэнс говорили об этом. Кстати сказать, К.Келлог в принципе выступает с абсолютно проукраинских позиций. Хотя Президент США Д.Трамп всегда говорит, что «он посредник, и Украина с Россией должны решать напрямую», тем не менее К.Келлог недавно публично советовал украинскому режиму принять реальность и де-факто согласиться с тем, что территория сейчас такая, какая она есть. И, дескать, не стоит переживать по этому поводу, потому что, мол, Прибалтика была в составе Советского Союза, а США ее не признавали де-юре. И потом она стала свободной. «Так же будет и у вас», - сказал К.Келлог. Это расходится с той позицией, которую занимает Президент Д.Трамп. Там много спикеров, которые просто продвигают украинскую повестку.
Кремль уже достаточно четко сказал. Даже если эти «томагавки» окажутся на Украине, то это не изменит военной ситуации.
Вопрос о нашем основном партнере на Глобальном Юге - об Индии. Администрация США не оставляет попыток заставить эту страну отказаться от российской нефти под надуманным предлогом якобы финансирования конфликта на Украине. На Ваш взгляд, каковы истинные причины этого давления?
Сергей Лавров:
Истинные причины заключаются в том, что Президент Д.Трамп объявил о необходимости для США активно отстаивать свои национальные интересы. В эти «национальные интересы» он включает и такое достаточно агрессивное продвижение на международные рынки своих товаров своим партнерам, а также устранение конкурента, в данном случае Российской Федерации, под предлогом того, что идет война на Украине.
Но индийские коллеги уже отреагировали на призывы прекратить покупать нефть у России. Они в принципе исходят из того, что если США хотят что-то Индии продать, включая нефть, то Нью-Дели готов сесть за стол переговоров и обсудить условия. А то, как и каким образом торговать с другими странами, включая Россию, - это относится к российско-индийским отношениям. Данная позиция была изложена и Премьер-министром Индии Н.Моди, и Министром иностранных дел С.Джайшанкаром. Считаю, что она отражает национальный интерес и достоинство наших индийских друзей.
Бразилия играла активную роль в попытке стать посредником конфликта на Украине. Как Вы оцениваете сегодняшние контакты с бразильской стороной в этом контексте, а также в плане устройства многополярного мира?
Сергей Лавров:
У нас очень тесные отношения с бразильскими друзьями. Я был на саммите БРИКС и на встрече министров иностранных дел. Уже состоялись подробные беседы с Президентом Бразилии Л. да Силвой и с Министром иностранных дел М.Виейрой. Ценим позицию бразильской стороны, которая пару лет назад сформулировала предложение по содействию в решении гуманитарных проблем. В частности, они решаются в соответствии с теми взглядами, которые излагали бразильские друзья.
Африканцы во главе с ЮАР тоже формулировали такие соображения. В итоге и гуманитарные вопросы решаем, и пленными обмениваемся, и тела мы возвращаем, и решаем проблему разделенных семей.
Украинцы долго говорили, что «десятки тысяч детей пропали» и что Россия их вывезла. Когда делегации России и Украины в очередной раз встречались в Стамбуле, то наша делегация настаивала на предоставлении списка этих детей. Это же серьезный вопрос. После долгих, настойчивых уговоров украинцы передали нам список из 339 детей. Из них большая часть оказалась не детьми, а взрослыми, никаким образом не находящимися на территории Российской Федерации. При этом большая часть из них оказалась не в России, а в Европе. Поэтому эти гуманитарные вопросы нужно решать по-честному. Ценим, что Бразилия выступает именно за это.
Что касается политических аспектов урегулирования. Разъясняем нашим бразильским и другим коллегам по БРИКС подходы, которые Президент России В.В.Путин озвучивал не раз. Главное для устойчивого урегулирования на Украине устранить первопричины конфликта и угрозы безопасности Российской Федерации, которые Запад создавал с использованием украинского режима, а также полностью восстановить законодательно запрещенные на Украине права русского и русскоязычного населения. Так что будем продолжать сотрудничать.







