Вероятнее всего усиливается влияние онлайна и дискаунтеров, предполагает ведущий эксперт по аутсорсингу персонала «Ваш кадровый ресурс» Елена Корецкая.
Ситуация в РФ
В прошлом году выручка десяти крупнейших российских сетей продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) увеличилась на 14,1% — до 9,1 трлн рублей без НДС, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные INFOLine. При этом аналитики отметили, что темпы роста выручки торговых сетей сократились на 7,2% по сравнению с 2022 годом.
Положительная динамика замедлилась у Mercury Retail Group (сети «Красное & белое» и «Бристоль»), «Магнита» и «Светофора».
Выручка X5 Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик») выросла на 20,6% — до 3,13 трлн рублей против 18,3% в 2022 году.
За счет приобретения «Монетки» ускорила рост выручки в 2023 году «Лента» — на 3,5 п. п., достигнув прироста в 14,6% и заработав 615,8 млрд рублей.
Существенное сокращение темпов показал «Светофор»: выручка увеличилась на 8% (399,5 млрд рублей) вместо 40,2% в 2022 году. «Магнит» заработал на 9% больше к году (2,5 трлн рублей), но в 2022-ом сеть нарастила выручку на 26,7%. Выручка Mercury Retail Group сосавила 1,15 трлн рублей и выросла на 20,4% против 31,9% годом ранее.
Темпы роста выручки магазинов у дома в России могли замедлиться по нескольким причинам.
Во-первых, после периода быстрого роста и популяризации концепции магазинов у дома, рынок достиг некой точки насыщения, когда спрос на данную услугу стабилизируется или даже снижается.
Во-вторых, появление новых игроков на рынке может увеличить конкуренцию и разбавлять долю рынка, что может привести к уменьшению доли рынка у существующих магазинов у дома. Так, в российском сегменте FMCG-ритейла сохраняется популярность дискаунтеров. По оценке M. A. Research в среднесрочной перспективе их востребованность продолжит расти, учитывая стагнацию в экономике и снижение реальных доходов. По оценке аналитиков, доля дискаунтеров вырастет до 15–17% рынка сетевой продовольственной розницы к 2024 году. Их список уже давно не ограничивается «Светофором», со своими жёсткими дискаунтерами вышлиX5, «Магнит», «Лента» и другие сети, конкуренцию с которыми выдерживать задача не из простых.
В-третьих, перемена в предпочтениях потребителей в пользу других форматов покупок, например, в онлайн-шопинге. Переход к покупкам в сервисах доставки и маркетплейсах стал одним из главных факторов, оказывающих давление на традиционные розничные магазины, включая гипермаркеты. Покупатели все чаще предпочитают удобство онлайн-покупок, широкий ассортимент товаров и удобные условия доставки, что делает маркетплейсы привлекательным выбором. Это привело к снижению посещаемости физических магазинов, включая гипермаркеты, и сокращению выручки. Таким образом, сложности, с которыми сталкиваются гипермаркеты, в значительной степени связаны с ростом популярности онлайн-покупок и конкуренцией со стороны маркетплейсов.
И, наконец, не последнюю роль играют экономические факторы, такие как инфляция, изменения в уровне доходов населения и экономическая нестабильность, которые могут повлиять на способность потребителей тратить деньги на покупки в магазинах у дома. Так среднегодовой уровень инфляции снизился до 7,42% в 2023 году с пиковых значений в 2022-ом — 11,94%.
А как в мире?
О ключевой роли инфляции говорится и в новом отчёте Fitch Ratings. По данным аналитиков, европейские компании, занимающиеся производством потребительских товаров (FMCG) и розничной торговлей, могут столкнуться с замедленным ростом выручки в первом полугодии 2024 года, поскольку идет процесс восстановления потребительского доверия.
Уровень инфляции в Европе снизился с пиковых значений, наблюдавшихся в 2022 году, однако её «отголоски» все ещё оказывают давление на потребителей. Индекс потребительского доверия ЕС несколько ухудшился в начале 2024 года за счёт западноевропейский стран, в то время как в некоторых восточноевропейских странах и Турции наблюдалось предварительное восстановление.
Fitch Ratings ожидает, что потребители продолжат стремиться к сбережениям и искать более доступные варианты, а бизнес сосредоточится на восстановлении. Тем не менее, некоторое улучшение настроений потребителей и различные маркетинговые инициативы, могут помочь восстановлению ближе к концу 2024 года.