Долгожданная осенняя премьера юбилейного сезона МНДТ по скандально знаменитому “берлинскому” роману Владимира Набокова (1933) обещает быть захватывающей: зрителей ждёт погружение в тёмные глубины запретных желаний и парадоксов страсти. Постановочная команда спектакля (авторы инсценировки Алексей Спирин и Елена Ермакова, режиссёр-постановщик Вячеслав Долгачёв и художник Маргарита Демьянова) вслед за автором предлагает опыт психологического исследования внутреннего мира человека, поддавшегося искушению в погоне за удовольствием, и в результате потерявшего всё, что имел. Сам Набоков отзывался о своём произведении: “Это что‑то вроде триллера…”, и театр XXI века “расслышал” его слова, перестав вкладывать в них оценочное суждение, и предпочтя оттолкнуться от них в выборе художественного ракурса.
Сюжетный каркас, если рассматривать его изолированно от других составляющих романа (интертекстуальность, многослойность и многоракурсность, новаторство структуры, особенности языка и т. д.) мог бы стать основой незамысловатого криминального мини-сериала. Успешный и богатый искусствовед влюбляется без памяти в бессовестную обманщицу, которая, несмотря на нежный возраст, уже столь же порочна, сколь и расчётлива. Герой бросает своё благополучное, но скучное семейство, устремляясь вслед за “райской птицей”, исполняет её прихоти, швыряет деньги, едва не погибает в катастрофе, остаётся калекой… Финал предсказуем и закономерен, из “камеры обскура” нет выхода, так как внутри неё – лишь искажённая, мутная картинка перевёрнутой реальности.
Разумеется, Вячеслава Долгачёва интересует в этом материале не банальный адюльтер и не развлекательный потенциал, что кроется в каждой истории “о любви и смерти”. Это режиссёр-интеллектуал, режиссёр-психолог, которого в первую очередь занимают причинно-следственные связи, жизненные сценарии, глубокое изучение внутренней жизни героев, их эмоциональных переживаний и мотивов их поведения в драматической ситуации. Понимая это, с особенным интересом ждёшь премьерных показов: удачные интерпретации “Камеры обскура” на театральной сцене можно пересчитать по пальцам.
Путь распада личности под влиянием “слепой любви” предстоит воплотить на сцене ведущему артисту труппы Евгению Рубину (Бруно Кречмар). Его возлюбленную сыграет Наталья Гришагина (Магда Петерс), демонического художника-карикатуриста Евгений Кениг и Иван Ходимчук (Роберт Горн).
21, 22 ноября, 5 и 6 декабря 2025 года на сцене Московского Нового драматического театра (ул. Проходчиков, д. 2)







