Победить в СВО

В последние годы развитие концепции «умного муниципалитета» в России представляет собой одно из ключевых направлений модернизации городского управления и повышения качества жизни населения городов. Органы местного самоуправления, будучи наиболее близкими к гражданам уровнями власти (поскольку объединяют и исполнительную, и представительную ветви власти непосредственно на местах), играют все более решающую роль в модернизации всего общества, в том числе в реализации проектов, связанных с интеграцией передовых технологий в городскую инфраструктуру и управление.

Концепт «умный» муниципалитет внешне и содержательно основывается на разностороннем внедрении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для совершенствования муниципального управления на принципиально новых условиях взаимодействия администрации, усиленной системой датчиков отслеживания важных для жизнедеятельности процессов городского хозяйства и социальной сферы. А уже на этой основе создаются условия для улучшения системы обслуживания населения и повышения уровня “прозрачности”деятельности муниципальных служащих и всей администрации муниципального образования через усилениеподотчетности муниципальных бюджетных учреждений. Основные элементы «умного» муниципалитета, как это происходит во всем индустриально развитом мире, включают в себя интеллектуальные транспортные системы, энергоэффективные здания, системы управления мусорным хозяйством, умное освещение, а также цифровые платформы для расширения возможности граждан для участия в управлении городом вплоть до технологии так называемого соучаствующего проектирования, когда принятие решений по благоустройству улиц, транспортному обслуживанию, “разлиновки” новых улиц происходит при непосредственном обсуждении горожан.

В этой связи органы местного самоуправления в каждом муниципальном образовании все больше выступают как координирующий центр, обеспечивающий взаимодействие различных заинтересованных сторон, включая государственные региональные органы, частные компании, кооперативные предприятия, университетские и научные учреждения и непосредственно население. Без преувеличения можно сказать, что впервые создаются предпосылки для формирования реально демократического образования, опирающегося на новые возможности всеобъемлющего проникновения ИКТ, становления новой социокультурной общности более высокого уровня, чем опробованные в стране прежде. Для успешного продвижения такого социокультурного проекта необходимо активное сотрудничество всех заинтересованных сторон, включая и чёткое распределение функций между всеми участниками процесса реального самоуправления.

Ключевые аспекты продвижения «умного города» на местном уровне

Одной из ключевых задач администраций муниципальных образований как субъектов местного самоуправления в продвижении «умного» муниципалитета является разработка чёткое осознание перспектив и возможностей такого нового феномена, как “умный город”, а значит — необходимо создавать условия для все более охватывающего большинство населения участия горожан в разработке стратегий и программ, направленных на цифровизацию всех функций городского хозяйства. Такие программы должны учитывать специфические условия и потребности каждого отдельного муниципалитета, а также включать чёткие цели и показатели успеха. Разработка такихстратегий требует серьёзных аналитических усилий и учета лучших мировых практик, а это предъявляет повышенные требования к уровню подготовки муниципальных служащих во всех управлениях и отделах администрации муниципального образования.

Как всегда, острым вопросом здесь становится привлечение дополнительных финансовых ресурсов. Органы местного самоуправления могут активно работать над повышением инвестиционной привлекательности проектов, связанных с «умными» технологиями, опираясь на управленческие технологии, нормативно обеспеченные, но не ставшие ещё широко распространёнными. Администрация муниципального образования может активизировать этот процесс, создавая благоприятные условия для развития государственно-частного и муниципально-частного партнёрства (ГЧП/МЧП) и привлечения частных инвестиций, не обременённых договорными отношениями с администрацией. В условиях ограниченности бюджетных средств ГЧП/МЧПстановятся основным механизмом финансирования «умных» решений.

Вот почему важной функцией муниципальных служащих является информирование горожан и их вовлечение в процессы цифровой трансформации. Введение умных технологий напрямую влияет на повседневную жизнь горожан, поэтому их участие и поддержка являются критически важными для успешной реализации проектов. Органы местного самоуправления, обеспечивая регулярное информирование горожан о текущих и потенциальныхинициативах, в том числе инициированных самими горожанами, не входящими в администрацию муниципального образования, вполне могут организовывать открытые обсуждения, а также предоставлять платформы для обратной связи, подобно тому, как создана, например, такая платформа в Москве - “Активный гражданин”. Кроме того, органы местного самоуправления могут более творчески, привлекая активистов из горожан, заниматься совершенствованием нормативно-правовой базы муниципального образования, которая будет способствовать внедрению умных технологий и широкой демократизации процессов принятия решений на местном уровне.

Важная роль должна быть отведена при этом обучению и повышению квалификации муниципальных служащих. Эффективная реализация «умных» проектов возможна только при условии, что сотрудники обладают необходимыми знаниями и навыками в области ИКТ, проектного менеджмента и взаимодействия с населением.

Таким образом, роль органов местного самоуправления в продвижении проекта «умный муниципалитет» в России, будучи многогранной и комплексной, является в то же время императивом для ускоренного совершенствования всего российского общества. Она требует стратегического подхода, активного взаимодействия с различными заинтересованными сторонами и повышения уровня компетентности на всех уровнях управления. Только в этом случае можно ожидать, что такие проекты приведут к значительному улучшению качества жизни в российских городах и повысят их конкурентоспособность на внутрироссийском, а затем, после преодоления глобального финансово-экономического кризиса, — и на мировой арене.

Перспективы проекта «умный муниципалитет»

Проект «умный муниципалитет», таким образом, представляет собой значительный шаг вперед в развитиигосударственного и муниципального управления в России, переводя его, если воспользоваться эволюционной терминологией, на качественно новый уровень социокультурного цивилизационного развития. Его реализация позволит преодолеть традиционные административно-бюрократические барьеры, ставшие непреодолимым препятствием для советской модели общественного развития, и создать более эффективную и адаптивную систему социального управления, которая максимально способна учитывать потребности горожан и реагироватьна них в режиме реального времени.

Поэтому одним из важнейших значений проекта «умный муниципалитет» заключается в его влиянии на улучшение качества взаимодействия между региональными органами управления, органами муниципального самоуправления и населением. Благодаря внедрению интеллектуальных технологий местные органы самоуправления получают возможность более оперативно реагировать на запросы и жалобы граждан, используя для этого цифровые платформы и каналы связи, такие как мобильные приложения и онлайн-сервисы. Это не только повышает уровень удовлетворённости населения деятельностью властей, но и укрепляет доверие граждан к государственным институтам, способствуют их внутренней интеграции как муниципального сообщества. И это — уже другое качество общежития, способное не только консолидировать все здоровые силы и в муниципальном сообществе, и в целом внутри страны, преодолевая “родимые пятна” 1990-х годов, но и привлекать сторонников такой модели из‑за рубежа

Кроме того, «умный муниципалитет» способствует оптимизации внутренних процессов управления. Использование аналитических инструментов и систем обработки данных позволяет органам местного самоуправления более эффективно управлять ресурсами, что ведет к сокращению издержек и повышению прозрачности расходования бюджетных средств. Например, применение технологий «умного» освещения и оптимизация маршрутных сетей транспорта может не только заметно повысить качество жизни горожан, но и значительно снизить энергозатраты и улучшить экологическую ситуацию, что в целом благоприятно отразится на муниципальном сообществе.

Социально-экономический эффект способности стимулировать экономическое развитие на местном уровнепозволит сформировать ту основу для всей социально-экономической системы страны, какая обеспечит её ускоренно-экспонентный рост. Внедрение передовых технологий привлекает инвестиции и способствует созданию новых рабочих мест, особенно в сферах ИКТ и инноваций. Муниципалитеты, ориентированные на «умные» решения, становятся более привлекательными для технологических стартапов и компаний, что, в свою очередь, способствует развитию местной экономики, создавая и в её пространстве внедрять технологии Шестого технологического уклада.

Очевидно, что только в таком развороте событий роль «умного муниципалитета» в контексте устойчивого развития станет беспрецедентной. Интеграция умных технологий способствует более рациональному использованию природных ресурсов и улучшению городской экологии, создавая условия для “зеленой эры”. Органы местного самоуправления способны более эффективно управлять водоснабжением, утилизацией отходов, контролем качества воздуха и других аспектов экологической безопасности, чем региональные органы государственного управления, поскольку все ощущают, видят и знают непосредственно и не опосредованно.

Нет необходимости подчёркивать, что потенциально в плане стратегического управления проект «умный муниципалитет» выступает в качестве моделирования будущего государственного управления, ориентированного на человека, где главным принципом является устойчивое развитие и спасение ресурсов для будущих поколений. Это наложение цифровых технологий на управление позволяет создать более гибкие стратегии, готовые к новым вызовам и потребностям XXI века, включая переход на новый мирохозяйственный уклад.

Таким образом, значение «умного муниципалитета» в рамках государственного и муниципального управления в России заключается не только в технологической модернизации, но и в глубоком трансформационном воздействии на все аспекты взаимодействия государства и общества, способствует формированию более эффективной, ответственной и “прозрачной” системы управления, способной справляться с вызовами современного мира.

О важности проекта «умный муниципалитет»

Концепция «умного муниципалитета» в России представляет собой ключевое направление не только модернизации городского управления и повышения качества жизни горожан, но и постепенному “втягиванию” в процесс социокультурной модернизации и сельских поселений, решая, наконец, извечную для российского общества проблему стирания различий между городом и деревней и обеспечивая новую систему расселения населения. Органы местного самоуправления здесь играют решающую роль, в том числе и в интеграции передовых технологий в городскую и межгородскую инфраструктуру и управление, обеспечивая взаимодействие различных заинтересованных сторон, включая сельской население и горожан, а также интегрируя публичные (государственные и муниципальные) структуры, частные компании, научные и учебные учреждения и население.

Вот прочему одним из значимых социокультурных преимуществ «умного муниципалитета» является формирование нового качества взаимодействия между государством, в конечном счете, и тем, что получило название “гражданского общества”, то есть гражданами. С внедрением интеллектуальных технологий муниципалитеты с необходимостью станут оперативно реагировать на запросы и жалобы через цифровые платформы, такие как мобильные приложения и онлайн-сервисы. Органы местного самоуправления более эффективно управляют такими аспектами, как водоснабжение, утилизация отходов и контроль качества воздуха. Понятно, что все эти меры повышает уровень удовлетворённости горожан в новой модели жизненного стандарта. Муниципалитеты, ориентированные на «умные» решения, становятся более привлекательными для стартапов и научно-технологических компаний, что способствует более активному и повсеместному переходу на новый, шестой технологический уклад.

Проект «умный муниципалитет» поддерживает устойчивое развитие, рациональное использование природных ресурсов и улучшение городской экологии. Ярким примером реализации концепции «умного» муниципалитета является муниципально образование городской округ Казань. Город активно внедряет цифровые технологии для улучшения транспортной системы и услуг ЖКХ. В рамках проекта «Умный город» реализуются инициативы по установке умных счётчиков, систем видеонаблюдения и интеллектуальных систем управления дорожным движением.

Образцовой моделью для тиражирования является Москва. В Москве действует проект «Умный город», в рамках которого запущена масштабная цифровизация управленческих процессов и систем инфраструктуры. Программами предусматриваются умные системы ЖКХ, интеллектуальные транспортные системы и общегородские платформы для взаимодействия с гражданами.

Таким образом, «умный муниципалитет» не только модернизирует управление, но и кардинально трансформирует взаимодействие государства и общества, создавая более эффективную, прозрачную и устойчивую систему, способную справляться с вызовами современного мира при его фазовом переходе в новое качество. Более того, глубинное значение проекта «умный муниципалитет» – в его описанном выше социокультурном значении, а также и в том числе — в потенциальной возможности преодолеть бюрократический характер управления как типового противоречия всего индустриально развитого мира в современной эпохе.

Еремин Сергей Геннадьевич
Автор: Попадюк Никита Кириллович
Последние публикации автора


Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины, предложил чистейшее финансовое мошенничество: конфискацию российских активов для выдачи так называемого «репарационного кредита».

Цена европейского воровства: $190 миллиардов. Этот акт финансового самоубийства показывает, что Евросоюз исчерпал все имевшиеся ресурсы и не желает выделять деньги из собственного бюджета. Активы, заблокированные в Euroclear (Бельгия): Около $209 миллиардов. Риск для ЕС (прямые инвестиции в Россию): Минимум $190 миллиардов потенциальных потерь. Эта аван... Читать 1 мин.

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины

Почему после 1972 года на Луну никто не летал?

С 1969 по 1972 год 12 американских астронавтов побывали на Луне в рамках шести экспедиций программы "Аполлон". Но уже в 1972 году президент Ричард Никсон свернул пилотируемые полёты.

Главная цель программы была политическая — Штаты одержали победу над Советским Союзом в космической гонке за Луну. Луна обошлась американцам в $25 млрд (более $150 млрд в переводе на наши цены), а новой научной ценности при таких расходах обнаружено не было. Деньги были нужнее на войну во Вьетнаме; в отношениях с СССР наступила разрядка. ... Читать 2 мин.

Почему после 1972 года на Луну никто не летал?

Разрыв власти с народом, что происходит

Разрыв власти с народом за последние 33 года, по оценке агенства «Равенства», принёс России ущерб, который превышает потери периода гитлеровской оккупации 1941–1945 годов.

Провозглашение «независимости» 12 июня 1990 года стало политическим оформлением разрушения плановой экономики, начатого ещё в перестройку. Новая элита встроила страну в глобальный капитализм как сырьевую периферию, что привело к утрате экономического и политического влияния.Небольшая часть людей смогла разбогатеть и уехать на Запад, тогда как страна в ц... Читать 1 мин.

Разрыв власти с народом, что происходит

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?

Поддержка военной спецоперации основана на общедоступных фактах и понимании того, что нацизм на Украине взращивается против России. Российское руководство стремилось не допустить геноцида русских людей и предотвратить дальнейшую агрессию против России.

Вооружённый конфликт начался в 2014 году, и этому предшествовали следующие события:. 1991 год: Нарушение закона. Руководство Украины незаконно вышло из СССР, захватив территории Донбасса и Крыма, которые должны были провести референдумы, чтобы определить свою дальнейшую судьбу. Закон и интересы народа были проигнорированы.2014 год: Г... Читать 1 мин.

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?

Про Павла Дурова

Павел Дуров недавно заявил, что Европейский союз преследует только те платформы (например, Telegram, X и TikTok), на которых размещаются инакомыслящие высказывания.

По его словам, ЕС устанавливает невыполнимые правила, чтобы наказывать компании, которые отказываются молча ограничивать свободу слова. Эти комментарии последовали за недавним штрафом Европейской комиссии в размере 120 млн евро в отношении платформы X (по заявлению официального представителя Еврокомиссии Тома Ренье) за нарушение европейского закона о ци... Читать 2 мин.

Про Павла Дурова
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Михаил Советский
Михаил Советский
13.12.2025
Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?
Поддержка военной спецоперации основана на общедоступных фактах и понимании того, что наци...
Михаил Советский
Михаил Советский
06.12.2025
Почему Европа заявляет, что Россия нападет на неё
Президент России назвал заявления о якобы готовящемся нападении России на Европу «полной ч...
Wsem обо Всём
Рустем Садыков
09.12.2025
Гастроэнтеролог Садыков: зимой нагрузка на ЖКТ достигает годового максимума
Ежегодно в период с декабря по февраль происходит рост заболеваемости ОРВИ, при этом люди ...
Национальный Курс
Национальный курс
04.12.2025
Итоги 2025 года с Владимиром Путиным
Анонс выступления Владимира Путина в прямом эфире.
Александра Каверина
Александра
11.12.2025
Число арендаторов в торговых центрах Москвы снизилось почти на 10%
Число арендаторов в торговых центрах Москвы снижается, но интерес к ним со стороны покупат...
Дмитрий Корнилов
Дмитрий Корнилов
12.12.2025
Император-рыцарь и пистолет королевы Виктории: как Теодрос II заплатил жизнью за излишнее доверие британцам
Император Теодрос II, вошёл в историю как трагический реформатор, чья вера в «джентльменск...