Система наставничества существует с незапамятных времен, поскольку представляет собой особый вид обучения, при котором более опытный субъект, работая в паре с менее опытным работником, постепенно передает ему все тонкости своего ремесла.
Преимуществами данного подхода для наставляемого являются:
- возможность видеть процесс работы опытного работника, в результате чего он копирует сразу правильные действия, минуя этап «проб и ошибок»;
- отсутствие стрессовой составляющей обучения, поскольку в случае возможной ошибки в дело вмещается наставник, а значит, ученик не боится действовать, имея «страховочную сеть»;
- ускоряется процесс обучения, так как не тратится время на исправление ошибок и многократного поиска решения проблемы;
- возможность более быстрого и уверенного продвижения по карьерной лестнице.
Для организации плюсами данной практики являются снижение текучести кадров; возможность лучше использовать потенциал работников; улучшение качества работы с каждым новым поколением сотрудников; укрепление корпоративной культуры, развитие «командного духа».
Для наставника положительным эффектом от системы наставничества оказывается возможность попробовать себя в новой роли учителя, раскрыть свой педагогический потенциал; положительные эмоции от понимания важности своей роли в команде; профилактика профессионального выгорания; создание зоны роста — новой области, в которой наставник может со временем захотеть полноценно реализоваться.
С 1 марта 2025 года наставничество стало официально добровольным: для оформления данной практики требуется согласие сотрудника и одобрение руководства. Все обязанности, сроки и т. д. закрепляются письменно — в трудовом договоре или дополнительном соглашении.
В силу высокой актуальности проблематика наставничества периодически становится предметом дискуссий на различных уровнях. Так, 15 мая 2025 г. данной теме было посвящено заседание Правительства РФ. В продолжение темы 26 сентября 2025 г. в Московской городской Думе состоялось заседание круглого стола фракции Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на тему: «Наставничество как эффективный инструмент национальной системы профессиональных квалификаций в Москве». На Круглом столе, в частности, выступил Президент МОО «Московская ассоциация предпринимателей» А. Е. Поденок, который рассказал о деятельности Московского центра наставничества (МЦН) при Ассоциации, созданного при поддержке Комитета общественных связей правительства Москвы. На счету МЦН более 70 мероприятий и свыше 5 тысяч благополучателей. МОО МАП занимает лидирующую позицию среди общественных организаций по степени масштабности и инновационности разработок в области наставничества. Планируется развитие деятельности МЦН в сфере агросектора, в том числе в рамках социальной адаптации выходцев из СВО и поддержки социально незащищённых слоев населения.
Материал подготовлен доцентом кафедры “Государственное и муниципальное управление” Факультета “Высшая школа управления” Финансового университета при Правительстве РФ, к.соц. н. Харченко Константином Владимировичем.







