Скульптура гигантского коня
В своём «верительном письме» (резюме) к правителю Милана, написанному Леонардо да Винчи во Флоренции в феврале 1482 года накануне отъезда в Милан и переписанному набело профессиональным писцом, в числе 12 пунктов с описанием его возможностей, говорится: «Смогу приступить к работе над бронзовой конной статуей, которая будет бессмертной славой и вечной честью блаженной памяти отца Вашего и славного дома Сфорца». Это то, что было нужно Моро.
В связи с сомнительностью своих притязаний на титул герцога Ломбардии со столицей Милан, Лодовико Мария Сфорца всеми силами старался увековечить память своего отца герцога Франческо Сфорца (1401–1466), памятник которому собирался поставить его старший брат герцог Галеаццо Сфорца (1444–1476) ещё в 1473 году, но не нашёл мастера. Но теперь у Лодовико Сфорца был флорентиец Леонардо да Винчи. О том, что этому мастеру на все руки посильно решение сложных задач, Моро убедился в течении года работы Леонардо при дворе.
В разговоре с magestro Моро сообщил о своём желании установить в Милане достойный памятник своему отцу и в этой связи поручил Леонардо изготовить модель гигантского коня с восседающим на нём герцогом Франческо Сфорца в полном рыцарском вооружении, с последующим воплощением в бронзовую скульптуру на века. Моро пожелал видеть памятник в максимально возможных размерах на зависть всему миру и особо правителю Флоренции Лоренцо Медичи (1440–1492), которого Моро стремился во всём превзойти.
Кроме этого, Лодовико считал, что грандиозный конь будет привлекать к себе внимание и положительно оттягивать на себя скопившийся в головах горожан негатив от правления династии Сфорца.
Леонардо да Винчи с энтузиазмом включился в процесс, стал готовить расчёты и эскизы. Первоначально он хотел создать коня вздыбленным и без всяких подпорок, что до этого ни один скульптор не делал. Расчётная высота коня составляла 24 фута или почти 7,4 метра. Масса тела по приблизительным расчётам Леонардо составляла 70–75 тонн. К имеющимся в наличии у Моро 64-м тоннам бронзы надобно было изыскать ещё тонн 10. В 1496 году математик фра Лука Бартоломео ди Пачоли (1447–1517) подтвердил предполагаемый Леонардо вес коня. Метод тонкостенного литья под высоким давлением, существенно облегчающего вес изделия, был ещё не известен.
Вздыбленный конь более 7 метров высоты, даже без всадника, был архисложным замыслом и исполнением даже для да Винчи. Технологии тех лет не позволяли обеспечить надёжную устойчивость конструкции только на двух задних ногах лошади.
Последующие шесть лет Леонардо искал решение этой трудной задачи, попутно выполняя многогранную работу во дворе. Таким образом, с 1483 года по 1489 год создание монументальной скульптуры вздыбленного коня с всадником или без него находилось на стадии замысла и проработки проекта.
Проволочка не устраивала герцога Бари Лодовико Сфорца. Он стал думать о замене исполнителя. И даже сделал в этом направлении шаг. В начале 1489 года он попросил флорентийского посла в Милане Пьетро Аламани написать письмо Лоренцо Медичи, по прозвищу Великолепный, чтобы тот прислал одного или двух мастеров, так как сомневается в способности своего скульптора. Это стало известно Леонардо от фаворитки герцога Чечилии Гелллерани, с которой Моро был в очень хороших отношениях.
Лоренцо Медичи либо не хотел помочь конкуренту, либо не мог, поскольку гениев подобно magestro в то время на Земле не родилось. В такой ситуации Моро решил не конфликтовать с Леонардо да Винчи и полностью ему довериться. Напряжённая ситуация разрешилась заключением контракта. Согласно записям Леонардо, он 23 апреля 1490 г. отказался от идеи вздыбленного коня и принял окончательное решение создать коня, рвущегося вперёд, а затем посадить на него всадника. 28 апреля 1490 г. Леонардо получил из рук казначея Маркезино Станга аванс в размере 103 лиры.
К созданию скульптуры коня да Винчи готовился основательно. Он посетил несколько лучших конюшен и основательно изучал анатомию красивых лошадей. На этот раз по сроку исполнения Леонардо не подвёл заказчика. К 30 ноября 1493 г. готовая глиняная модель коня, которого маг по части металургии Томмазо ди Джованни Мазини (Зароастро, Заратустра) покрыл слоем патины, отчего модель стала казаться золотой, была выставлена на замковой площади перед Корте де Веккью, где гений её ваял.
Модель ожидала прибытия в Милан (согласно брачному договору от 25 августа 1493 года) на обряд венчания жениха короля германского Максимилиана 1 Габсбурга (1459-1519), женящегося на Бьянке Марии Сфорца (1472-1510) с приданным 300 гульденов (так у к.и.н Рябцева Р.В.). Бьянка — дочь герцога Галеаццо Сфорца, убитого 26 декабря 1476 года,и Боны Савойской (1449-1504. Лодовико Сфорца приходится ей дядя, присвоивший право решать руку племянницы в собственных интересах.
Модель коня вызвала всеобщее восхищение и ликование. Коня и его создателя восхваляли множество поэтов, в том числе Балдассаре Такконе (1461–1521): «Смотрите, в Корте, как он (Лодовико) воздвиг великого колосса из металла (арматуры и глины) в память о своём отце. Уверен, что ни в Греции, ни в Риме не видели такой статуи величественнее. Смотрите. как прекрасен этот конь. Леонардо да Винчи один создал его…»
Леонардо продумал все технологические операции превращения глиняной модели в полноценного коня из бронзы: изготовление формы, одновременной плавки металлолома в нескольких печах, рытьё 20-метрового котлована и заполнение формы расплавленной бронзой в лежачем и стоячем положении будущего коня. Когда всё было готово, стало известно, что «бронза была да сплыла».
По одной из версии, Лодовико Сфорца летом 1492 года передал весь запас бронзы (порядка 65 тонн) своему тестю герцогу Феррары Эрколе де Эсте за долг в размере 3000 дукатов. Многоопытный правитель, род которого правил Феррарой более 500 лет, учуял надвигающуюся грозу и собирался отлить пушки для обороны своего города от агрессоров (французов, венецианцев, турок …) Сам Лодовико Сфорца о боевых столкновениях тогда не думал. С королём Франции Карлом УIII (1470–1498) они друзья, военная агрессия французов против Неаполя ему на руку и его не коснётся. С венецианцами – мир. С восьмым султаном Османской империи Баязетом II существовала договорённость. С Императором Максимилианом I-Габсбургом — породнился через племянницу Бьянку. Всё, как говорят, схвачено. Можно продолжать праздную беспечную жизнь в благодатных владениях Сфорца. А по закону Мэрфи « Если всё хорошо, то Вы чего- то не предусмотрели». Вскоре Моро столкнётся с большими неприятностями.
По другой версии, Лодовико Сфорца, примкнувший «лучше поздно, чем никогда» к Священной Лиге, созданной для противодействия агрессору, передал имеющюся у него бронзу на отливку пушек накануне крупного сражения с войсками Карла УШ, состоявшегося в июле 1495 г. под местечком Форново-ди-Торро, что в 35 км от Пармы. Надо же было Моро как-то загладить свою причастность «и к вашим, и к нашим». Войсками Лиги командовал бывший кондатьер маркиз Франческо 1 Гонзаго (1466–1519). Он являлся мужем старшей сестры Изабеллы де Эсте жены Моро Беатриче де Эсте. Помимо военных и политических целей, Моро хотел иметь благосклонность самой Изабеллы, которой он симпатизировал.
Для Леонардо да Винчи оба варианты утраты бронзы были «что совой о пень, что пнём о сову»… Но он не терял надежды, что металл в нужном количестве рано или поздно у заказчика будет в наличии и продолжал в свободное время работать над проектами и расчётами, связанными с превращением модели в скульптуру-памятник.
В ночь со 2 на 3 января 1497 г. в возрасте 22 лет умерла при родах герцогиня Милана Беатриче Сфорца. Безвременная смерть любимой жены и годичный траур по ней выбил Моро из жизненной колеи. К теме «Конь герцога Франческо» убитый горем Моро не возвращался.
В июле 1499 г. французские войска под командованием легендарного Джана Джакомо Тревульцио вторглись в Ломбардию с запада. В начале сентября был оккупирован Милан. Захватчики учинили массовые бесчинства. Пострадали невинные люди, были разрушены красивые здания, повреждены украшавшие город скульптуры и исторические памятники, убиты прирученные животные и др.
Солдаты, которых Моро называл «дикое скопища варваров», устраивали состязания на точность стрельбы из луков и арбалетов по старинным скульптурам. Известен спор между немцем и французом на точность стрельбы в голову коня, украшавшего площадь, после распития 4 кружек пива. Стрела немца попала в цель точнее. К разрушению коня также причастны гасконские лучники и арбалетчики капитана Жоржа Кокебурна, использовавшие голову коня в качестве мишени. Есть версия, что французы умышленно расстреляли коня, чтобы, образно говоря, Сфорца в будущем не оседлали его. К 1501 году модель была основательно повреждена. Время, дожди и ветер окончательно разрушили это уникальное творение. Модель «коня» не сохранилась!
Все чертежи и расчёты по коню после смерти гения Леонардо да Винчи 2 мая 1519 г. в поместье, ныне называемом Кло‑Люсе близ королевского замка Амбуаз во Франции, находились по завещанию у его любимого ученика Франческо Мельцы (1492–1568), а после его смерти пропали. Их отыскал в Национальной библиотеке Испании в Мадриде в 1965 году американский лётчик любитель искусства Чарльз Дент (1917–1994) из Пенсильвании, прочитавший перед этим заметку в журнале «National Geographic». Мистер Дент, имея на руках подлинные чертежи, расчёты. иллюстрации, загорелся благородным желанием воссоздать «коня» и передать его в Милан для установки на месте, где модель стояла 6 лет пока её серьёзно не повредили легионеры ЛюдовикаХ11. Не имея нужной суммы собственных денег для воплощения в жизнь задумки великого Леонардо да Винчи, Чальз Дент создал и возглавил некоммерческую организацию и Фонд для сбора средств. Собранные 2,5 миллиона долларов были истрачены по назначению, в том числе на зарабную плату команде из 30 человек. После смерти Чальза Дента в 1494 году дело продолжил его племянник Питер Дент. Но без денег Фредерико Мейера из Мичигана «конь» не был бы создан. Скульптор Нина Акама, американка японского происхождения, довела дело до конца. К 1977 году был отлит в бронзе 15-тонный конь-памятник высотой 7,3 метра и в сентябре 1999, ровно к 500-летию его разрушения французами в сентябре 1499 года, он был установлен на пьедестале по решению властей Милана перед центральным входом в ипподром Сан-Сиро. «Красота готовой скульптуры, тщательная проработка всех анатомических деталей лошадиной стати поражает». Копия этого коня, но в гипсе, окрашенном под бронзу, установлена прямо на грунте в парке скульптур в Мичегане, принадлежащем коллекционеру Фредерико Мейеру. (На этих условиях он финансировал проект на завершающей стадии). Уменьшенная копия коня (h-3,7 м) установлена в честь Чальза Дента в его родном городе Аллентауне. Ещё одна уменьшенная копия коня (h-2,4м) установлена в родном городе Леонардо — Винчи. Говорят, что и на родине Нина Акама в Японии стоит уменьшенная модель коня покрытая фибергласом под цвет бронзы.
Мир увидел второе рождение легендарного коня Леонардо да Винчи исключительно благодаря мистеру Чальзу Денту и его команде. За что люди им безмерно благодарны.
При подготовке материала попали в поле зрения статьи с не точным описанием событий и фактов, что вызвало наши комментарии
1. Zabaikalochka, статья «Конь Леонардо да Винчи» от 15.10.2011
Здесь как в песне: «Всё хорошо, прекрасная маркиза, всё хорошо», только: «Эта история очень старая, но удивительная. Леонардо да Винчи в 1841 году задумал сделать конную статую Лодовико Сфорца в Милане. И сделал, только гипсавую…». Действительно есть чему удивляться.
1.1. Да Винчи умер 2 мая 1519 года. Спустя 322 года в 1841 году ему не чем было думать.
1.2. Мария Сфорца (1451/1452–1508) при жизни скульптора статую себя верхом на коне у придворного скульптора Леонардо да Винчи не заказывал, а тем более в 1841 году. Он в 1483 году поручил придворному мастеру на все руки Леонардо да Винчи выполнить скульптуру-памятник в честь легендарного кондотьера герцога Милана Франческо Мария Сфорца (1401–1466) своего отца.
1.3. Да Винчи не задумывал сделать конную статую. Отсебятина была ему не по карману. Инициатива исходила от заказчика.
1.4. Модель коня, изготовленная в 1493 году была из глины и покрыта патиной. А не гипсовая.
И ещё. «В 1481 году Леонардо да Винчи предложил свои услуги в качестве военного инженера, архитектора, скульптора новому миланскому герцогу Лодовико Сфорца».
1.5. Леонардо да Винчи не мог в 1481 году общаться с Моро, поскольку он со своим известным письмом-резюме и уникальной лирой в форме лошадиной головы собственного производства, появился в Милане в разгар фестиваля в феврале 1482 года.
1.6. Новым Миланским герцогом Лодовико Сфорца в год появления Леонардо в 1482 году в Милане не был. Мессир Лодовико Сфорца с 27июля 1479 года стал герцогом Бари. С 7 октября 1480 года он регент законного герцога Милана Джана Галеаццо Мария Сфорца(1469–1494). Официально новым 7-ым герцогом Милана Лодовико Сфорца стал не в 1481 году, а 22 мая 1495 года с получением от Короля германского (Римского короля) Максимилиана 1 Габсбурга Грамоты и символов герцогской власти.
2. Рубрика «Неизведанная Италия». Статья «Скульптура в Милане. Конь Леонардо» от 30.09.2012
«Через несколько лет после получения от Лодовико заказа, вздыбленную лошадь решили опустить на грешную землю на все четыре подковы… В 1493 году 7-метровая глиняная модель выставлена на суд публики. Осталось самая малость-залить статую бронзой. Бронзы требовалось около 100 тонн».
2.1. В статую расплавленную бронзу заливают дилетанты. После изготовления глиняной модели коня в 1493 году Леонардо да Винчи в ожидании нужного количества лома бронзы (по расчётам Леонардо да Винчи и Луки Пачоли требовалось не 100, а 70–75 тонн бронзы. Её собирали жители Милана и близлежащих городов) занялся изготовлением литейной формы, которую он намерен был заполнять одновременно расплавленной в трёх горнах бронзой. А не заливать в статую бронзу, как пишет автор.
2.2. Скульптор, отказавшись от вздыбленного коня, не собирался ваять коня, стоящего неподвижно на «четырёх подковах», как пишет автор. Он принял решение создать модель коня в стремительном движении. И от этого скульптура только выиграла. Современник Паоло Джовио сказал: «В мощном разбеге тяжело дышащего коня проявилось как величайшее мастерство скульптора, так и его высшее знание природы».
2.3. В наше время ХС Engineering по поручению профессора Паоло Галуцци, директора института истории и науки во Флоренции, с использованием 3-D программ подтвердил правильность расчётов фра Пачоли - 70–75 тонн, с учётом технологических возможностей ХУ века.
2.4. Согласно сохранившимся записям, заливка литейной формы бронзой была запланирована на 20 ноября с учётом прибытия жениха на венчание, назначенное на 30 ноября 1493 года. Из‑за отсутствия металла всё сорвалось. Модель коня осталась в глине. Говорят, что герцог Феррары Эрколе де Эсте, тесть Лодовико Сфорца, предложил зятю выкупить у него глининую модель коня. Моро не согласился. А может быть и зря. Был бы цел конь, а у Моро –деньги. Попутно напрашивается вопрос-предположение, а не забрал ли Эрколе у Моро бронзу в счёт погашения долга, чтобы в отсутствии у Милана бронзы выкупить у Моро глиняного коня? Если он очень хотел его иметь для возвеличивания своей династии. Конь ведь без всадника- обезличенный.
3. Леси Коллинсон – Марлей, книга «История династии Сфорца», глава 1Х:
«Глиняная модель, помещённая в 1490 в честь свадьбы молодого герцога в центре площади дель Кастелло, была встречена беспредельным восторгом»- нелепость.
3.1 Общеизвестно, что шестой герцог Милана 20-летний Джан Галеаццо Мария Сфорца (1469–1494) женился на своей двоюродной сестре 19-летней Изабелле Арагонской (1470–1523) нев1490 году, а 2 февраля 1489 года. Эта дата подтверждена письмом свидетеля свадебного торжества Стефано Висконти (того, чьё обручение в 1478 году с Чечилией Галлерани было расторгнуто в 1487 году) правителю Флоренции Лоренцо Медичи от 2,02,1489
3.2 Леонардо да Винчи в соответствии с заключённым 23 апреля 1490 года контрактом выполнил модель коня в глине не в 1490 году, а 30 ноября 1493 года к дню прибытия в Милан представителей Императора Максимилиана 1 Габсбурга, чтобы отвезти его невесту Бьянку Марию Сфорца (1472–1510) в Инсбруг. Скульптура коня не могла быть выставлена на центральной площади Милана в 1490 году в честь женитьбы герцога. потому, что свадьба была годом раньше, а конь в глине изготовлен тремя годами позже.
Таким образом, герцог Милана Джан Галеаццо и его жена Изабелла Арагон к коню-памятнику отношения не имеют.
4. А. Калинин и С. Павловская, статья «Конь Леонардо. Covallo dello Sforza»:
«В 1493 году по случаю свадьбы дочери Лодовико Леонардо да Винчи представил глиняую модель высотой 4,7 метра, из которой затем предполагалось сделать бронзового коня.»
4.1 Почему у них модель высотой 4,7 метра, а не 7,3 метра? Из маленькой модели большую скульптуру-памятник, а точнее 24 фута высотой, сделать не реально.
4.2 У Лодовико Сфорца, прозванным Моро, была любимая дочь Джованни Бьянка (1482–1496) от Бернардины Коррадис. Так её Моро в 1489 году в 7-летнем возрасте обвенчал с 32-летним генералом Галеаццо Сансеверино (1458–1525). Была дочь Бона 1496 года рождения от любовницы Лукреции Кривелли. Этот 3-летний ребёнок тоже не подходит. О других дочерях нам ничего не известно.
По нашему мнению здесь речь должна идти о племяннице Лодовико Сфорца Бьянке Марии Сфорца (1472–1510). Право распоряжаться её рукой Лодовико Сфорца получил после убийства её отца в 1496 году герцога Галеаццо Мария Сфорца, старшего брата Моро. . К 30 ноября 1493 г. готовая глиняная модель коня, которого маг по части металургии Томмазо ди Джованни Мазини (Зароастро, Заратустра) покрыл слоем патины, отчего модель стала казаться золотой, была выставлена на замковой площади перед Корте де Веккью, где гений её ваял.
Модель ожидала прибытия в Милан (согласно брачному договору от 25 августа 1493 года) на обряд венчания жениха короля германского Максимилиана 1 Габсбурга (1459-1519), женящегося на Бьянке Марии Сфорца (1472-1510) с приданным 300 гульденов (так у к.и.н Рябцева Р.В.). Бьянка — дочь герцога Галеаццо Сфорца, убитого 26 декабря 1476 года,и Боны Савойской (1449-1504. Лодовико Сфорца приходится ей дядя, присвоивший право решать руку племянницы в собственных интересах.
Вообщем, у этих авторов какая-то туманная история — неизвестно чья дочь и специально для неё модель жеребёнка (по сравнению с запланированными скульптором размерами).
5. Rutraveller, статья «Скульптура» конь Леонардо»:
«строительство копии лошади Леонардо было начато в 1977 году на средства Чальза Дента-американского миллиардера»
5.1. Бывший американский военный лётчик Чальз Дент (1917–1994) не был миллиардером. Задавшись целью из благих побуждений и благородных намерений воссоздать разрушившегося после повреждения солдатами французского короля ЛюдовикаХ11 легендарного коня гения Леонардо да Винчи, Чарльз Дент создал общественный Фонд В 1994 году мистер Дент умер, не дождавшись конечного результата. Собранные 2,5 миллиона долларов были истрачены по назначению, в том числе на заработную плату команде из 30 человек. После смерти Чальза Дента в 1494 году дело продолжил его племянник Питер Дент. Дело могло закончиться фиаско, если бы филантроп, коллекционер копий значимых произведений искусств богатей Фредерик Мейер не предложил бы сделку. Вы мне копию коня в гипсе для сада скульптур в Мичигане, а я вам many money. Без денег Фредерико Мейера из Мичигана «конь» не был бы создан, Деньги миллиардера Мейера, а не лётчикаЧальза Дента, спасли положение. В итоге своего гигантского коня он получил и в своём парке поместил. Мечта мистера Дента тоже сбылась. Полнометражный красавец конь занял через 500 лет своё почётное место на родине в Милане на входе в ипподром Сан-Сиро.
Потомки должны быть благодарны всем причастным к истории со счастливым концом.
Комментарии можно было бы продолжить, но боимся, что мы читателя утомили. Да и сами тоже.