Поэзия — это удивительное эволюционное приобретение человечества. Ценность её не только в культурно-эстетическом содержании, но и в том, что это эффективный способ сохранения исторической памяти. Длительность хранения и передачи образно-смыслового содержания от поколения к поколению в такой форме очевидна и прослеживается на протяжении тысячелетий.
Кроме того, поэзия имеет персонифицированное значение с точки зрения включённости в формирование высших психических функций, и не только памяти. Существует несколько точек зрения на влияние поэзии на память.
Во-первых, стихотворение — это образное содержание, упакованное в темпо-ритмическую форму. Вспомните свое раннее детство, и вы легко воспроизведете несколько простых стихотворений. Самый элементарный пример — стихотворение про Таню, которая громко плачет. Большинство людей без труда продолжат это стихотворение, которое запечатлелось и сохранилось в раннем детстве. Возникает вопрос: зачем это содержание хранится десятилетиями, а то и всю жизнь? Это удивительная особенность ранней детской памяти — длительное время хранения.
Когда родители спрашивают, нужно ли учить детям стихотворения, ответ однозначен: да.
Вреда от этого нет, за исключением случаев, когда способ обучения ребёнка будет
агрессивным и жёстким. Чем больше будет «хранилище» в детском возрасте, тем
доступнее его использование и его ресурсы будут во взрослом возрасте. Ребёнок должен не только запоминать, но и воспроизводить — это два взаимосвязанных процесса памяти.
Сохраненное содержание легко актуализируется и позволяет поддерживать активность свободного пути актуализации сохраненной информации в течение длительных лет жизни человека.
По сути, поэзия — это чудесный «трек», связывающий кратковременную и долговременную системы нашей памяти.
Во взрослом возрасте поэтические формы, сохраненные на предшествующих этапах жизни, существуют в памяти. Если мы можем быстро актуализировать их, то есть вспомнить и воспроизвести, это один из признаков здорового функционирования систем памяти.
Для взрослого человека важно запоминать новые стихотворения, не полагаясь только на содержание, сохраненное в детстве.
Принцип здесь прост: чем активнее мы используем функцию, тем лучше она работает.
Поэтому установка «Используй или потеряешь» должна быть интегрирована каждым взрослым человеком в отношении своего психического здоровья, в части здорового функционирования.
Если вы, будучи взрослым, без дополнительного напряжения можете вспомнить в полном объёме 7–9 стихотворений, это хорошо. Если больше — это просто чудесно.
Постановка задачи запоминать стихотворную форму и регулярно (хотя бы раз в месяц) её актуализировать — отличный способ для профилактики нейродегенеративных изменений памяти.
Но есть и второй аспект значения поэзии, на который я бы хотела обратить внимание: их нужно не только учить, но и писать. Особенно это важно для детей, когда ребёнок образовательной деятельности соединяет слово с образом и укладывает это в ритмическую форму.